ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

AUKUS в ожидании пополнения?

12:00 01.03.2024 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

В начале февраля в Мельбурне состоялись первые в истории «транстасманских» отношений переговоры в формате «два плюс два». От Новой Зеландии в них участвовали глава МИД Уинстон Питерс, также являющийся заместителем премьер-министра, и министр обороны Джудит Коллинз. Принимающую сторону представляли министр иностранных дел Австралии Пенни Вонг, министр обороны и вице-премьер Ричард Марлз. Основное внимание на переговорах между странами было уделено подходам к внешней политике и проблемам безопасности, в частности, в Индо-Тихоокеанском регионе, ситуации вокруг Украины, на Ближнем Востоке, морской безопасности в Красном море. В заявлении, опубликованном по итогам переговоров, говорится, что «две страны связывают тесные исторические и географические узы, либерально-демократические ценности, региональные и глобальные интересы и стратегические перспективы». Обратим внимание на «региональные и глобальные интересы и стратегические перспективы».

Вероятно, в этой связи не забыли и про «Quad»: «Министры также приветствовали приверженность «Quad» открытому, стабильному и процветающему Индо-Тихоокеанскому региону и его позитивную и практическую повестку дня по поддержке приоритетов и потребностей стран Индо-Тихоокеанского региона»[1].

Но главное, что в фокусе внимания оказалась интрига относительно интереса нового правительства Новой Зеландии к ограниченному участию в AUKUS. Из комментариев Ричарда Марлза стало известно, что «очень скоро» австралийская делегация отправится в Веллингтон, чтобы детально обсудить возможность кооперации по так называемому «второму компоненту» AUKUS. Данный компонент предполагает совместные проекты по обмену передовыми военными и разведывательными ноу-хау, использующими, например, квантовые вычисления и искусственный интеллект. Джудит Коллинз дала понять, что сейчас наиболее предметно стороны готовы обсуждать сотрудничество по космосу.

Впрочем, такой сенсацией, как, например, учреждение стратегического партнёрства AUKUS в сентябре 2021 года, эти новости не стали. Ещё в декабре прошлого года премьер-министр Новой Зеландии Кристофер Лаксон, посещавший Австралию в ходе своей иннаугурационной поездки, заявлял, что AUKUS «поможет обеспечить мир и стабильность в регионе Тихого океана, и что его правительство рассмотрит выгоды от частичного присоединения к данному стратегическому партнёрству, которое фокусируется на общих военных технологиях в условиях «более сложного» мирового порядка[2]. При этом направлять новозеландцев в «правильную сторону» Вашингтон, главный «провайдер» AUKUS, начал ещё до смены кабинета в Веллингтоне. Энтони Блинкен уже в рамках своего Тихоокеанского турне, состоявшегося в июле прошлого года, выступал на пресс-конференции с соответствующими заявлениями: «Дверь для Новой Зеландии и других партнеров полностью открыта, чтобы взаимодействовать так, как они считают нужным в будущем».[3] 

Вместе с тем, «новый курс» новозеландского правительства создаёт серьёзные риски для регионального авторитета Новой Зеландии как страны с особой «идентичностью» в англосаксонском мире, которая выражалась в проецировании независимой, неядерной внешней политики. Это и сегодня создавало бы для нее более выгодные позиции в отношениях с «Индо-Тихоокеанским сегментом» Глобального Юга.

Ранее Новая Зеландия находилась «в тени» Австралии, которую многие страны АСЕАН, островные государства Южной части Тихого океана, также рассматривали как последовательного сторонника различных инициатив, связанных в нераспространением оружия массового поражения. Так, Австралия и Новая Зеландия являются участницами Договора Раторонга от 1985 г. о безъядерной зоне в Южной части Тихого океана. Подобная позиция высоко оценивалась странами Юго-Восточной Азии, имеющими собственное соглашение о безъядерной зоне (Бангкокский договор от 1995 г.).

Хотя на Западе настаивают, что участие Австралии в AUKUS не свидетельствует о ядерном выборе этой страны, всё, что касается «немирного атома», является очень чувствительной темой для средних региональных стран и, тем более, небольших государств. Но недавно впервые Австралией была использована «лазейка» в Договоре о нераспространении ядерного оружия, позволяющая неядерным странам строить атомные подводные лодки. Это с озабоченностью было воспринято в Веллингтоне. Кроме того, сама новость о создании стратегического партнёрства AUKUS стала тогда определенным шоком и для Новой Зеландии. Создание этого союза сильно поспособствовало девальвации асеаноцентричных региональных партнёрств, «просевших» от пандемийных ограничений.

В то же время, по мнению Ричарда Патмана, профессора Университета Отаго (Новая Зеландия), сама концепция AUKUS основана на преувеличенных оценках роли великих держав на пространствах Индийского и Тихого океана, где «экономическими моторами» становятся быстрорастущие экономики Глобального Юга. Кроме того, AUKUS не учитывает весьма сложную палитру военно-политических и экономических интересов региональных держав, многие из которых не рассматривают Китай в качестве «системной угрозы».

Китай последовательно продвигает свои экономические интересы в регионе. Так, в 2022 году Китай заключил рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности с Соломоновыми Островами, что встревожило Вашингтон и Канберру. В январе этого года Науру признала принцип «одного Китая».

При этом важной стороной упомянутой выше особой «идентичности» Новой Зеландии до последнего времени являлись, пожалуй, наиболее конструктивные отношения с Китаем среди держав англосаксонского мира. Но и этим, похоже, теперь решили пожертвовать. Посольство Китая в Веллингтоне вскоре после встречи «два плюс два» опубликовало заявление с осуждением планов её участников более тесно сотрудничать в военной области, в том числе, через возможности AUKUS.

«Как и у всех миролюбивых стран, у Китая есть серьезные опасения по поводу AUKUS», — говорится в заявлении посольства. «Это не сделает более безопасными ни соответствующие стороны, ни регион в целом. Напротив, это подорвет мир и стабильность, посеет раскол и конфронтацию в регионе и, таким образом, пойдет вразрез с общими интересами региональных держав, стремящихся к миру, стабильности и общей безопасности»[4].

В этой связи можно предположить, соседи Австралии и Новой Зеландии получили возможность лишний раз убедиться, что «большая политика» англосаксов носит блоковый характер и имеет целью сохранение стратегических интересов Запада в регионе.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Австралия и Новая Зеландия изучают «возможности» AUKUS и приближаются к присоединению? - Прорыв защиты (breakingdefense.com)

[2] New Zealand to explore AUKUS benefits, boost security ties with Australia | Reuters

[3] Blinken says door open for New Zealand to engage on AUKUS | Reuters

[4] China Rebukes New Zealand For Flirting With Aukus Membership - Bloomberg

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати