Фото: dialog.org.
Черноморская зерновая инициатива, заключенная при участии России, Украины, Турции и ООН, де-факто прекратила свое существование. Согласно заявлению Министерства иностранных дел России, сделанному 17 июля 2023 года, с 18 июля Москва, интересы которой в рамках этого соглашения так и не были учтены, отзывает гарантии безопасности судоходства и сворачивает морской гуманитарный коридор в северо-западной акватории Черного моря. МИД отметил, что российская сторона возражает против дальнейшего продления сделки, о чем официально проинформированы турецкая и украинская стороны, а также уведомлен Секретариат ООН.
Ранее турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что рассчитывает как на переговоры с российским президентом Владимиром Путиным, так и на продление договоренностей, и, что зерновая сделка «уже вошла в историю как важный дипломатический успех».
При этом в последнее время турецкий лидер сделал целую серию откровенно недружественных России шагов. Среди них - освобождение командиров батальона «Азов» (запрещен на территории России) в нарушение условий ранее достигнутых договоренностей и заявления о поддержке членства Украины в НАТО, хотя сам Североатлантический альянс, как показал саммит НАТО в Вильнюсе, оказался к этому шагу не готов.
Причины выхода России из «зерновой сделки», а также характер российско-турецких отношений в целом стали предметом рассмотрения в рамках круглого стола в Москве.
Чрезвычайный и Полномочный Посол, профессор НИУ ВШЭ Андрей Бакланов напомнил, что нарушение и соблюдение международных договоренностей - процесс всегда двусторонний: «Мы часто констатируем, что партнеры не исполняют своих обязательств, но кроме заявлений ничего не делаем. Соответственно, страны Запад твердо убеждены, что, если на Россию надавить, от нее можно многого добиться. Этим же приемом пользуется наш давний “друг” Эрдоган, исходя, естественно, исключительно из собственных соображений. Как посредник в украинском кризисе он откровенно не годится, как медиатор в зерновой сделке тоже; здесь были бы уместны африканцы или арабы. Но для того, чтобы к России относились иначе, нужно в корне менять характер отношений, переводя его на чисто прагматическую основу, жестко настаивая на соблюдении своих интересов и заключая такие соглашения, от расторжения которых страдала бы, прежде всего, противоположная сторона. Доверие возвращается к тому, кто его заслуживает», - напомнил дипломат.
Известный политолог, глава Международного института новейших государств Алексей Мартынов считает, что главной проблемой современной международной политики и причиной масштабной антироссийской атаки стало то, что Россию перестали опасаться. «Вся архитектура международной безопасности, начиная с Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности и заканчивая системой контроля над вооружениями, базировалась именно на страхе. Они боялись нас, мы боялись их. Да, конечно, все это было упаковано в благопристойные дипломатические формулы, но за всеми этими словами стояли опасения возможных катастрофических последствий любого непродуманного поступка. Сегодня такого отношения нет», - заметил он.
По словам эксперта, было бы крайне наивно считать, что президент Турции является искренним другом России. «Зерновая сделка» носила сугубо политический характер, она была авансом в сторону Реджепа Эрдогана. Для него это очень выгодная история со всех сторон, и прежде всего с экономической и политической. Но Эрдоган не считал и не считает, что он чем-то обязан России, например, своим переизбранием на пост президента. Более того, он совершенно четко понял и выучил урок первого тура президентских выборов в Турции, понимая, кто и как на эти выборы влияет, и что во втором туре он может и проиграть. Не исключено, что между двумя турами у него были интересные разговоры и с друзьями в Лондоне, которые у него есть, как мы знаем, и через Лондон с Вашингтоном, после чего во втором туре он, хотя и с определенными трудностями, но победил», - пояснил А.Мартынов.
Заведующий отделом Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН, профессор Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков отметил, что действия Турции всегда осуществляются в интересах стоящего у власти клана Эрдогана и обусловлены общим состоянием деградировавшей в целом системы доверия и договоренностей в международных делах. «Она должна претерпеть радикальные изменения и сформироваться заново, а сейчас мы находимся на стадии перехода от одной системы к другой, когда наиболее вероятны конфликты и войны. Так неоднократно происходило на протяжении всей истории. В этих условиях договоренности и доверие могут быть ровно на один шаг. Простейший пример – турецкие коллеги используют термин «дорогой друг, брат», что свойственно для многих стран Востока. Но это совершенно не значит, что этот человек является для тебя другом или братом. Не нужно принимать эти слова за чистую монету. То, что Эрдоган не пустил к нашему черноморскому побережью военно-морские силы США, нами воспринимается как дружественный шаг. Но он может означать совсем другое: президент Турции показывает всем, «кто в доме хозяин», - пояснил ученый.
По словам В.Аваткова, остановка «зерновой сделки», бесспорно, представляет собой средство давления на Анкару. «Нужно ждать результативного ответа не только в плане прекращения зерновой сделки, но и в плане, так сказать, решения самого зернового вопроса уже на уровне “Россия – Турция”, “Россия и страны Африки” напрямую», - заметил эксперт.
Тему развил старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский. Он назвал «зерновую сделку» игрой в одни ворота в пользу исключительно Анкары. «70% турецкого хлеба выпекалось из российской пшеницы. Сейчас, видимо, ее заместит украинская. В Турции неплохие мощности для переработки и огромные связи в третьем мире. Для Эрдогана это великолепный бизнес-проект», - заметил В.Надеин-Раевский.
Ученый обратил внимание, что у Турции очень специфическое представление об устройстве мира. «Вспомните фотографию, на которой Эрдоган запечатлен с лидером турецких националистов Дэвлетом Бахчели, держа в руках карту тюркского мира, и все сразу станет ясно. На самом деле это была карта «Великого Турана», который, в их представлении, занимает огромное пространство от Адриатики до Тихого океана. Кроме того, с точки зрения Анкары, все народы, говорящие на тюркских языках, на самом деле являются турками. Да, Турция выращивает лояльные политические элиты, в том числе на украинском Причерноморье. Они, конечно, могут быть настроены антиевропейски и антиамерикански, но не пророссийски. В этом есть большая опасность. Вообще турки умеют ждать. Они ждут, когда их противники ослабнут, а затем возьмут свое. К тому же исторически Крымское ханство было вассалом Османской империи, поэтому его территория рассматривается в Анкаре как неотъемлемая часть “турецкого мира”», - пояснил востоковед.
По словам В.Надеина-Раевского, России пора определиться, какие идейно-ценностные, экономические, политические модели она может предложить постсоветскому пространству. «Мы потеряли три десятилетия, не предпринимая никаких шагов на этом направлении. Поэтому перспективы в этой сфере сейчас не слишком благоприятны для нас, хотя определенные изменения, особенно в последнее время, стали происходить», - заметил ученый.
Со своей стороны, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев отметил, что, при всех жестких разногласиях между Россией и Турцией по украинскому вопросу, у Москвы и Анкары есть один общий интерес: наши страны не хотят, чтобы на Черном море излишне вольготно чувствовали себя США. «России в нынешних условиях стоит искать формат не зерновой и никак не связанной с бюрократией ООН сделки с Турцией, которая позволила бы двум странам, не сталкиваясь между собой, избежать “большого шторма” на Черном море», - заметил он.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs