ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Российско-южноосетинские отношения: история и современность

15:26 24.01.2024 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: e-news.su.

На площадке пресс-центра Международного информационного агентства «Россия сегодня» состоялся видеомост Москва-Цхинвал, приуроченный к очередной годовщине референдума 1992 года в Южной Осетии. В ходе мероприятия были рассмотрены исторический аспект и актуальное состояние отношений двух стран, а также дана оценка референдуму как одному из важнейших политико-правовых факторов российско-южноосетинских взаимоотношений.

Напомним, что 19 января 1992 года на всеобщее голосование в Южной Осетии было вынесено два вопроса: «Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой?» и «Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 года о воссоединении с Россией?» На оба вопроса 99% участников референдума дали положительные ответы.

Государственный советник президента Республики Южная Осетия Вячеслав Гобозов, который 32 года назад был депутатом парламента республики, посвятил свое выступлению историческому контексту проведенного референдума. Он, в частности, отметил, что предпосылки к этому событию сложились еще на рубеже 80-90х годов XX века. «В этот период власти Грузии взяли курс на выход из состава СССР и ликвидацию южноосетинской и абхазской автономий. Грузия отменила все нормативные акты СССР, начиная с 1921 года. Сделав это, Тбилиси фактически поставил Цхинвал вне своего правового поля. Именно с этого момента любые притязания Грузии на территорию Южной Осетии потеряли все законные основания», – подчеркнул политик.

«Некоторые эксперты считают, что на референдум были вынесены два взаимоисключающих вопроса. Однако это неверное суждение. Второй вопрос референдума был поставлен так, чтобы конкретный документ получил максимальную юридическую силу. Первым вопросом был вопрос о независимости, а вторым предлагалось ответить, согласны ли граждане республики на вхождение в состав России, когда для этого возникнут условия», - пояснил В.Гобозов.

Политолог подчеркнул, что референдум января 1992 года о независимости Южной Осетии и воссоединения республики с Россией занимает особое место в истории страны. Он не нуждается ни в каком обновлении. «Этот документ не имеет срока давности. Он имеет высшую юридическую силу, так как был поддержан народом. Он является составной частью правовой системы нашего государства. Нет никакой необходимости в проведении повторного референдума. Попытки девальвировать решение, принятое в 1992 году, которые иногда предпринимаются, чрезвычайно опасны и могут невольно поставить под сомнение политико-правовые основы существования республики», - подчеркнул В.Гобозов.

Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности и Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов особо отметил, что решение властей Грузии об отмене автономий Южной Осетии и Абхазии, принятое в 1990 году, стало ключевой ошибкой правительства, запустив конфликт между Цхинвалом и Тбилиси. Говоря об отношениях Южной Осетии и России на современном этапе, Маркедонов подчеркнул, что в настоящее время уровень интеграции двух стран довольно высок, подчеркнув, тем не менее, что не нужно спешить с процессом вхождения республики в состав России.

Ученый напомнил, что для ряда зарубежных аналитиков, прежде всего из США и стран Евросоюза, свойственно пренебрежительное отношение к экономическому и социальному потенциалу Южной Осетии. Однако такая позиция в корне не верна. С.Маркедонов призвал помнить, что Южная Осетия – не «абстрактная точка на карте», а территория, где проживает народ с собственным самосознанием.

Он также напомнил, что в советский период Южная Осетия, в отличие от Абхазии, была гораздо более интегрирована в общегрузинские процессы, а в период перемирия, с 1992 по 2004 год, сохраняла контакты с Тбилиси. Ужесточению позиции Цхинвала способствовала бескомпромиссная позиция грузинского руководства (в ультранационалистическом облачении - во времена Звиада Гамсахурдиа и в крайне прозападном - во времена Михаила Саакашвили). К тому же антироссийская позиция этих политиков сама по себе негативно оценивалась осетинским народом, разделенным между автономиями РСФСР и Грузинской ССР. В силу всех этих причин были последовательно ликвидированы возможности реализовать югоосетинский проект в рамках грузинского государства.

Что может ждать Южную Осетию в будущем? По словам С.Маркедонова, для частично признанных государств, одним из которых она является, существует несколько вариантов развития. Первый – это путь силового подавления такого образования, что было наглядно продемонстрировано Азербайджаном на примере Нагорного Карабаха. Другой вариант – это путь международного признания (так называемый «косовский вариант»). Еще одним вариантом развития является вхождение в состав другого государства.

В свою очередь, руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ
Владимир Новиков отметил, что в настоящее время вхождение Южной Осетии в состав России не входит в интересы российского государства, так как это может привести к открытию против нее второго фронта в условиях проводимой специальной военной операции. «Прежде всего, если Южная Осетия войдет в состав России сейчас, это приведет к изменению внутриполитической конъюнктуры в Грузии. Тбилиси должен будет объявить России войну, иначе они будут сметены реваншистскими силами. Наконец, от обострения ситуации на Кавказе больше всего пострадает сама Южная Осетия, которой придется пережить заново 1991 и 2008 годы», - считает эксперт.

Владимир Новиков также отметил, что, несмотря на переживаемые экономические и социальные сложности, республика сохраняет хороший транзитный потенциал. «По сравнению с Военно-Грузинской дорогой, Транскавказская магистраль после проведенного ремонта выглядит лучше. Если Грузия согласится на отношения с Южной Осетией де-факто, пока без официального признания, хотя бы на уровне открытия транзитной дороги, то она имеет шанс превратиться в транзитную республику и сумеет реализовать свой потенциал», - пояснил он.

Однако, по словам ученого, говорить об открытии транзита через Южную Осетию пока рано. Во-первых, грузинские бизнес-круги готовы обсуждать с российской стороной любые, даже самые фантастические транзитные проекты, лишь бы они не затрагивали территорию бывшей автономии. Среди предложений Тбилиси есть и грандиозный проект - строительство Кавказской перевальной железной дороги через Ингушетию. «Вопрос: кто готов выделить на это деньги? В одиночку Грузия с этим не справится. Российская сторона также не готова обсуждать эту тему. Ее сейчас волнует ход специальной военной операции, масштабные военные расходы и социальные выплаты своим гражданам», - пояснил В.Новиков.

Кроме того, положение в самой Грузии также нельзя назвать определенным. В.Новиков предложил дождаться результата парламентских выборов в этой стране, который продемонстрирует реальный расклад политических сил. «От того, кто победит на этих выборах, будет зависеть и позиция Тбилиси в отношении Цхинвала», - резюмировал эксперт.

Перспективам развития республики было посвящено выступление профессора, ректора Юго-Осетинского государственного университета Вадима Тедеева. «Если Грузия подпишет соглашение о ненападении на Южную Осетию, признает ее государственность, мы сможем открыть дороги на Южный Кавказ и оказывать помощь всем, кому надо. Однако сейчас мы сами нуждаемся в экономической и военной поддержке. Ставить вопрос о самодостаточности сейчас несвоевременно».

По его мнению, страна живет в зоне повышенных геополитических рисков: «Сегодня, спустя 15 лет после пятидневной войны, благодаря гарантиям России, Южная Осетия живет в мире, но с тревогой. Со стороны Соединенных Штатов Америки, Украины и стран Запада происходит неприкрытое подталкивание Грузии к обострению ситуации на Южном Кавказе. Есть граждане в Республике, которые выражают опасение, что история с Нагорным Карабахом может повториться и у нас. Категорически с этим не соглашусь по причине того, что Арцах не был признан странами-членами Организации Объединенных Наций, даже Арменией. И, в отличие от Южной Осетии, никто из стран не давал гарантии безопасности Нагорному Карабаху. А у Цхинвала они есть», - подчеркнул В.Тедеев.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати