Фото А.Торина.
Германия отмечает 75-летний юбилей своего Основного закона. Он был принят 23 мая 1949 году в западной оккупационной зоне, где была провозглашена Федеративная Республика Германия. Нынешняя памятная дата омрачена кризисными процессами, затрагивающими немецкое общество, фрагментацией партийно-политического ландшафта, сопровождаемой ожесточенными общественно-политическими дискуссиями, ростом протестных настроений, поляризацией доходов граждан. В период объединения ФРГ и ГДР в 1990 году правительство отказалось от разработки общегерманской конституции, но сейчас на фоне растущего дистанцирования (с одной стороны – между населением, бизнес-сообществом, наукой, а с другой стороны – политикой) встает вопрос о возможностях и пределах Основного закона.
Является ли Основной закон по-прежнему связующим звеном в немецком обществе? Способен ли он учитывать происходящие изменения? Насколько ему соответствуют милитаристские устремления правительственной коалиции? Насколько в принципе современная политика ФРГ в отношении России отвечает ее международным обязательствам? Ответам на эти вопросы был посвящен круглый стол, состоявшийся в Москве.
Заместитель директора по научной работе, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов напомнил, что нынешний год уникален для Германии. Он связан не только с 75-летием Основного закона ФРГ, но и со 105-летием конституции Веймарской республики. Ныне действующий Основной закон ФРГ призван был учесть недостатки Веймарской конституции, которая не воспрепятствовала приходу к власти нацистов. Важным событием года стало и 300-летие Иммануила Канта, отмеченное в апреле. К философскому наследию этого мыслителя отсылает статья 1 Основного закона, которая гласит: «Достоинство человека неприкосновенно».
«Вопрос о превращении трех оккупационных зон из четырех в полноценное государство поставили британцы. В 1947 году они поддержали идею социал-демократов о необходимости централизованного государства. Но юг Германии в лице Баварии, Вюртемберга и Бадена (последние две области позже объединились в одну землю Баден-Вюртемберг) выступил за федеративную структуру страны. Их в этом вопросе, как это ни странно, поддержали французы, которые придумали само название «Федеративная Республика Германия». Ранее Франция настаивала на ослаблении Германии и введении контроля за угольной промышленностью: как известно, уголь и сталь были одной из причин обеих мировых войн - Первой и Второй», - напомнил В.Белов.
Однако непосредственной «предтечей» ФРГ стала, по словам В.Белова, не политическая мера, а экономическая – введение в западных зонах оккупации в 1948 году немецкой (западногерманской) марки. В рамках Основного закона ФРГ с экономической точки зрения особый интерес представляют статьи 104-115, образующие Финансовую конституцию ФРГ и включающие положения о механизмах финансового выравнивания и об ограничении заимствований со стороны государства (последнее известно также как «долговой тормоз»).
«В 1990 году наступил новый этап, когда слишком быстро, даже необоснованно быстро Народная палата ГДР приняла решение о присоединении к ФРГ, а не воссоединении с другим германским государством, в соответствии со статьей 23 Основного закона ФРГ. Первоначально статьей 146 этого документа, в разработке которого принимали участие оккупационные власти, прежде всего американцы, предусматривался референдум и введение по его итогам единой конституции. Этого не произошло. Практически ничего из накопленного положительного опыта ГДР не было включено в западногерманскую политическую и социально-экономическую практику. Поэтому Основной закон остается в силе. К настоящему времени в его состав внесено более 100 поправок, а количество статей со 146 увеличилось до 200», - подчеркнул В.Белов.
В год юбилея своего Основного закона ФРГ сталкивается со сложными вопросами. Наиболее актуальными остается фактическая вовлеченность Германии в «прокси-войну» с Россией в рамках конфликта на Украине, а также проблема отношения государства с правой партией «Альтернатива для Германии» (АдГ). В частности, Социал-демократическая партия Германии в конце 2023 года инициировала вопрос об изменениях в Основной закон, направленных на запрет деятельности в стране экстремистских организаций. Особенно активно в этом направлении действуют социал-демократы Тюрингии, где АдГ одержала впечатляющую победу на местных выборах в ландтаг, заняв второе место.
«До сих пор пор есть вопрос, как соотносится внутренняя и внешняя политика Германии с положениями Основного закона, но, если оценивать этот документ в целом, он очень интересен. Особенно та часть, которая учитывается и в России, касающаяся финансовых отношений между региональными субъектами и государством, прав федеральных субъектов в области культуры, полиции, внутренней безопасности, образования. Мы, конечно, поздравляем граждан ФРГ с праздником. Но объективно ситуация такова, что исполнительная и законодательная власть, политические элиты Германии определяются как недружественные России в рамках конфликта, который развернулся на Украине. Тем не менее, мы относимся к ФРГ и ее гражданам как неотъемлемой части европейского хозяйственно-политического и культурного пространства. Для нас, экономистов, занимающихся политикой хозяйственного порядка Германии, это пространство, которое формируется не только исполнительной властью, но и группами интересов, бизнесом, наукой, образованием, активной частью гражданского общества. Основной закон гарантирует это взаимодействие с группами интересов», - подчеркнул В.Белов.
Ученый также напомнил, что сейчас идет подготовка к выборам в Европарламент, в которых примут участвие35 немецких партий: «Среди них есть те, кто придерживается позиции, что европейская безопасность без России невозможна, но есть и те, кто считает, что она должна быть направлена против России».
Заведующий сектором экономики ФРГ Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Котов отметил, что германская пресса разошлась в оценках юбилея Основного закона страны. Если часть источников безоговорочно относится к этой дате как к праздничной, то есть и критики такого подхода, утверждающие что ФРГ не празднует, а фиксирует свой день рождения, потому что сталкивается с большим количеством проблем, в том числе в правовом пространстве. Научная служба бундестага в преддверии даты проводила исследование, согласно которому общее число поправок в действующий Основной закон к настоящему времени превысило сотню. Часть этих поправок связана с пространственной политикой, с обеспечением равных условий регионального развития.
«Мы помним, что в первые годы после окончания Второй мировой войны была несколько другая ситуация. В отношении оккупационных зон действовал Оккупационный статут, который был разработан соответствующими администрациями. Этот документ по своей силе был выше, чем принятый в 1949 году Основной закон. Долгое время такая ситуация сохранялась, и ФРГ была ограниченно суверенна. Поначалу у страны не было даже собственного министерства иностранных дел. Поэтому Основной закон играл роль аварийного тормоза. Но сложилось так, что временный дом стал постоянным зданием, над фундаментом которого работают и партии, и государства, и граждане. В 1990 году была уникальная возможность для того, чтобы из временного состояния этого закона сделать общегерманскую конституцию. Называют разные причины, почему этого так и не произошло, том числе несвоевременность подобного шага. Вероятно, быстрота исторических событий мешала это сделать», - отметил А.Котов.
Юбилей своего Основного закона ФРГ встречает, сталкиваясь с экономическими трудностями. «В сфере экономики с 2022 года наибольшие издержки коснулись энергоемких производств. Они падают сильнее, чем промышленность в целом, примерно на 20%. В целом, хотя цены на энергоисточники Германия смогла стабилизировать и большой шок от пандемии коронавируса прошел, они все равно выше, чем в доковидный период. COVID-19. Сложившаяся ситуация влечет за собой усиление финансово-экономических дисбалансов в Германии, включая и тенденции перетока инвестиций в другие географические локации. Тем не менее, исходя, по крайней мере, из официальной статистики, нельзя говорить о полной деиндустриализации страны. При всех сложностях Германия остается важнейшим экономическим игроком в мире с экономикой объемом в 4 трлн. евро, сохраняет лидерские позиции в ряде отраслей машиностроения и фармацевтике. Но по-прежнему актуальны большие угрозы ее социально-экономическому положению в Европе, а ЕС остается важнейшим рынком сбыта немецких товаров. Для немцев этот аспект имеет критическое значение», - пояснил ученый.
Что же касается российско-германской кооперации, то здесь, по словам А. Котова, перспективы неутешительны: «По итогам квартала падение по сравнению с прошлым годом составило более 60%. Товарооборот составляет 2,5 млрд. евро вместо 4,5 в 2023 году. Расстыковка наших хозяйственных и политических пространств продолжается. Для Германии сотрудничество с Россией было неотделимо от вопроса обеспечения энергобезопасности. Сейчас она решает его, задействуя терминалы сжиженного природного газа (СПГ), повышая роль Бельгии и Нидерландов в закупке СПГ. Германская промышленность ищет обходные пути, важные для немецкой промышленности, чтобы сохранить свои позиции в качестве одной из ведущих мировых», - пояснил эксперт.
По оценке А.Котова, среднесрочные условия экономического роста оцениваются с ухудшающей перспективой из-за геоэкономических изменений и конфликта вокруг Украины, хотя актуальный прогноз экономического роста в ФРГ пересмотрен на слабоположительный уровень 0,2% (в 2023 году он составлял 0,3%).
«В экономической сфере ведутся большие дискуссии по вопросу выравнивания стандартов уровня жизни, от этого зависит расклад на осенних выборах в восточных немецких землях и повышения роли «Альтернативы для Германии», - отметил А.Котов.
Историк-германист, кандидат исторических наук Евгения Пименова отметила, что главные моменты, которые в Основном законе нуждаются в корректировке, это рост правых настроений, рост антиизраильских настроений и антисемитизма, а также вопрос, касающийся заявленного федеральным канцлером Олафом Шольцем дополнительного финансирования бундесвера на 100 млрд. евро. Но главным образом претензии концентрируются вокруг роста праворадикальных настроений, и в особенности вокруг популярности партии «Альтернатива для Германии» на востоке страны.
«Тут есть некая подмена причинно-следственных связей. Как мне кажется, бороться с подобными явлениями путем корректировки Основного закона (в том числе путем расширения полномочий спецслужб) – не вполне результативная практика. Нужно смотреть глубже на причины подобной ситуации. Прежде всего, электорат устает от нынешнего мейнстрима, тотального трансатлантизма немецкой политики. Что же касается антисемитских настроений, их триггером стала операция Израиля в Газе. Речь не только о мусульманском населении, но и о широком гражданском движении, не поддерживающем жесткую тотально милитаристскую политику Израиля. Вероятно, необходимо бороться не с поводами, а с причинами, которые лежат гораздо глубже», - отметила Е.Пименова.
Не менее актуален вопрос: как соотносятся многие принципы Основного Закона (например, пацифизм, непоставка оружия воюющим сторонам) с той реальной политикой, которую осуществляет германское руководство в контексте украинского кризиса? «Здесь нужно понимать, что мы – Россия и Германия – находимся давно в принципиально разных дискурсивных измерениях относительно интерпретации этих событий. То, что мы считаем концом германского пацифизма, ментальной милитаризацией общественного сознания, в Германии преподносится на официальном уровне как борьба за защиту демократии. Можно лишь сказать, что Германия сейчас движется в сторону серьезного поликризиса - и политического и экономического, и ментального. Насколько корректировки Основного закона могут решить эти навалившиеся на страну проблемы – это большой вопрос», - считает Е. Пименова.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs