Петров-Маслаков Всеволод Михайлович, Народный художник РФ «Скорбь наша», 2024
В Союзе художников Санкт-Петербурга открылась выставка к Дню 9 мая, которая так и называется «Победа». Среди более чем 200 работ есть полотна единственного ветерана Великой Отечественной войны, живописца, народного художника России Всеволода Петрова-Маслакова, который и сегодня в строю. Основная его работа в данной экспозиции называется «Скорбь наша», и написана в этом году. Лето 1941 застало юного Всеволода в родном Ленинграде, ему шел 14-ый год и он вместе с мамой и своими друзьями, такими же школьниками, помогали родному городу, чем могли. Они дежурили по ночам вокруг домов, чтобы тушить «зажигалки», сбрасываемые нацистами на крыши домов. Юноша военного поколения, Всеволод Петров-Мослаков помогал ленинградцам, чьи квартиры были разрушены попаданием бомб в дома блокадного города. Как правило, в первую очередь помощь требовалась раненым, а также спасению оставшихся вещей, которыми ещё могли бы пользоваться пострадавшие, потерявшие свои квартиры. Позднее, уже в мирное время, Всеволод Петров-Маслаков записывался в геологические партии, уезжал далеко от дома, узнавал жизнь нанайцев, эвенов, все они отличные охотники, но не охота была основной задачей будущего художника. Он зарисовывал диких животных, птиц, пейзажи, и многое узнавал о жизни людей иной культуры, их традициях, переносил на бумагу зарисовки охотничьих ритуалов, особенности их народных промыслов. Так он побывал с геологами на Камчатке, в Якутии, знакомился с людьми сильных характеров. Однажды, пребывая вместе с геологической партией в Новгороде на раскопках, он увидел и узнал о том, что помимо 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне от Советского Союза, есть ещё два миллиона тех, кто «не был учтен» этой ужасающей цифрой. Так родился замысел картины «Скорбь наша». Более семи десятков лет прошло, а скорбь, как будто неизбывна, и оставшиеся очевидцы помнят и чтят всех защитников Родины, вот так скромно, камерно, самой простой свечкой в храме, где Пресвятая Богородица с иконы утешает скорбящих, принимая их боль на себя.
Братанюк Василий Иванович «Портрет народного художника России, Ветерана Великой Отечественной войны Всеволода Михайловича Петрова-Маслакова», 2024
Таков он сегодня, Всеволод Иванович пишет свои картины, и многие из них – о военных годах, о воинах и защитниках. Всего два ветерана Великой Отечественной войны ещё трудятся в Союзе художников Санкт-Петербурга. Это народный художник РФ Всеволод Петров-Маслаков и Дмитрий Бучкин, также заставший войну в блокадном Ленинграде. Среди художников - детей войны, участников выставки - Н.С.Чуков, М.Ф.Конов, В.Я.Миссуловина, В.С.Солодков, В.И.Фомин.
Художник, график, блокадник, член Санкт-Петербургского Союза художников Дмитрий Петрович Бучкин
Помимо картин на выставке представлено в витринах многочисленные книги, статьи, публикации искусствоведов. В частности, о заслуженном художнике А.Д.Романычеве, народном художнике Г.Д.Ястребенецком, графике П.М.Кондратьеве, ученике П.Филонова. Представлен сборник статей Б.Н.Нешатаевой, старейшего ускусствоведа, блокадницы, недавно ушедшей. Особого внимания заслуживает коллективный труд "Страницы памяти" 90 искусствоведов и художников. Его авторы рассказали о творческой и военной биографии 543 мастеров кисти, членов Санкт-Петербургского Союза художников, переживших войну. "Именно эти художники внесли большой вклад в изобразительное искусство страны, их работы пополнили музеи и стали золотым фондом коллекции", - подчеркнула искусствовед Лидия Конова.
В экспозиции выставки «Победа» немало портретов, отражающих судьбы и сильные характеры людей, прошедших войну, названную самой страшной в XX веке. С работы Геннадия Бернадского «Иван Иванович» из цикла «Пережившие блокаду» смотрит боевой офицер, не сломленный тяготами войны, а напротив – отчеканивший свой характер в боях военных и иных. За такой «спиной» никому ничего не страшно. Золотые звезды на погонах лишь усиливают высокий человеческий статус «Ивана Ивановича».
Бернадский Геннадий Валентинович «Иван Иванович» из серии «Пережившие блокаду», 2019
Зорькин Илья Юрьевич «Портрет отца», 2024
«Портрет отца» на фоне его кителя с орденами и медалями работы Ильи Зорькина очень интересен и композиционно. Художник как бы делит надвое жизнь отца – с одной стороны – военное прошлое, что навечно с ним в его детской памяти блокадника, а с другой – та мирная, домашняя, уютная жизнь семьи, что отражена за стеклом домашнего буфета скромным сервизом, фарфоровыми статуэтками, - та жизнь, которую защищал наш народ в 1941-1945 гг. Глядя на сосредоточенное лицо отца, понимаешь, что сыну нелегко было уговорить его позировать.
Иной портрет кисти Евгения Емельянова «Портрет девушки в образе санитарки Великой Отечественной войны» - о людях молодого поколения, девушка очень органично смотрится в военной форме и даже с винтовкой в руках, но порохом пока, слава Богу, не опалена, не хватила военного лиха. Однако не за тем писал художник этот портрет. Девушка в образе санитарки Великой Отечественной войны – наследница победителей, и когда потребуется, она пойдет защищать и своих детей, и своих родителей, и свою Родину, и это будет для неё столь же органично, как сейчас – военная форма. И художник в этом очень убедителен.
Емельянов Евгений Юрьевич «Портрет девушки в образе санитарки Великой Отечественной войны», 2024
Чесноков Петр Серафимович «Держись другой стороны», 2024
Картина Петра Чеснокова «Держись другой стороны» продолжает тему блокадного Ленинграда. Для жителей осажденного города была привычна и так важна эта спасительная надпись на многих домах. Она гласила: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Сегодня, спустя годы, мы видим оградительную ленту вокруг побитого войной дома, а под исторической надписью «сидят» игрушки, принесенные современными людьми, может быть потомками погибших, может быть, школьниками, которым небезразлично прошлое родного города. В этом фрагменте стены, выбранном художником для своей темы, столько смысла, столько боли, столько обещания – никто не будет забыт.
Овсянников Антон Анатольевич «Уходящие в вечность» - памяти Н.Н. Никулина и 311 С.Д., 2020
Александр Федоров «Прощание», 2006
Та же тема и в картине Антона Овсянникова «Уходящие в вечность» - памяти Н.Н. Никулина и 311 С.Д. Между размытой дождями и разбитой тяжелым транспортом дорогой, несжатым полем и свинцовым небом уходят на фронт солдаты. Живы они останутся или вернутся с победой – их воинский долг уже увековечен.
Так случилось — мужчины ушли,
Побросали посевы до срока,
Вот их больше не видно из окон —
Растворились в дорожной пыли.
Вытекают из колоса зёрна —
Эти слёзы несжатых полей,
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.
…….
Всё единою болью болит,
И звучит с каждым днём непрестанней
Вековечный надрыв причитаний
Отголоском старинных молитв.
Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомлённых, нецелых — любых,
Лишь бы не пустота похоронных,
Не предчувствие их!
Кожевников Игорь Владиславович «Последнее письмо. Похоронка», 2018
«Лишь бы не пустота похоронных, не предчувствие их»! Этот психологический надрыв отразил в своей картине Игорь Кожевников. Его полотно лаконично, но многозначно переданным через жест горя молодой солдатки. Причина её отчаяния - в белом бумажном треугольнике, пришедшем с военно-полевой почтой – как контрастирует он с разноцветными треугольниками лоскутного одеяла, с любовью шитого девичьими руками для долгой и счастливой семейной жизни. Всё оборвала война. А надо жить.
Чуков Николай Сергеевич «Матери», 1973
И картина Николая Чукова «Матери» посвящена женщинам, пережившим войну и горе, непосильный труд и потерю близких, но благородно несущими огонь жизни, что горит в их глазах, в их испещренных горькими морщинами лицах.
Немакин Александр Васильевич «Эхо войны», 2018-2022
Александр Немакин представил на выставку картину «Эхо войны», на которой дед ветеран привел внука к старому доту (долговременная огневая точка), видимо, решив рассказать, что здесь происходило в годы войны. Сам в орденах, «весь седой, как лунь», он вспоминает и молчит, а внук ждет и не понимает переживаний родного человека, не умеющего выразить всю боль, что живет в нем долгие послевоенные годы. А тогда, в 1941 -45 гг. дед был чуть старше своего внука. Какое неимоверное психологическое расстояние разделяет их, таких родных людей разных поколений. Художник обозначает проблему. А другой художник – Алексей Крыштовчук как бы снимает её – представив портрет своего прадеда, ветерана Великой Отечественной войны – Ивана Романовича Шевченко. Портреты своих деда и бабушки Вороновых, переживших войну, воспроизвела в триптихе «Жди меня» Воронова Екатерина Игоревна.
Крыштовчук Алексей Игоревич «Портрет моего прадеда – ветерана Великой Отечественной Шевченко Ивана Романовича», 2024
Сколько тем для воспроизведения и осмысления дает Великая Отечественная война! Героизм вселенского масштаба, самоотверженность, самопожертвование, любовь, честь, труд на пределе возможностей, взаимопомощь, выносливость, надежда, вера, стойкость. На картине Михаила Конова мы видим предвечернее озеро, тающий лёд, тихий, но тревожный пейзаж.
Конов Михаил Фёдорович «Весна. Лед почернел, вот-вот растает», 1985
Алексей Петрович Кузнецов «Дорога жизни», 1946
На полотне А.П.Кузнецова «Дорога жизни», - Ладожское озеро, по которому шла связь блокадного Ленинграда с большой землей. Люди, доставлявшие продовольствие, медикаменты и вывозившие из осажденного города изможденных голодом людей, детей – все до единого являли пример героизма и мужества. Большинство из них погибло под бомбежками и утонуло в Ладоге. И это о них и им, в том числе, писал свою героическую музыку Дмитрий Шостакович в блокадном Ленинграде. Трудно представить, но музы не молчали даже в голодном и холодном городе под непрерывным обстрелом с неба и земли. Это осталось в картинах Василия Братанюка, Михаила Молякова.
Василий Братанюк «Музыка Дмитрия Шостаковича», 2020
Михаил Моляков «Дмитрий Шостакович пишет Седьмую симфонию, посвященную блокадному Ленинграду»
Василий Братанюк «Музы не молчали», 2018
Рындина Елена Евгеньевна «У буржуйки», 2024; «Надежда», 2024; «Дети блокады», 2024
Картина Фрола Иванова «Феникс» остановит посетителя выставки в раздумье. С двух сторон враг, жестокий и «до зубов» вооруженный, взял в кольцо родную нашу землю, но молитва юноши в накинутом на хрупкие плечи то ли тулупе, то ли шинели, идет в небо и обжигает обезумевшего врага. Мир земной и горний соединены непрерывной, горячей молитвой-мольбой, и юноша-Феникс остается невредим, недоступен врагу. Юноша-Феникс – символ России, победившей всю военную мощь Европы.
Иванов Фрол Анатольевич «Феникс», 2017-2024
И ещё одна картина, выставленная в центре экспозиции, напоминает знаменитый плакат Великой Отечественной войны «Родина-Мать зовет!» В центре картины Мать, осеняющая крестным знамением путь, который предстоит пройти колонне военных грузовиков с известной уже всему миру буквой Z – символом защиты и победы. И это уже перекличка ветеранов победителей в Великой Отечественной войне с нынешними защитниками России, вставшими сегодня в СВО против не менее ожесточенного врага, который пришел на нашу землю в 1941 году и был повержен с позором в победном мае 1945 года. Восторжествовала ПОБЕДА!
Александр Новоселов «Родина Мать»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs