Москва отмечает юбилей Пакта Рериха и Знамени мира

00:00 11.10.2010 Елена Шашкина, редактор-консультант журнала «Международная жизнь»


15 апреля 1935 года в Вашингтоне США и страны Нового Света подписали международный «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», известный как «Пакт Рериха» - важнейший документ, сыгравший огромную роль в деле сохранения всемирного культурно-исторического наследия. В Государственном музее искусства народов Востока (Никитский бульвар, 12-А) открылась и проходит выставка, посвященная знаменательной дате - 75-летие принятия пакта.

Этот документ назван в честь выдающегося русского художника, ученого, мыслителя, видного общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Именно наш соотечественник в конце 20-х годов прошлого столетия выступил инициатором заключения международного соглашения по защите произведений культуры и искусства, архитектуры, библиотек и музеев в период военных конфликтов, а также в мирное время. Н.К. Рерих разработал и специальное знамя для маркировки культурных объектов и установки над памятниками культуры – белое полотнище с тремя бордовыми сферами, заключенными в окружность. По замыслу художника, это знамя должно было объединить всех, кто осознает абсолютный приоритет культурных ценностей над любыми сиюминутными интересами и политической выгодой, над техническим и материальным прогрессом.

Позднее это соглашение было положено в основу Гаагской конвенции 1954 года и стало фундаментом для выработки соответствующих документов в будущем. После подписания пакта по всему миру стали возникать Центры за мир через культуру. Идеи Н.К. Рериха применяются в школах, существует новое направление образования - мир, миротворчество и методы пути мирного существования и распространения идей культуры как предмета изучения. Возникают новые университеты - общества, которые сотрудничают друг с другом.

Идея охраны культурных ценностей, предложенная Н.К. Рерихом, особо актуальна в наши дни. В условиях современного мира и мировой глобализации именно культура является одним из наиболее эффективных средств развития международных отношений.

Приуроченная к этому событию выставка не первая в череде подобных в юбилейном году: весной этого года состоялась выставка в Санкт-Петербурге. Открывшаяся в московском Государственном музее Востока выставка свидетельствует о всемирном распространении идей Пакта Рериха и утверждении знамени мира. В основном ее разделе представлены произведения живописи Н.К. Рериха с изображением памятников культуры разных стран и живопись С.Н. Рериха. Произведения «раннего» Н.К.Рериха с изображением древнерусских церквей и монастырей Суздаля, Ярославля, Смоленска, Ростова Великого из знаменитой «архитектурной серии». «Восточная серия» - это изображения культовых сооружений Индии, Китая и Монголии: «Эллора» и «Аджанта», «Великая стена» и «Юэн-Канг», являющиеся объектами всемирного наследия, включенные в свод ЮНЕСКО. Тема противостояния разрушению культуры отражена и в известных философских трудах-аллегориях Н.К. Рериха «Армагеддон» и «Ангел последний», также экспонируемых на выставке.

Впервые за последние десять лет представлен публике уникальный холст из запасников Государственной Третьяковской галереи «Святой Сергий». Н.К. Рерих считал Святого Сергия Радонежского хранителем и воеводой русской культуры, о высокой ценности которой говорит этот образ. В образе Святого Сергия также можно видеть изображение прототипа знамени мира – знака триединства.

Работы Святослава Николаевича Рериха, составляющие значительную часть экспозиции, направлены на популяризацию пакта, предложенного его отцом, его фундаментальных идей, которые отражены в больших пророческих полотнах: «Предупреждение человечеству», «Ты не должен видеть этого пламени». Также, как и триптих «Освобождение», «Распятое человечество», «Куда идешь, человечество?», они являются творческим откликом на трагедию Второй мировой войны и протестным ответом на угрозы времен «холодной войны», проникнутые глубинным смыслом гуманизма.

Если Рерих-старший открывается со своей архитектурной серией, разворачивает перед нами всю красоту древних памятников и впервые фиксирует на своих полотнах те памятники, многие из которых не дошли до нас и сейчас уже не существуют (они были разрушены войнами и революциями). Эта фиксация имеет огромное значение. От русских памятников он идет дальше по миру, изображая памятники Гималаев, Индии, Монголии, Тибета.

Удивительно, что С.Н. Рерих не изображал памятники на своих полотнах. Пришло другое время – время тотального разрушения памятников, и у С.Н. Рериха совсем другая живопись. Она как призыв к действию – сохранять культуру, потому что культура – это сердце любой нации, а значит и всей цивилизации.

На выставке представлены раритетные издания и архивные документы, рассказывающие об истории международного продвижения идеи Знамени мира и Пакта Рериха. Дополнительным разделом выставки является экспозиция открыток и фотографий, сформированная при участии Исследовательского Фонда Рерихов в Санкт-Петербурге, а также Гималайского общества.

В день открытия выставки (8 октября) в Государственном музее Востока состоялся Круглый стол, посвященный 75-летию подписания «Пакта Рериха». К этому событию в сотрудничестве с нью-йоркским музеем Н.К. Рериха был подготовлен специальный DVD-выпуск, видео которого транслируется в одном из залов. 

По признанию Генерального директора Государственного музея Востока, д.и.н. Александра Седова, это событие, которое мы отмечаем в 2010 году, еще раз демонстрирует актуальность этого уникального документа, который «дает фору действующим и разрабатываемым в настоящее время подобным документам», еще раз показывая гениальность его создателя.

Аида Тульская, заместитель директора Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, который является самым старым и первым музеем Н.К. Рериха в мире, рассказала историю пакта. Интересно, что сама идея подписания и распространения Пакта была предложена именно Художественным музеем Н.Рериха в Нью-Йорке (США), а не какой-то государственной организацией или политической партией.

Президент Ф.Д. Рузвельт был убежденным сторонником Пакта Рериха и идей Николая Рериха вообще - его гуманитарных и общечеловеческих идей. При подписании документа, который был подписан США и странами Латинской Америки, позже ратифицированный этими странами, Президент США сказал, что «этот Пакт обладает духовной значимостью, которая гораздо глубже его юридической формулировки; он образовательный, это план, указание пути, что можно и нужно делать, чтобы наша цивилизация выжила. Этот пакт указывает нам дорогу, которая может спасти нашу цивилизацию от саморазрушения».

У двух музеев – Музея Рериха в Нью-Йорке и Государственного музея Востока в Москве - оказалось много общего: большая часть предметов для экспозиции Н.К.Рериха пришли из одного источника – они были подарены обоим музеям Кэтрин Кэмпбелл, другом семьи Рерихов, ученицей и последовательницей. Аида Тульская выразила надежду, что общими усилиями всех стран, в том числе России и США, мы поможем изменению сознания и воспитанию нового сознания у нового поколения – сознания мира.

Д.и.н., исследователь истории и культуры Русского зарубежья, заведующий Отделом наследия Рерихов Государственного музея Востока Владимир Росов отметил, что уникальность этой выставки в том, что посвящена она не только живописным работам Николая Рериха, как это было неоднократно, но главное - она несет в себе идею сохранения памятников культуры в целом. По словам рериховеда, выставка построена таким образом, чтобы показать эволюцию идеи Н.К. Рериха: ведущая от самих основ Пакта Рериха к завершающей идее эстетического государства, идее, которая была изначально заложена в документе.

Доктор исторических наук, индолог, специалист по проблемам истории культуры и межкультурным взаимодействиям Ростислав Рыбаков искренне порадовался популяризации искусства и гуманистических идей своего любимого художника Н.К. Рериха во всем мире, их актуальности в наши дни: «Николай Рерих всеобъемлющ - это Восток в России. Ни один русский художник не получил такого количества литературы и монографий о своем творчестве». Лишь с сожалением отметив, что нападений на культуру очень много, но у людей, знающих работы Рериха «есть иммунитет против насилия и пошлости». Проведя параллели между Н.К. Рерихом и Ф.М.Достоевским по степени влияния творчества и идей обоих на сознание перцепиента, как сделал это Р.Б. Рыбаков, мы можем еще раз убедиться и сделать вывод, что только «Красота спасет мир».

Примадонна мировой оперной сцены, блистательная Любовь Казарновская, профессор и доктор музыкальных наук считает искусство и идеи Н.К.Рериха священными для любого настоящего артиста. Они как «прививка от пошлости» в современном мире, в противовес масс-медиа. А выставка Рериха – «это центр притяжения людей высокого духа, она возвращает нам утраченное в результате многих процессов ощущение того, что у нас великая страна с великими традициями в искусстве». Классическая музыка много значила для Н.К.Рериха. Учитывая это и, вспомнив традицию исполнения венских классиков на дягилевских сезонах в Париже, для которых Н.К. Рерих создавал эскизы, Любовь Казарновская представила инструментальное выступление студентов колледжа при Московской государственной консерватории, исполнивших первую часть первого квартета Л.В.Бетховена в основном зале экспозиции, что стало несомненным украшением презентации.

Открытие такой объединяющей и значимой для всех стран и людей мира выставки собрало представителей не только мира науки и искусства: Посол РФ в Непале, Советники Посольств Франции и Болгарии в РФ, а также заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин.

Каждый, кому близки идеи Н.К. Рериха, понимает, что любой акт войны, вандализма, коррупции нарушает баланс существования. Пакт Рериха до сих пор является одной из самых серьезных попыток научить людей сохранять это равновесие.

 

Ключевые слова: Государственный музей Востока

Версия для печати