2010 год для Социалистической республики Вьетнам ознаменован целым рядом памятных дат и юбилеев, среди которых самым значительным является 1000-летие столицы страны - Ханоя. В эти дни в Москве, в Государственном музее Востока (Никитский бульвар, 12 А), открылась и проходит выставка "Город Взлетающего дракона. К 1000-летию Ханоя». По мнению автора и научного куратора выставки Альбины Легостаевой, город намного старше своих лет, но только в 1010 г. он получил статус столицы.
Первый правитель династии Поздние Ли - Ли Тхай-то - принял решение о переносе столицы из Хоалы в крепость Дайла, изменив ее название на Тханглонг – «Взлетающий дракон». «Город Красной реки» - так переводится название Ханоя, расположенного среди многочисленных рукавов и ответвлений Красной реки. По преданию, когда Ли Тхай-то плыл в лодке по Красной реке, из воды появился золотой дракон. Взлетев, он свернулся в клубок и превратился в облако. Поскольку дракон считался предком-покровителем вьетнамского народа, Ли Тхай-то счел это знамение благоприятным для процветания страны и именно на этом месте повелел возвести новую столицу. С того времени город практически неизменно оставался центром политической, экономической и культурной жизни страны.
Столица с тысячелетней историей традиционно делится на две части: «старый» (старинный) и «новый» Ханой. Удивительные по красоте и гармонии архитектурные памятники Ханоя, древние храмы и пагоды, изящные колониальные виллы под кронами вековых платанов, узкие петляющие улицы старого квартала, названные по имени товаров, которые на них продавались (Шелковая, Сахарная, Медная, улицы Барабанов, Ритуальных фигур), многочисленные лавки-мастерские – все это создает неповторимый облик города, образы которого часто запечатлевают вьетнамские мастера на картинах и предметах декоративно-прикладного искусства.
Юбилей город отмечает со свойственным ему размахом: установлен памятник, посвященный тысячелетию Ханоя, на улицах города выложены огромные мозаичные панно, на многих из которых изображен дракон, у озера «Возвращённого меча» в центре Ханоя стоят гигантские часы, отсчитывающие время до торжественного момента – дня юбилея. В августе этого года Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО принял решение о признании центральной исторической части Ханоя объектом мирового культурного наследия ЮНЕСКО. К празднованию юбилея дружно готовилась вся страна.
Советник Посольства Республики Вьетнам Лё Тхань Ван отметил, что город и правительство Вьетнама готовились к большому празднику юбилея в течение нескольких лет: проводились реставрационные работы кварталов, где хранятся объекты исторической значимости, уникальных древних храмов и пагод города. Также Советник отметил многолетнее, в течение десятилетий, тесное сотрудничество наших стран в области культуры и искусства, обмен опытом в области образования и музейного дела, обмен студентами.
В Москве прошли Дни Вьетнама в России и экономический форум в рамках этого мероприятия. Представитель Республики Вьетнам отметил, что партнерство РФ и Вьетнама поднимается на новый уровень – «стратегический».
24 ноября в Центре российской культуры в Ханое откроются Дни российской культуры.
Директор Департамента современного искусства и международных культурных связей Министерства культуры РФ, Президент Международного совета музеев России, Екатерина Селезнева начала свою речь на открытии выставки "Город Взлетающего дракона. К 1000-летию Ханоя» с того, что «тот, кто хоть раз побывает в Ханое, никогда не забудет этот город. То проявление человеческой энергии, которое есть в Ханое, может быть и есть в других городах, но то, как оно проявляется в Ханое, свойственно только Ханою. В этом городе, очень динамично и успешно развивающемся, эта тысячелетняя жизнь всегда есть, и она всегда присутствует в этих потрясающих памятниках, в удивительном мастерстве инкрустации перламутром по дереву, в потрясающих шелковых тканях, в удивительном неторопливом трудолюбии, которое заставляет рождаться маленькие шедевры».
Владислав Ремарчук, зав. кафедрой Института стран Азии и Африки МГУ, признался в любви к Ханою и поделился впечатлениями от пребывания в том, старом Ханое еще в далеком 1965 году, во время войны, будучи студентом МГУ. Несмотря на военные реалии и бомбардировки, его поразила сказочная атмосфера города, и фольклорные переклички с русскими сказками напомнили ему детство. «Ханой и мы – родственные души, это диалог двух культур. Нас объединяют человечность и гуманизм, народные пласты культуры, несмотря на их различие».
Вьетнам впитал в себя много религиозных и культурных традиций Востока. На выставке представлены разные виды искусства: резьба по дереву, графика, свитки, великолепная храмовая скульптура. Центральное место на выставке отведено традиционному искусству Вьетнама.
Конечно же, буддизм оказал огромное влияние на развитие вьетнамского национального искусства. Проникнув в страну в первые века нашей эры, он быстро распространяется и с XI века становится официальной религией, надолго сохранив господствующее положение в духовной жизни всего общества. Среди представленных произведений особый интерес вызывает культовая пластика. В буддийском храме скульптура, как правило, весьма многочисленна и сосредоточена в нескольких помещениях (передней части храма, переходе к алтарной части, на главном алтаре). Алтарь представляет собой трехступенчатый постамент, в нижней части которого обычно находится фигура Будды-младенца, стоящего под резной аркой, оплетенной фигурными изображениями девяти драконов. Данный иконографический тип характерен именно для вьетнамской культовой пластики, в отличие от других стран Индокитая, где он встречается крайне редко. Верхние ступени алтаря занимали фигуры будд, бодхисаттв, учеников Будды Шакьямуни. Обширный пантеон бодхисаттв сложился в стране благодаря тому, что господствующим направлением буддизма было учение махаяны, согласно которому бодхисаттвы являются основными помощниками людей на пути их нравственного совершенствования для достижения нирваны.
Во Вьетнаме, долгое время находившемся в сфере влияния китайской культуры, сформировалась тем не менее своя сложная синкретическая религиозно-философская система, вобравшая в себя идеи буддизма, конфуцианства и даосизма наряду с многочисленными местными народными верованиями. Среди последних самым важным был культ предков, лежащий в основе религиозных воззрений вьетов и игравший значительную роль в духовной жизни страны еще со времен древних вьетских государств. Кроме того, в храме находились многочисленные статуи чиновников, военачальников, храмовых прислужниц и охранителей. Культовую скульптуру вырезали из дерева, покрывали грунтом сложного состава, лаком, росписью цветными красками и позолотой, таинственно мерцающей в полутемных интерьерах мрамов. На выставке храмовая пластика представлена традиционными скульптурами XVIII-XIX века, она является самой ценной частью коллекции выставки.
Отдельное место на выставке занимают ханойский городской лубок и деревенская народная картина – планшеты с лубками. Декоративное убранство буддийских сооружений дополняла живопись на свитках. Нередко на них изображали Правителей Десяти дворцов, которые по представлениям вьетнамцев вершили суд над грешниками в подземном мире, фигуры мифических стражей и известных патриархов-проповедников буддийского учения. Например, народная картина «Божества четырех дворцов» относится к разновидности религиозных лубков-икон и представляет пантеон божеств культа медиумов, получившего наибольшее распространение в городской среде с конца XIX - начала XX века. В основе культа лежат древние религиозные традиции, восходившие к анимистическим верованиям и включенные позже в систему даосизма. Кроме того, на картине могли быть представлены Будда с учениками, а также другие небожители. Их нередко изображали на отдельных свитках восседающими на различных животных (драконе, рыбе и пр.). Они почитались как покровители музыки, поэзии, как защитники от злых сил.
Народная картина Вьетнама занимает на выставке значительное место. Возникнув в средние века, лубок постепенно становится одним из самых популярных видов изобразительного искусства в стране и остается им по сей день. Его традиции бережно сохраняются в наше время. Два зала экспозиции отводятся народной картине Вьетнама из двух наиболее известных центров по ее производству. Лубок из деревни Донгхо, в провинции Бакнинь, которая находится неподалеку от Ханоя, представляет собой цветное ксилографическое изображение на специальной волокнистой бумаге, сделанной из коры дерева зо (аквилярии). Печатают его с помощью нескольких досок-штампов, окрашенных в разные цвета, по одному цвету для каждого клише. Последним делают оттиск с доски с черным контуром рисунка. Для изготовления красок мастера применяют цветы и сок различных растений, золу, кору деревьев, минеральные вещества. Перед печатью бумагу покрывают специальным грунтом – толченым перламутром морских раковин, смешанным с клеем на основе рисового отвара, что делает бумагу более прочной. Тот же перламутровый порошок добавляют в краски для придания им эффекта мерцания.
В гравюрах с улицы Хангчонг (улица Барабанов), расположенной в старом квартале Ханоя, сочетаются традиции лубка деревни Донгхо со стилистическими приемами китайской классической живописи. Ханойские мастера отдавали предпочтение картинам в форме свитков. Отличие городской картины заключается в том, что после нанесения контура рисунка с помощью печатной доски, а часто и нескольких досок для длинных свитков, гравюру расписывали от руки, поэтому на изготовление городской картины требовалось гораздо больше времени, чем на лубки из деревни Донгхо.
В выставочных залах представлены также деревянные рельефы для украшения общинных домов Динь, которые создавали мастера специально с целью украшения зданий культовых построек. Часть экспонируемых предметов в начале 80-х годов XX века были переданы в дар Государственному музею Востока Министерством культуры Социалистической Республики Вьетнам и правительством республики.
Выставка продлится по 22 ноября 2010 года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs