Фото: warontherocks.com.
В Москве состоялся Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовом информационного и исторического фальсификата». Организаторами мероприятия выступили журнал Министерства иностранных дел России «Международная жизнь» и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. В конференции приняли участие известные российские дипломаты, ученые, представители органов государственного управления, эксперты и журналисты. Мы коснемся лишь некоторых выступлений, прозвучавших на форуме.
Директор Департамента информации и печати МИД России, кандидат исторических наук Мария Захарова отметила, что одной из наиболее опасных технологий информационных манипуляций стало производство так называемых «дипфейков» (deepfake). Раньше они воспринимались, как своеобразный курьез, однако теперь к ним приходится относиться со всей серьезностью. За счёт дороговизны в производстве эти технологии, к счастью, еще не носят массового характера. Но уже сейчас очевидно, что они будут использоваться в ближайшем будущем в самых разных целях, в частности, для ревизии исторической памяти. «При достаточном уровне мастерства мы не сможем даже понять — предлагают ли нам хронику Второй мировой войны или «нечто», созданное нейросетью. Если эту сферу оставить вне регулирования, это может иметь катастрофические результаты», - заметила М.Захарова.
Она также напомнила, что Министерство иностранных дел России уже давно и систематически занимается борьбой с фейками, ведёт рубрики о преступлениях стран Запада колониального и постколониального периода, а также фиксирует попытки реабилитировать нацистских пособников периода Второй мировой войны, прикрываемые размышлениями о поисках политиками ряда стран Прибалтики и Восточной Европы некой «новой национальной идентичности». Кроме того, отдельный раздел сайта МИД посвящен недостоверным публикациям в СМИ.
«Интересно, что западные страны и неправительственные организации нередко берут прямую цитату из наших материалов и копируют, делают что-то похожее. Если раньше до 2022 года это были точечные публикации, то с 2022 года у нас публикуются не только примеры, но и обзоры — их стало такое количество и они стали настолько бесстыжими, что даже не пытаются камуфлироваться», — сказала официальный представитель МИД России.
Советник министра обороны России, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Андрей Ильницкий посвятил свое выступление ментальным и когнитивным войнам, с которыми приходится сталкиваться нашей стране в постсоветский период, особенно в последние годы. В этой связи он обратил внимание на новую Стратегию национальной безопасности США, принятую в 2022 году. По словам эксперта, на страницах этого документа Соединенные Штаты Америки позиционируют себя на международной арене как гегемон, сферой юрисдикции которого является весь мир. Причем у Вашингтона, по сути, нет разграничений и каких-либо красных линий между внутренней и внешней политикой. Врагом и оппонентом США и вообще мира демократии объявлены «автократические режимы». Этот термин понимается широко, и, по сути, под «автократиями» в Вашингтоне подразумевают страны, проводящие суверенную политику, свободную от внешнего давления.
«Первоочередными задачами, прописанными в этой Стратегии, является десуверенизация и де-факто уничтожение России, а затем Китая и других стран, представляющих проблему для США. Но важно учитывать, что речь не только об американской политике. Еще за год до начала специальной военной операции один из важнейших аналитических центров Великобритании Chatam House провел подробный анализ внутренней и внешней политики России, и сделал вывод: кто бы ни встал во главе России, нормализовать отношения с ней Западу не удастся из-за глубочайшей разницы в целях и ценностях. На признании этого тезиса этом будет строиться политика ведущих западных стран в ближайшие десятилетия», - заметил А.Ильницкий.
«Обнуление и перезагрузка традиционных укладов, культурных кодов, смыслов и целей бытия народов – противоестественный историческому ходу процесс. Его цели могут быть достигнуты только через силу. Поэтому насилие становится в современных условиях базовой технологией западных стран, оно обрастает концептуально, смысловыми подпорками, и институционально», - констатировал эксперт.
Военная составляющая насилия – самый радикальный, но и самый эффективный его компонент. Для создания нового мира нужны трансформирующие события. Ими могут быть эпидемии, революции, перевороты и войны. Еще в 2020 году известный аналитический центр США RAND Corporation выпустил доклад, основной вывод которого на перспективу заключался в том, что военные средства будут в ближайшее время едва ли не основным решением. В обоснование этого тезиса в 2023 году этот же центр выпустил доклад «Планирование операций по этическому воздействию» (Planning Ethical Influence Operations), в котором оправдывается и легитимизируется война, если противник или конкурент предпринимает действия, «нарушающие», с точки зрения США, права человека.
В 2018 году в RAND Corporation был подготовлен и в 2019 году опубликован важнейший по системности подхода доклад, посвященный оптимальным способам ослабления и разбалансировки России (Overextending and Unbalancing Russia). На период 2019-2023 годов с этой целью были предусмотрены следующие меры (некоторые из них уже частично выполнены):
-предоставление летального оружия и помощи Украине (выполнено);
-«продвижение демократии» и содействие смене режима в Белоруссии (в процессе выполнения);
-расширение влияния на Кавказе и использование напряженности между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе (выполнено);
-усиление присутствия США в Центральной Азии, в том числе в Казахстане, а также сокращение там российского влияния (в процессе выполнения);
-изоляция Приднестровья, продвижение демократии в Молдавии, переворот и смена власти в Приднестровье; поддержка так называемых сирийских «повстанцев» и поставка им летальных видов вооружения (выполнено).
«В каких операционных средах собираются воевать с Россией наши противники? Помимо традиционных (суша, вода, воздух), это космос, который последние 20 лет рассматривается именно как военная среда. Но особое внимание уделяется информационному киберпространству, где предпринимаются шаги по переходу от информационного к информационно-когнитивному ментальному доминированию», - пояснил А.Ильницкий.
Ментальная сфера, по А.Ильницкому, имеет три уровня – тактический, оперативный и стратегический. На тактическом проводятся информационные кампании – бои за то, что люди слышат и видят. На оперативном – когнитивные войны. Это поле сражения за доверие и понимание, чувства, эмоции и настроения, то есть за то, как люди мыслят и воспринимают мир. Борьба за то, как люди мыслят, как они воспринимают информацию, за эмоции. Ментальный фронт – это фронт борьбы за мировоззрение, историю, систему ценностей и верований, идентификаций и целей. Война за умы, за будущее разворачивается в полном масштабе.
2023 год в докладе RAND от 2019 года обозначен как год наступления «пост-истины», «пост-фактов» и «пост-реальности». В этих условиях идентифицированная реальность становится анахронизмом. Отрицание реальности, отрицание науки становится нормой. Резко снижается уровень социального доверия в обществе. Одновременно идет распределение людей по информационным «бункерам». «Мы видим, как 90% западных респондентов живет в своем информационном мире, мы – совершенно в ином. Однако эта сегрегация идет не только вовне, но и внутри конкретных стран и обществ. Фрагментация информационного поля ведет к поляризации общества и его распаду», - пояснил советник министра обороны.
Отличительной чертой нового мира «постправды» будет то, что ложь не просто принимается, а вознаграждается. При этом девальвация истины постепенно становится самовоспроизводящимся процессом.
Правда, есть и серьезные трудности, с которыми сталкиваются наши политические оппоненты. В октябре 2023 года уже упомянутый RAND Corporation опубликовал доклад по итогам изучения медийного пространства Украины и России в сфере освещения конфликта между странами. В этом докладе аналитики НКО, обслуживающего интересы Пентагона, признают, что популярный дискурс, согласно которому Россия проиграла информационную войну, «чрезмерно упрощает рассматриваемый вопрос». Россия и Украина придерживаются противоположных подходов к своим информационным кампаниям. Украинские военные очень эмоциональны и красноречивы, российские чиновники значительно более сдержанны. В итоге ранее существовавшие убеждения российского общества стали слишком высокой планкой, которую западная (а вместе с ней украинская) пропаганда в целом не преодолела. В докладе приводится мнение Джереми Флеминга, главы GCHQ (Government Communications Headquarters, Центр правительственной связи) – спецслужбы, отвечающей за электронную и информационную разведку: «Когда дело дошло до России, мы не оказали практически никакого влияния».
«В российском информационном пространстве технологии проиграли ценностям. По крайней мере, пока. Если западники и украинская сторона при планировании своих действий исходят из ожидаемого ими медиа-эффекта, то мы сначала решаем задачи «на земле», а затем направляем их информационно. В этих условиях нам нужны концентрация, собранность и мужество. На информационном поле мы уступаем противнику по концентрации ресурсов. В этих условиях необходима разработка и принятие стратегии ментальной безопасности, рассчитанной на продвижение нашей культуры, истории и традиционных ценностей. Нам предстоит понять: перед нами экзамен, который мы не должны провалить, потому что пересдачи не будет», - заключил А.Ильницкий.
Ведущий эксперт Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО (У) МИД России, кандидат исторических наук Марианна Алборова посвятила свое выступление научно-технологическому сотрудничеству с дружественными странами как элементу «мягкой силы». Она отметила, что за долгие годы, когда в России ставилась задача воспитать «квалифицированного потребителя», ряд важных технологий были утеряны. Утрачена была разветвленная технологическая база в бывших странах Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи, а также во многих бывших республиках СССР. Фактически Москва в одностороннем порядке ушла из этих стран, предоставив всю полноту маневра нашим политическим оппонентам и как бы «забыв» об огромном вкладе в развитие своих соседей. В этих странах на новых учебниках уже выросло молодое поколение, которое, во-первых, почти ничего не знает о том, как развивались республики в составе бывшего СССР, а, во-вторых, ориентировано ментально на взаимодействие с нашими западными оппонентами. Очень скоро, через 5-7 лет это поколение займет руководящие посты. И это может стать очередной проблемой.
Кроме того, перед Россией стоит не менее важная задача – за короткий срок перейти к новому технологическому укладу, без чего эффективное развитие «мягкой силы» в отношениях с соседями не представляется возможным. «Если текущую ситуацию не изменить, то в постсоветских странах к югу от наших границ будет проводиться совершенно другая геополитика, и заполыхают новые конфликты», - подчеркнула М.Алборова.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs