ГЛАВНАЯ > Рецензии

Морские порты Китая: геокономические и геополитические аспекты развития

17:21 22.07.2024 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Семенова Н.К. Морские порты Китая: современное состояние и перспективы развития. – М., ИВ РАН, 2023.

В издательстве Института востоковедения Российской Академии наук (ИВ РАН) вышла обстоятельная монография, посвященная развитию морской портовой отрасли Китая. Ее автором стала кандидат политических наук, старший научный сотрудник Отдела экономических исследований ИВ РАН Нелли Семенова. В этом труде раскрывается современное лидерство Китая в мировой портовой отрасли, сформировавшееся в конкурентной борьбе крупнейших портов Восточной Азии, анализируются этапы развития портов КНР, современная структура портового хозяйства страны, а также новые тенденции и перспективы развития как континентальных, так и зарубежных портов Китая, в том числе в контексте реализации проекта «Морской Шелковый путь ХХI века».

Автор отмечает, что развитие портовой индустрии Китая тесно связано с развитием индустрии страны и реформированием национальной экономической системы. «Политика реформ и открытости» КНР, стартовавшая в 1978 году и прошедшая несколько этапов, способствовала существенному росту импорта и экспорта. Рост спроса стимулировал быстрый рост портовой отрасли, ее инновационное развитие. Благодаря постоянному развитию внешней торговли Китай постепенно превратился в одну из крупнейших портовых держав.

Сейчас, по определению Н.Семеновой, КНР вступила в новую норму средне- и высокоскоростного роста, повышения качества и эффективности, структурной оптимизации и инновационного развития портовой отрасли. Однако на этом пути, помимо важных стратегических возможностей, присутствуют серьезные вызовы, противоречия и риски. В решении поставленных задач и нивелировании рисков Китай руководствуется пятью концепциями развития: инновации, координация, экологичность, открытость и совместное использование. Создаются возможности для активного развития, реализуется структурная оптимизация в управлении и нормотворчестве.

12 марта 2021 года был обнародован полный текст «Концепции четырнадцатого пятилетнего плана национального экономического и политического развития Китайской Народной Республики и долгосрочных целей на 2035 год». Годовой экономический совокупный показатель в КНР в 2021 году превысил 100 трлн. юаней, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3%. Несмотря на последствия пандемии COVID-19, экономика КНР стала тогда единственной крупной мировой экономикой, добившейся положительного роста, в том числе и благодаря достижениям морского сектора.

Развитие водного транспорта Китая находится сейчас, по оценке Н.Семеновой, в периоде важных стратегических возможностей. Мир претерпевает глубокие изменения. Коренным образом корректируется международный баланс сил, значительно возрастает нестабильность и неопределенность факторов внешней среды. Все это создает серьезные внешние риски, которые оказывают влияние на внутреннее экономическое развитие государств.

Осложнившаяся международная обстановка подтолкнула Пекин к разработке принципиально новой стратегии развития экономики, получившей название стратегии «двойной циркуляции», согласно которой главной задачей объявлено увеличение внутреннего потребления при одновременной ориентации на привлечение зарубежных инвестиций и стабилизацию международной торговли. В долгосрочной перспективе такая стратегия призвана обеспечить независимость КНР от зарубежных рынков и технологий.

После выхода из пандемии КНР ускорила темпы трансформации и модернизации портовой отрасли. По предварительным прогнозам, темпы роста грузооборота портов Китая в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) сохранятся на уровне 2-3%. Предполагается, что по итогам 14-го пятилетнего плана современная модель развития откроет возможности для высококачественного развития портов.

Обратимся теперь к монографии. Труд Н.Семеновой разделен на пять глав, и каждая из них посвящена определенному аспекту развития портовой инфраструктуры КНР.

В первой главе дается характеристика роли Китая в глобальной и региональной морской системе. Современное лидерство Китая в мировой транспортной области дается в сопоставлении возможностей КНР со всеми государствами региона – от Сингапура и Республики Корея до Камбоджи и КНДР. В главе перечисляются новые тренды и вызовы в международной судоходной отрасли. Среди них:

- укрупнение и формирование новой функциональной структуры (портовых систем, портов, терминалов, транспортных судов);

- цифровизация и высоких технологии как средство управления и функционирования портов;

- логистика как средство организации и координации глобальной международной торгово-транспортной системы с технологией глобального спутникового позиционирования, системами электронного обмена данными;

- лизинг судов, то есть рынок продажи судов с обратной арендой как ключевой источник финансирования в противовес наиболее распространенным ранее способам заемного и акционерного финансирования;

- экологическая устойчивость, повышение энергоэффективности и использование альтернативных видов энергии в портах и судоходстве.

В монографии Н.Семеновой уделено большое внимание исследованию Восточноазиатской системы портов. К этой системе, в частности, относятся крупнейшие порты КНР, составляющие многопортовые шлюзовые регионы, в том числе включая порт Гонконг (Специальный Административный Район КНР) и порты Тайваня (который рассматривается в монографии как провинция Китая). Автор анализирует ключевые тенденции и проблемы, лежащие в основе последних изменений в системе портов Китая, а именно формирование многопортовых шлюзовых регионов, изменение ориентации портов на внутренние районы и процессы регионализации портов, а также влияние реорганизации портовой системы КНР на экономические показатели портов и их конкурентоспособность.

Вторая глава посвящена портовой отрасли КНР. В ней дается ее географическая характеристика и общий обзор портовой индустрии на современном этапе развития. Третья глава посвящена морским портовым группам Китая:

- в Бохайском регионе (на северо-восточном побережье страны);

- в дельте реки Янцзы (расположена в географическом центре Восточной Азии);

- в Юго-Восточных прибрежных районах КНР (в провинции Фуцзянь на юго-восточном побережье Тайваньского пролива, соединяющего Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря);

- в районе дельты Жемчужной реки (на восточном побережье Тихого океана, где пересекаются два основных международных маршрута: Дальний Восток – Европа и Дальний Восток – Северная Америка);

- портовая группа Юго-Западных прибрежных районов КНР.

Портовая отрасль Китая имеет особенности и характеристики. Во-первых, она подчинена государственному планированию, политике и стратегии и регулируется государственными нормативными актами.

Во-вторых, формирование и развитие портовых групп вокруг пяти основных регионов: Бохайского края, дельты реки Янцзы, юго-восточного побережья, дельты Жемчужной реки и Юго-Западного прибрежного района – оказало важный агломерационный эффект:

- на расширение прибрежных районов Китая за пределы страны;

- мировое, региональное и внутреннее экономическое, социальное и торговое развитие;

- содействие рациональному распределению производительности и корректировке и оптимизации структуры промышленности, такой как адаптация к требованиям размещения электроэнергетики, металлургии, нефтехимии, перерабатывающей и других отраслей промышленности, участие в мировом экономическом сотрудничестве и конкуренции в более широком масштабе, на более широком уровне и в более широком спектре.

В-третьих, экономика внутренних районов имеет определяющее значение для портов КНР. Система прибрежных портов Китая постепенно переходит от централизованного развития к децентрализованной модели развития с многопортовой конкуренцией. Важным средством снижения жесткой конкуренции между региональными портами является интеграция портов на уровне провинций.

В-четвертых, грузооборот портов перешел от высокоскоростного роста к средне- и низкоскоростному росту.

Строительство портов и развитие портовой инфраструктуры способствует решению важнейших социально-экономические задач, стоящих перед Китаем: инициируют региональное развитие, служат центром социальной деятельности, а также являются основным источником занятости. Порты имеют большое значение для нации, поскольку они способствуют коммерческому благосостоянию и развитию торговли. Кроме того, они имеют практическое военное значение.

Отдельная глава монографии посвящена современным тенденциям и перспективам развития портов Китая, в том числе развитию «умных» портов и так называемых «зеленых» портов, где осуществляется комплексное предотвращение и контроль загрязнения атмосферы и акватории.

Заключительная глава монографии посвящена зарубежным портам КНР, их географии и инвестиционной структуре.

Китай постоянно расширяет географию своего присутствия в новых водах и стремится диверсифицировать и обезопасить морские коммуникации. Наибольшей активности этот процесс достиг в рамках осуществления проекта «Морской Шелковый путь ХХI века» как составной части инициативы «Пояса и Пути». В тандеме с «Поясом» МШП постепенно заполняет пробелы в морской и наземной связи и фокусируется на создании портов путем строительства, расширения или эксплуатации, а также развития припортовых промышленных парков и особых экономических зон (ОЭЗ). Китайские предприятия инвестировали и построили более 100 портов в 62 странах. По состоянию на 27 мая 2022 года Китай подписал более 200 документов о сотрудничестве по совместному строительству «Пояса и пути» (сухопутной и морской составляющей) со 150 странами и 32 международными организациями.

Модели входа китайских предприятий в зарубежные порты автор условно разделяет на четыре типа: строительство инфраструктурных проектов, передача прав на эксплуатацию портов, приобретение акционерного капитала порта и управление терминалами. Факторы, влияющие на структуру инвестиций в зарубежные порты, финансируемые Китаем, включают условия национального экономического развития, основные стратегии открытия, глобальную структуру судоходства и географическое замещение, а также потребности развития самих предприятий.

Н.Семенова отмечает, что в долгосрочной перспективе глобальная портовая индустрия претерпевает изменения в четырех направлениях:

- изменение глобальной экономической модели, то есть изменение сравнительных преимуществ каждой страны;

- изменение структуры импорта и экспорта, то есть различие в ходе и направлении экономического развития в разных странах;

- изменение групп клиентов, то есть изменение бизнес-модели предприятия и структуры потребления;

- изменения в цифровизации и интеллекте, то есть влияние технологий на управление цепочками поставок.

Согласно данным, приводимым в монографии, 15 из 20 крупнейших портов мира находятся в Китае, и развитие контейнерных перевозок Китая по-прежнему остается основой глобального стабильного развития. Портовая сфера КНР вышла на этап качественного развития, с долгосрочным экономическим ростом и прочной материальной базой. Не только большое количество портов, но и темпы роста пропускной способности поддерживаются на высоком уровне. За последние два десятилетия китайская составляющая стала практически основой мировой морской торговли. По ряду показателей морской отрасли Китай превосходит не только ведущие мировые экономики, но и суммарные показатели большинства континентов.

Китай является центральным звеном глобальной производственной цепочки. Порты Китая в целом имеют наибольший уровень портового грузооборота, на КНР приходится 28 из 50 крупнейших портов по этому показателю (включая Гонконг), среди 20 крупнейших портов 16 принадлежат Китаю, а ряд портов в дельте реки Янцзы (Нинбо Чжоушань, Шанхай), в Бохайском регионе (Таньшань, Циндао) и в районе дельты Жемчужной реки (Гуанчжоу) прочно входят в первую пятерку лидеров по грузообороту в мире. Начиная с 2001 года, около 65% прироста мировой морской торговли (28,9 млрд. тонн) пришлось на Китай, а в 2020 году объем морской импортной торговли Китая составил 25% от общемирового объема.

Лизинг судов в Китае стал центром внимания на мировом рынке судоходства. 3 китайские лизинговые компании входят в число 20 крупнейших финансовых учреждений мира. После 10 лет развития лизингового бизнеса в Китае текущий флот лизинговых компаний насчитывает в общей сложности 128,9 млн. брутто-тонн, на складской флот приходится 8% мирового флота, а на долю заказанных судов приходится 10% от мировых.

В десятку крупнейших Международных судоходных центров (МСЦ) по рейтингу 2021 года с точки зрения совокупной мощи (в порядке лидерства в рейтинге): Шанхай (на третьем месте), Гонконг (на четвертом), Нинбо Чжоушань (на десятом). При этом порт Шанхая в настоящее время крупнейший и самый загруженный порт в мире. Кроме того, Китай входит в тройку лидеров крупнейших стран-судовладельцев (на 2021 год) как по коммерческой стоимости их флотов (3 место после Японии и Греции), так и по грузоподъемности (второе место после Греции). В сфере судостроения КНР также занимает лидирующие позиции – 47,2% всех построенных в мире судов.

По оценке автора, в настоящее время Восточно-Азиатский регион в настоящее время является мировым лидером морской индустрии. Здесь находится большинство ведущих контейнерных портов мира, обеспечивающих движение мировой торговли, что делает транстихоокеанские маршруты крупнейшей зоной судоходства с точки зрения объемов груза. В связи с этим развитие портов Китая проходит в условиях жесткой и многогранной конкуренции с двенадцатью экономиками региона.

Реалии и специфика развития китайской портовой индустрии свидетельствуют о неуклонном превращении ее в геополитический фактор глобального возвышения Китая. После объявления председателем КНР Си Цзинпином в 2013 году в Астане и Джакарте о запуске сухопутной и морской версий инициативы «Пояса и Пути» и успешного к настоящему времени инвестиционно-инфраструктурного их наполнения, ближние и дальние порты Китая становятся не только логистическими элементами торгово-экономической стратегии КНР, но и ключевым стыковым звеном двух главных направлений Шелкового Пути: континентального, евразийско-ближневосточного и водного, Азиатско-Тихоокеанского – Индо-Тихоокеанского. В перспективе, как считает автор, такая стыковка по мере углубления технологических возможностей портовых проектов будет приобретать все больший геоэкономический смысл, усиливая превращение Китая в новую мировую сверхдержаву.

Со своей стороны мы отметим, что новая монография, вышедшая в издательстве Института востоковедения Российской Академии наук, представляет собой значительный вклад в изучение современного Китая и обязательно будет востребована всеми, кого интересует роль КНР в международной торговле и логистике, а также формировании современных интеграционных объединений.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати