ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Итоги Гаагского саммита НАТО и конфликтный потенциал Балтийского региона

15:09 30.06.2025 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото А.Торина.

В Гааге (Нидерланды) прошел очередной саммит Организации Североатлантического договора. Президент США Дональд Трамп, выступающий за увеличение трат на оборону стран НАТО до 5% от ВВП, присутствовал на этом мероприятии. Среди прочего на саммите обсудили военные расходы и вопросы наращивания военного производства, а также дальнейшую милитаризацию Балтийского региона.

По итогам саммита в Москве состоялся круглый стол, в котором приняли участие известные российские ученые-международники. Эксперты обсудили итоги саммита НАТО в Гааге, его значение для наращивания военного потенциала Североатлантического альянса, проблему разногласий в организации, возможные ответные шаги России на агрессивные действия «коллективного Запада», прежде всего в Балтийском море, которое стараниями Североатлантического альянса превращается из региона сотрудничества в зону конфликта.

Гаагский саммит НАТО: предварительные итоги

Эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай», член Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов отметил, что саммит НАТО в Гааге отличается от предшествующих, в первую очередь, своей краткосрочностью: он продлился всего около трёх часов. «У Марка Рютте, нового генсека альянса, была довольно сложная задача: с одной стороны, каким-то образом продемонстрировать преемственность курса, в том числе в вопросе поддержки интеграции Украины в структуру альянса, с другой стороны – не спровоцировать раскол в рядах организации и избежать скандала с президентом США Дональдом Трампом», - пояснил эксперт.

Кроме того, саммит в Гааге стал первым после начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине, который прошел без участия ключевых партнеров Востока и Юга. «Не было ни премьер-министра Японии, ни президента Южной Кореи, не была представлена на высшем уровне Австралия. Конечно, это не могло не сказаться на общем восприятии итогов встречи», - отметил А.Кортунов.

Он также напомнил, что важнейшим вопросом, который волновал участников альянса, с одной стороны, и Соединенные Штаты Америки, с другой, оставался вопрос об увеличении трат на оборонно-промышленный комплекс НАТО. По изначальному замыслу к 2025 году эта сумма должна была достигнуть 3,5% от ВВП каждой из стран-участниц, а на 2035 год было запланировано ее увеличение до 5%. Но вопрос не только в сроках реализации, но и в том, какие именно расходы будут включены в эти 5%. Речь ведь идет не только о закупках оружия, но и о финансировании инфраструктурных проектов (мостов, портов и железных дорог).

А.Кортунов считает, что решение о повышении военных расходов до 3,5% продиктовано политической конъюнктурой. На практике ряд стран-членов НАТО, например, Испания, не выполнили свои обещания о повышении военных расходов даже до 2 %. Поэтому проблемы бюджета НАТО останутся острыми. «Причины вполне понятны: экономика Европы балансирует на грани стагнации и может свалиться в серьезную экономическую рецессию. К тому же есть много других проблем, требующих крупных вложений, включая, например, миграцию из Украины и ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки», - пояснил эксперт.

Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, вице-президент Ассоциации европейских исследований Дмитрий Данилов отметил, что результаты саммита НАТО минимальны, хотя европейская пресса преподносит их ни больше и не меньше как исторические. «В Гааге обсуждали три основных вопроса: помощь Украине, повышение военных расходов, укрепление потенциала и готовность к отражению гипотетической агрессии – разумеется, со стороны России. С точки зрения М. Рютте, наша страна представляет угрозу безопасности государств — членов НАТО, а Китай рассматривается как вызов. При этом российская угроза угроза будет рассматриваться в контексте сотрудничества России и Китая… Новый генсек НАТО явно обеспокоен тем, что Китай активно развивает свою оборонную промышленность, значительно увеличивая инвестиции в новые технологии, вооружения и военную инфраструктуру. Усиление китайского военного потенциала может привести к перераспределению сил и изменению баланса безопасности не только в Азии, но и в Европе», - считает Д.Данилов.

«Лидеры азиатских стран не присутствовали на саммите НАТО. Это означает, что они не готовы интегрироваться в деятельность Североатлантического альянса. В свою очередь, США намерены использовать более гибкие форматы во взаимоотношениях с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как AUKUS, Quad, трехсторонний альянс США-Южная Корея-Япония», - пояснил он.

Аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян согласился с доводами своих коллег, отметив, что саммит в Гааге не столько продемонстрировал прочность рядов альянса, сколько стал попыткой удержать единство по обе стороны Атлантики . «Вообще избрание Дональда Трампа президентом США рассматривается в Европе как серьёзная проблема для трансатлантических отношений… Вашингтон подталкивает Старый Свет встать на путь милитаризации. При этом Трампу важно, чтобы европейские страны направляли значительную часть своих будущих военных расходов в именно в американский военно-промышленный комплекс», - отметил ученый.

Правда, по вопросу затрат на вооружение европейским государствам и США удалось договориться. Европа согласилась с формулой “3,5 % на военные расходы и 1,5 % на инфраструктуру”. Однако четыре страны - Испания, Словения, Бельгия и Люксембург - не достигли планки даже в 2 %. «Нет уверенности в том, что они смогут ее достигнуть к концу 2025 года, хотя должны были выполнить целевой показатель еще в прошлом году», - пояснил Т.Мелоян.

«Позиция Трампа очень проста: если европейские страны будут вкладываться в оборону, то США будут гарантировать им соблюдение 5-й статьи Вашингтонского договора, а если нет, то Соединённые Штаты могут перейти к оказанию давления на своих партнеров. Такое давление может выражаться в виде угроз о сокращении американского контингента в Европе и введения торговых пошлин», - предположил ученый.

Балтийский регион: усиление напряженности и конфликтный потенциал

Одновременно с обострением противоречий между Европой и США стараниями Североатлантического альянса резко обостряется ситуация в Балтийском регионе, который имеет все шансы стать второй горячей точкой после Черноморского региона. «Целый ряд стран альянса (Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Польша) объявили о выходе из Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин и планируют заминировать границу с Россией. Это говорит о том, что политические верхи этих стран делают ставку на долгосрочное противостояние с Россией, и нашей стране придется принимать ряд контрмер, учитывая активность этих стран у наших границ», - добавил Т.Мелоян.

 Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Владимир Оленченко напомнил, что попытки превратить территорию Прибалтики в плацдарм для нападения на Россию упорно предпринимаются в течение последних двух десятилетий. Эксперт считает подобные шаги западных стран недальновидными: «Прибалтика является своеобразной мышеловкой для расквартированных там натовских войск. Строго говоря, Москве не нужно вообще вводить туда свои части: территория Литвы, Латвии и Эстонии может быть поражена либо с моря, либо из Калининградской области», - отметил В.Оленченко.

«Нужно помнить, что еще с 1990-х годов, политики стран Прибалтики были ориентированы на взаимодействие с функционерами Демократической партии США и сформировали своё лобби в Вашингтоне. Например, политические круги Литвы вообще считают, что только Демократическая партия США в полной мере отражает интересы их государства на международной арене. В первый срок пребывания Дональда Трампа на посту президента в этих странах начало оформляться “республиканское” лобби, что сразу же осложнило внутриполитическое противостояние в прибалтийских республиках. А учесть тот факт, что на положение дел в прибалтийских странах оказывают влияние сторонники максимально жёсткой линии в отношении России – Германия, Франция, Великобритания – то становится понятным, почему положение дел у российских границ осложняется», - отметил В.Оленченко.

В.Оленченко предостерег страны НАТО от обострения ситуации вокруг Балтийского региона и попыток блокады Калининградской области: «Текущие границы гарантируют спокойное сосуществование России и её стран-соседей, например, Польши и Литвы, отношения между которыми носили сложный, а порой и конфликтный характер, как минимум, с XIV века. Более того, территориальные противоречия между ними сохраняются до сих пор. Например, Польша не дезавуировала свои претензии на бывшую Виленскую область, входившую в состав этого государства в 1920-1939 годах, а Литва не отозвала свои претензии на часть исторического Сувалкского края, вошедшего в состав Польши. Сейчас эти претензии особо не актуальны, но если бы Калининградской области не было, то они могли бы вспыхнуть с новой силой», - отметил он.

Старший научный сотрудник Группы комплексных исследований Балтийского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Игорь Жуковский подчеркнул, что на Балтике имеется солидный опыт построения кооперационных сетей. «В странах региона сохранились прямые связи участников политических, академических и общественных проектов и инициатив двустороннего и многостороннего характера. У региональных государств существуют объективные общие интересы в сфере экологии и экономики. Этот исторический опыт является для нас источником некоторого оптимизма. Рано или поздно отношения в Балтийском регионе перейдут от «прохладной войны» и конфликта к выборочному сотрудничеству. Подобный формат гораздо больше соответствует интересам стран Балтийского региона, включая Россию, нежели сценарий полномасштабного конфликта. Хотя, конечно, готовыми нужно быть к любому повороту событий», - резюмировал учёный.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати