Фото: sputniknews.ru.
В Сочи состоялась первая за последний год встреча президентов России и Турции. Среди вопросов, поднятых в ходе переговоров, особое внимание было уделено перспективам посредничества Анкары в урегулировании украинского кризиса, а также перспективы экономического и дипломатического сотрудничества. Помимо этого турецкая сторона активно лоббировала идею возобновления зерновой сделки, но в российско-турецких отношениях накопилось много и других важных вопросов. Основным итогам российско-турецких переговоров был посвящен круглый стол в Москве. В нем приняли участие известные российские востоковеды.
Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев заметил, что состоявшаяся 5-6 августа в Джидде, в Саудовской Аравии, встреча по Украине вызвала беспокойство у президента Турции. По словам эксперта, у Эрдогана есть опасения, что подобные переговоры могут способствовать перехвату инициативы у Турции, заинтересованной в урегулировании украинского кризиса на своих условиях. Правда, Анкара немало «постаралась» для того, чтобы настороженное отношение к ней усилилось, причем не только на Ближнем Востоке, но и в России. Речь не только о том, что были выпущены некоторые руководители небезызвестного украинского батальона «Азов» (запрещен в России), замешанного в многочисленных преступлениях на территории Донбасса. На территории Украины строятся предприятия по сборке беспилотников турецкого производства. Анкара поставляет Вооруженным силам Украины бронетехнику. Все эти шаги ведут к затягиванию вооруженного конфликта Москвы и Киева и совершенно очевидно не могут восприниматься Россией как дружественные.
«Турция очень внимательно следит за развитием украинского кризиса и хорошо осознает, что этот кризис в следующем году может не закончиться. В Анкаре внимательно наблюдают за тем, как развивается ситуация на линии боевого столкновения. Не исключено, что после израсходования всех своих резервов ВСУ будут вынуждены откатываться на южном направлении. В таком случае Турция будет учитывать такие шаги в своей внешней политике, как и возможность расширения зоны конфликта на южную часть Украины, что может включать, например, не только Херсонскую, Николаевскую область, но и Одесскую. В нынешних же условиях она пытается играть и с украинской, и с российской стороной, чтобы обеспечить максимально благоприятные для себя условия при любом сценарии дальнейшего развития событий», - заметил В.Евсеев.
«По-видимому, Эрдоган очень хотел, чтобы российское руководство подтвердило, что Анкара является основным посредником по урегулированию украинского кризиса. Но если это и обсуждалось, то, скорее всего, за закрытыми дверями. Ни слова об этом не было сказано на итоговой пресс-конференции в Сочи. Тем самым Турции дали понять, что её надежды стать ведущим миротворцем избыточны. Полагаю, что Турция останется одной из площадок переговоров по Украине, но не главной, поскольку полного доверия к ней нет», - заключил В.Евсеев.
Доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Павел Шлыков обратил внимание, что на итоговой пресс-конференции российского и турецкого президентов была упомянута новая, трехсторонняя договоренность между Россией, Турцией и Катаром по вопросу поставок российского зерна для бедных стран Африканского континента. «В целом такое положение дел выгодно Анкаре. В случае реализации этого соглашения Турция закрепит позиции важнейшего экспортера готовой продукции и получит дополнительную возможность поступлений финансовых средств от Катара», - пояснил ученый.
Заведующий отделом Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН, профессор Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков считает, что важнейшей проблемой, с которой России предстоит столкнуться в отношениях с Турцией, являются амбиции Анкары на Южном Кавказе. Турция стремится к созданию коридора через Каспийское море в сторону Средней и Центральной Азии, а в дальнейшем - Китая. Подобные шаги, с одной стороны, вписываются в концепцию Китая «Один пояс – один путь», а, с другой, подразумевают априори обход России и определенные вызовы, связанные с возрастанием влияния как непосредственно Турции, так и Североатлантического альянса, поскольку присутствие Турции на Каспийском море означает де-факто присутствие НАТО.
«Россия была и остается ключевым медиатором во всех миротворческих процессах региона Южного Кавказа, как бы ни хотели ее некоторые выдавить оттуда. Несмотря на все сложности, здесь наблюдаются и положительные тенденции. В частности, определенное потепление произошло в отношениях с Грузией. И именно российские миротворцы находятся в зоне соприкосновения между Арменией и Азербайджаном. Такова воля обеих сторон, потому что только Россия здесь может быть посредником, так как Турция заняла достаточно уверенную позицию поддержки Баку. Видимо, с точки зрения турецких интересов это логичная позиция. Правда, не до конца ясна позиция Армении, руководство которой все больше склоняется к контактам с Вашингтоном и НАТО. Однако именно Россия выступает посредником, примиряющим конфликтующие стороны в этом регионе», - заметил В. Аватков.
«Большой и сложный вопрос: может ли сам по себе регион Южного Кавказа стать мостом между Москвой и Анкарой? Чаще он был либо перекрестком культур, либо точкой боевых столкновений. Был период, когда Россия, Турция и Иран были историческими противниками в этом регионе. Но нельзя исключать, что на определенном этапе, учитывая сохраняющиеся интенсивные дипломатические контакты между Москвой, Анкарой и Тегераном, здесь может сложиться специфическая модель партнерства, со всеми ее изъянами и сложностями, которые мы видели уже на примере Ближнего Востока», - заключил В.Аватков.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs