Состоявшиеся за последнее время переговоры президента России Владимира Путина с лидерами Таджикистана, Казахстана и Киргизии свидетельствуют о том, что Москва ищет оптимальный формат сотрудничества со странами Центральной Азии (ЦА).
Так, в ходе государственного визита Владимира Путина в Таджикистан 8-10 октября, российский президент провел переговоры с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, по итогам которых были подписаны совместное заявление об углублении отношений стратегического партнерства и союзничества, а также 16 документов в рамках межгосударственных, межправительственных и межведомственных отношений. В ходе визита Владимир Путин также принял также участие в работе второго саммита «Центральная Азия-Россия» и заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ).[1]
В повестке саммита «Центральная Азия-Россия» были обсуждены вопросы активизации сотрудничества государств региона в рамках Евразийского экономического союза в торгово-экономической, финансовой, промышленной, логистической и энергетической сферах. Отдельное внимание участники саммита уделили обеспечению региональной безопасности с учетом напряженной ситуации в Афганистане и на Ближнем Востоке. Ключевое место в итоговом коммюнике саммита занял «План совместных действий на 2025-2027 годы». На заседании Совета глав государств СНГ были рассмотрены практические проблемы взаимодействия в рамках Содружества и определены основные направления работы на предстоящий 2026 год. По итогам заседания были утверждены решения об учреждении формата «СНГ плюс» и предоставление Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) статуса наблюдателя при Содружестве Независимых Государств.
11 ноября президент России Владимир Путин принял в Кремле президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Накануне визита президент Казахстана опубликовал в «Российской газете» статью, напомнив о многовековой дружбе народов Казахстана и России. По словам Токаева, «наши страны объединяет общее восприятие традиционных ценностей, схожие взгляды на актуальные вопросы современного бытия, совместная работа по обеспечению благополучия братских народов. На этой незыблемой основе мы уверенно идем вперед по пути многопланового сотрудничества, проявляя при этом взаимное уважение к истории, культуре, традициям наших народов». И сообщил, что намерен вывести отношения Астаны и Москвы на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества, отметив «исключительную роль Владимира Путина в разрешении узловых проблем международных отношений». По словам президента Казахстана, это признают и лидеры Китая, США, Европы и Африки, с которыми он встречался за последние несколько месяцев. Как отметил Касым-Жомарт Токаев на переговорах в Кремле, «отрадно, что взаимодействие наших стран в торгово-экономической, инвестиционной сфере из года в год показывает устойчивый рост. Россия является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером Казахстана. В 2024 году российские инвестиции достигли рекордного уровня в 4,0 млрд. долларов, а общий объем накопленных российских инвестиций в Казахстан превысил 27 млрд. Кроме того, казахстанские вложения в Россию уже превысили 9,0 млрд. долларов». Токаев подчеркнул, что Казахстан со всей ответственностью подходит к стратегическому сотрудничеству с Россией.
Российский президент также высоко оценил эффективность двустороннего сотрудничества. По словам Владимира Путина, «У нас все получается. Когда я говорю все, я имею в виду и межрегиональные связи. Почти десять регионов Российской Федерации активно работают практически со всеми регионами Казахстана и, более того, мы проводим в наших странах программы импортозамещения, создания собственных технологических производств и локализации выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью».
Итогом двухдневного государственного визита президента Казахстана в Москву стало подписание 10 документов и Декларации о выводе двусторонних отношений на новый уровень всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества, в соответствии с которой, Россия намерена расширить газоснабжение северных и восточных областей Казахстана, наладить совместную добычу редкоземельных металлов и активизировать сотрудничество в сфере испытаний космических ракетных комплексов. Казахстан в свою очередь готов расширить транзитные перевозки и создать условия для обеспечения транспортной безопасности на своей территории. Помимо этого, Москва и Астана условились открыть в Актау российское генеральное консульство.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков так отметил значимость подписанной в ходе визита президента Казахстана в Россию Декларации: «их трудно переоценить».[2]
25 ноября состоялся двухдневный официальный визит российского президента Владимира Путина в Киргизию. В правительственном комплексе «Ынтымак Ордо» прошли церемония официальной встречи Владимира Путина Президентом Киргизской Республики Садыром Жапаровым и российско-киргизские переговоры.[3]
Как отметил Владимир Путин, Россия является ведущим торгово-экономический партнером Киргизии. Товарооборот в 2024 году увеличился на 13,6 процента до рекордных 4,1 млрд. долларов, и в январе - сентябре прибавил еще 17 процентов. Уже порядка 97 процентов всех платежей в торгово-экономических взаиморасчетах проводятся в национальных валютах и более того, мы прорабатываем новые варианты организации взаимных расчетов. Он также напомнил, что российские инвестиции в Республику составили почти 2,0 млрд. долларов, подчеркнув, что такое доверие российских инвесторов связано с положительной динамикой взаимовыгодных отношений».
Особое место в переговорах занял русский язык. Как отметил российский президент, «мы высоко ценим внимание руководства Киргизии к вопросам поддержки русского языка, имеющего в республике статус официального». В этой связи Владимир Путин и Садыр Жапаров дали старт крупному проекту по строительству девяти средних школ в Республике с обучением на русском языке.
Как отметил киргизский президент, «Россия для Кыргызстана была и останется стратегическим партнером и надежным другом, а киргизский народ в повседневной жизни чувствует эту поддержку во всех сферах, особенно в сфере энергетики и продовольствия. Мы глубоко ценим это и дорожим сложившимися между нами доверительными отношениями».
По итогам переговоров, президенты подписали 7 документов, а также Совместное заявление об углублении отношений союзничества и всеобъемлющего стратегического партнерства, которое свидетельствует о переходе взаимоотношений двух стран на новый уровень. Как указывается в подписанном Заявлении, «на фоне динамичных процессов, происходящих в мире, Москва и Бишкек заявили о стремлении придать отношениям новое содержательное наполнение, наращивать взаимовыгодное инвестиционное сотрудничество в энергетике, поддерживать доверительные контакты по всему комплексу двусторонних связей».
Двусторонние переговоры Владимира Путина с лидерами Таджикистана, Казахстана и Киргизии показывают, что Москва намерена произвести определенную корректировку ее отношений со странами постсоветского пространства, в котором страны Центральной Азии занимают особое положение. Подписанные в ходе переговоров с лидерами трех центрально-азиатских республик документы имеют стратегическое значение и свидетельствуют об активизации отношений со странами ЦА, поднимая их до уровня стратегического партнерства. Это прагматичные и своевременные шаги, учитывая, что в этом важном для России регионе уже действуют другие мировые игроки, зачастую вопреки нашим интересам.
Встреча в Вашингтоне в формате «5+1» это наглядно продемонстрировала. Встретившись 6 ноября в Овальном кабинете Белого дома с лидерами из Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана и Киргизии президент США Дональд Трамп сразу дал понять, что настроен весьма решительно и заговорил о поиске возможностей для продвижения американских интересов в регионе, пообещав, например, внесение на рассмотрение в Конгресс законопроекта об отмене поправок Джексона-Веника, введенных еще в далеком 1974 году и действующих в настоящее время в отношении центрально-азиатских стран. Кроме того, США намерены подтвердить договоренности, достигнутые месяцем ранее на переговорах в рамках осенней сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке с лидерами Казахстана и Узбекистана относительно подписанного Казахстаном соглашения о приобретении американских грузовых локомотивов на 4,0 млрд. долларов, а также на разработку американскими компаниями нефти на месторождениях Тенгиз и Карачаганак. Дональд Трамп также подтвердил, что достигнутые договоренности с лидером Узбекистана, в части обязательств Республики по покупке самолетов Boeing 787−9 Dreamliner на $8,5 млрд., остаются в силе, а также и то, что стороны согласовали реализацию совместных проектов на сумму, превышающую 100 млрд. долларов в ближайшие пять лет.
Но, как говорил известный персонаж: «восток – дело тонкое!», поэтому, думаю, эти договоренности, скорее, представляют из себя заявления о намерениях, учитывая, что суммы для Казахстана и Узбекистана выглядят несколько заоблачными. На мой взгляд, это проявление прагматичной многовекторности во внешней политике, взятой за основу лидерами центрально-азиатских республик, и не более того.
При этом Вашингтон, судя по заявлениям, не упускает из виду активных действий, которые предпринимает на центрально-азиатском направлении Китай. Сдерживание Китая в регионе для Соединенных Штатов является не менее важной задачей, чем ослабление российского влияния.
Однако США едва ли располагают достаточными ресурсами, чтобы проводить в Центральной Азии политику «двойного сдерживания» России и Китая. Вашингтон не может в достаточной степени опереться в Центральной Азии на своих союзников, так как ни Евросоюз, ни Япония не располагают в регионе прочными позициями. Более того, усугубляющееся расхождение интересов США и Турции в регионе не позволяет американской дипломатии рассчитывать и на Анкару, продвигающей в регионе свои интересы. Соответственно, роль основного проводника американской политики в Центральной Азии отводится Вашингтоном самим элитам центрально-азиатских стран, а ключевыми задачами, работающими на геостратегические цели США, становится стимулирование стран региона к «интеграции» через усиление позиций проамериканских групп интересов в политической, деловой, научно-образовательной и культурной элитах стран региона, прежде всего Казахстана и Узбекистана.
Что касается России, то Москва политику Вашингтона в центрально-азиатском регионе воспринимает как определенную угрозу ее национальным интересам. При этом сотрудничество России и Китая в Центральной Азии не имеет характера конкурентной борьбы, а представляется партнерским взаимодействием с согласованным распределением ролей в регионе. Если Пекин берет на себя роль экономического локомотива, то Москва выступает гарантом безопасности в регионе. Политическая и военная роль России не ставится под сомнение Китаем, а Россия рассматривает Китай в качестве важного экономического партнера стран региона. Можно констатировать, что здесь налицо в основном преобладание совпадающих интересов в регионе. Еще в феврале 2022 года Москва и Пекин заявили, что «выступают против действий внешних сил по подрыву безопасности и стабильности в общих сопредельных регионах», а в марте 2023 года подтвердили, что «намерены укреплять взаимную координацию по поддержке стран Центральной Азии в обеспечении их суверенитета и национального развития, а также не приемлют попыток импорта «цветных революций» и внешнего вмешательства в дела региона». При этом страны Центральной Азии, несмотря на проблемы, также продвигаются к большей интеграции с участием России и Китая, понимая, что обособленная регионализация или развитие связей с удаленными партнерами дает им меньший геополитический и экономический результат. При этом нужно отметить, что в отдельных станах ЦА идет процесс некоторого дистанцирования от России и Китая в сторону исламского мира, что не мешает развитию региональных межгосударственных взаимоотношений.
В итоге, можно констатировать, что условиях геополитической трансформации современного мира Россия ищет максимально оптимальную конфигурацию взаимодействия с центрально-азиатскими республиками, считая их стратегическими партнерами, проявляя последовательность, дружественность и открытость, основываясь на традиционных ценностях и общих исторических корнях. При этом Россия и Китай проводят в регионе согласованную политику исходя из собственных национальных интересов, опираясь на прочность российско-китайских отношений на фоне динамично изменяющихся политических реалий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Документы, подписанные в ходе государственного визита Президента РФ в Республику Таджикистан 09.10.2025 года. Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/supplement/6401
[2] Недра, атом и космос: о чем Путин договорился с Токаевым 12.11.2025 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20251112/kazakhstan-2054564250.html
[3] Состоялся государственный визит Владимира Путина в Киргизию 26.11.2025 года. Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/events/president/news/78556
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

13:01 04.12.2025 •
























