В середине февраля Дональд Трамп анонсировал новый пересмотр политики в области импортных тарифов. Заявлено, что тарифы будут устанавливаться на основе принципа «взаимности», что может привести к повышению ставок, как для союзников, так и для противников Америки.
Трамп подписал меморандум, согласно которому его советникам предписано разработать новые уровни тарифов для каждой страны в отдельности, отражающие ее тарифы, налоги и субсидии, влияющие на торговлю с США. Также во внимание должны быть приняты «нетарифные барьеры» в торговле, такие как требования иностранных государств к безопасности продуктов питания, экспортные субсидии и «антиконкурентное поведение государственных или частных фирм». По данным CNN, пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт объяснила решение Трампа тем, что другие страны «грабят» Америку. В этой связи, «президент считает, что это будет великая политика, которая принесет пользу американским рабочим и улучшит нашу национальную безопасность».
Представители администрации Трампа мотивируют инициативу желанием снизить дефицит торгового баланса США и повысить конкурентоспособность. Вместе с тем, неназванный чиновник Белого дома сообщил журналистам, что страны смогут вести переговоры с Вашингтоном по поводу новых уровней тарифов, что открывает возможность для переговоров. Определение новых тарифов в рамках «взаимного» подхода может занять несколько месяцев. Говард Лютник, кандидат на пост министра торговли, выдвинутый Трампом, заявил, что к 2 апреля должны быть готовы расчеты для каждой страны. После этого президент США может немедленно ввести рекомендованные новые тарифы.
Поскольку речь идет о потенциальном значительном повышении тарифов на товары из десятков стран, Трамп сразу же столкнулся с вопросами о его потенциальном инфляционном эффекте. Пэт Туми, бывший сенатор-республиканец, заявил Bloomberg, что план президента означает, что США просто обложат налогом своих потребителей, снизив их уровень жизни, и сделают американских производителей менее конкурентоспособными. Ряд экономистов указывают, что изменения валютных курсов могут нивелировать любое влияние тарифов на торговый дефицит. В общем случае, цены на импорт в США вырастут тем меньше, чем ниже окажутся окончательные тарифы. При всем том, инфляция уже превышает цели, установленные ФРС. И, «в отличие от первого президентского срока республиканца, когда протекционизм помогал ФРС поднять инфляцию к целевому показателю в 2 процента, на этот раз его политика будет мешать центробанку.»[i]
Тем не менее, по мнению оптимистов, решение главы Белого дома можно рассматривать как отход «от радикальной торговой политики», которую Трамп обещал в ходе предвыборной кампании. Поскольку можно предполагать, что «пошлин на импорт до этой даты введено не будет», торговые партнеры США смогут либо начать переговоры с Вашингтоном, либо выработать меры, смягчающие негативные последствия. Те, кто не разделяет эту точку зрения, отмечают, что подход, предлагаемый Трампом, будет противоречить десятилетиями выработанным нормам Всемирной торговой организации. Он также противоречит давней философии США, считающей открытую экономику страны своим преимуществом.
Наиболее высокие тарифы на импорт из США применяют Индия, Бразилия, Вьетнам, Аргентина и ряд других стран. Трамп объявил о решении пересмотреть тарифы прямо перед двусторонней встречей с индийским премьер-министром Нарендрой Моди - одной из стран, которую он обвиняет в «несправедливой» торговой практике. По словам Трампа, оба лидера заявили о своей готовности вести переговоры о заключении торговой сделки. Наибольший же дефицит торгового баланса у США сложился с Китаем, Мексикой, Канадой, ЕС и Японией. При этом, когда речь идет о нетарифных барьерах, включая налог на добавленную стоимость, или налоги на цифровые услуги, то в этом случае проблемы могут возникнуть, прежде всего, у канадцев, стран ЕС, а также Японии.
Во время своей первой каденции Трамп неоднократно брал назад свои обещания повысить тарифы на импорт: по данным The Economist, средняя эффективная ставка тарифов в Америке выросла за те четыре года всего на 1,5 процентных пункта. В наши дни уже есть прецедент с «приостановкой» драконовских пошлин против Канады и Мексики – после того, как правительства двух стран пообещали пойти навстречу Белому дому по ряду вопросов, не связанных напрямую с экономикой. Тем самым, новые угрозы американского лидера вновь могут оказаться инструментом геополитического шантажа. Трамп и в первую каденцию прибегал к такого рода тактике, причем быстро снижал нажим, если другая сторона не поддавалась первому натиску.
Вместе с тем, в наши дни целый ряд аргументов свидетельствует в пользу версии, что нынешние угрозы Трампа – это не тактический отвлекающий маневр.
Во-первых, в отношении Китая действительно вступили в силу 10-процентные тарифы на весь импорт, что привело к повышению уже существующих средних пошлин более чем вдвое. Ответные меры Пекина не замедлили себя ждать. И Трамп клянется не останавливаться на достигнутом, включая реализацию своих угроз в адрес Европейского союза и Тайваня. Во-вторых, Трамп неоднократно декларировал намерение провести в США реиндустриализацию, принуждая компании переносить производства на американскую землю под угрозой запретительных импортных тарифов. Америка же, по мысли Трампа и его сторонников, должна стать «раем для бизнеса» с низкими налогами и дерегулированием.
Самая главная причина, создающая предпосылки для повышения тарифов – правительству США остро нужны деньги. По данным Бюджетного управления Конгресса, бюджетный дефицит в 2024 году составил 6,4 процента ВВП. Согласно прогнозам, он останется выше 5 процентов, несмотря на то, что многие из налоговых льгот, введенных Трампом в его первый срок, истекут в конце 2025 года. Если бы универсальный тариф на импорт в размере 10 процентов был закреплен на законодательном уровне, это, помимо прочего, могло бы обеспечить постоянное снижение налогов для американских граждан и компаний.
Глубину удара по мировой экономике наблюдатели оценивают по-разному. По мнению The Economist, в потенциальной торговой войне все карты на руках у Америки. На данный момент, эта страна представляет из себя огромную зону свободной торговли, богатую природными ресурсами. Издержки лягут на плечи тех государств, которые зависят от США в торговле, не в последнюю очередь, ее ближайших соседей. Как напоминают историки экономики, в 1930-е Вашингтон повысил тарифы всего на шесть процентных пунктов, причем с гораздо более высокого начального уровня. Результатом стало разрушение международной торговли. Последствия усугубили дефляция и ответные меры других стран против США. В конечном счете, это сыграло немаловажную роль в начале мировой войны.
Российский экономист Григорий Баженов отмечает, что «в результате тарифно-девальвационных войн в 30-е мировая торговля сжалась на 2/3 (уровня 20-х годов она достигла только в 60-70-е).» Однако у нынешней ситуации есть и свои важные отличия. На сегодняшний день, глубина интеграции в мировой торговле значительно выше, как и уровень развития глобальной финансовой инфраструктуры. «Эти отличия дают основания полагать, что потолок тарифов будет значимо ниже, чем в 30-е». Найдутся и «нейтральные посредники», преимущественно небольшие страны, которые будут готовы пойти на снижение тарифов, что будет способствовать сохранению объемов международной торговли. «Кроме того, «фрагментация» и «блоковость» торговли скорее будут способствовать локальной интеграции, что опять же смягчит общий эффект.»[ii]
Концепцию свободной торговли Вашингтон начал продвигать в 1918 году, когда Вудро Вильсон обнародовал свои «Четырнадцать пунктов». Десятилетиями эти взгляды составляли важнейшую часть идеологии глобального американского доминирования. В начале 2000-х годов, когда речь вновь зашла об имперской экспансии США, они прибегли к более традиционным - военно-силовым методам. Буш-младший отправил армии в Афганистан и Ирак, вызвав, однако, отчуждение даже в стане ближайших союзников, справедливо обвинивших Америку в окончательном переходе к политике унилатерализма.
Бесславное окончание обеих «долгих войн» вызывало разочарование в силовой политике, как у широких масс американского населения, так и у части элит. Трамп пришел к власти фактически под лозунгом «надо что-то менять», как в первый раз, так и сегодня. Однако «подход Трампа – не изоляционизм, а другие способы управления «империей». Она должна приносить метрополии больше выгоды и создавать меньше головной боли.»[iii] Нынешний глава Белого дома с уважением отзывается о политике президента Уильяма Мак-Кинли, продвигавшего на рубеже XIX–XX веков идеи радикального протекционизма и воинственного империализма.
На сегодня складывается впечатление, что Трамп, скорее, пытается изменить слова в старой песне. Вместо военной силы, которая себя очевидным образом не оправдала, собирается вернуть американскую гегемонию силой экономической. «Правила» хороши лишь тогда, когда их диктует Вашингтон, и они отвечают только интересам Америки. Во всех иных случаях, «правила» надлежит переписывать или разрушать. И в этом отношении республиканцы и демократы демонстрируют явную преемственность. Атаку на ВТО начал Трамп в годы первой каденции. Байден фактически продолжил ее, отказавшись, вслед за предшественником, назначить новых американских представителей в орган по разрешению торговых споров. Теперь Трамп, вернувшись в Белый дом, начинает новый раунд.
Решение о пересмотре тарифов, которые Америка взимает с импортных товаров, означало бы кардинальную перестройку глобальной торговой системы. На протяжении десятилетий Соединенные Штаты устанавливали уровень своих тарифов путем переговоров в международных торговых органах, таких как Всемирная торговая организация. Пересмотр политики импортных пошлин, который, скорее всего, приведет к их повышению выше того уровня, который США взимают сегодня, фактически приведет к отказу от нынешней конфигурации в пользу системы, определяемой исключительно американскими чиновниками и основанной на их собственных критериях.
С экономической точки зрения, споры о сравнительной эффективности свободной торговли и протекционизма, разворачивавшиеся на протяжении столетий в политической и академической среде, не окончены до сих пор. И однозначного ответа «что лучше?», так и не было дано. Разные страны в разные периоды времени, применяют один или другой подход, чаще – некую комбинацию обоих. Сегодня мировая экономика намного здоровее, чем без малого сто лет назад, однако ответные меры против США все равно неминуемы. В таком случае, неоимперские амбиции нынешней администрации окажутся «важнее экономики». Тем самым, нанося ущерб интересам избирателей, голосовавших за Трампа, поверивших в его обещания «защитить их доходы и рабочие места» тарифами от иностранной конкуренции.
В ходе Мюнхенской конференции по безопасности администрация Трампа уже смогла убедиться, что решить «с наскока» и только в пользу США комплексные проблемы, затрагивающие фундаментальные интересы других мировых центров силы, не получается. Тарифная политика – оружие обоюдоострое. Последствия его использования, особенно средне- и долгосрочные, трудно поддаются прогнозированию. К примеру, в том, что «борьба на истощение» - не их «конек», Запад в целом, и Америка, в частности, смогли наглядно убедиться в последние три года.
Блефует Трамп, или нет, можно ожидать, что в ближайшие четыре года он не раз и не два проверит на прочность нынешнюю архитектуру глобальных торговых связей. И никто, к сожалению, не сможет дать полную гарантию, что Америка не столкнет таки мировую экономику вниз с обрыва.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://ru.investing.com/analysis/article-200318269
[ii] https://t.me/furydrops/3211
[iii] https://globalaffairs.ru/articles/srazhenie-lukyanov/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs