ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Весенняя выставка «На солнечной стороне» в Санкт-Петербурге

10:15 18.03.2023 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Геннадий Бернадский «Скоро Весна», 2023

Пришла весна, и вновь открылась ставшая традиционной выставка художников Санкт-Петербурга «На солнечной стороне». Новыми работами порадовали своих почитателей и любителей живописи мастера пейзажа, портрета и натюрморта – всего около 300 полотен, и все они о солнечной, ясной, прекрасной стороне жизни. Залы Союза художников северной столицы украсили картины 57 авторов, среди которых и заслуженные художники России, и начинающие живописцы, и люди иных профессий, связанных с созданием художественных образов. Главная ценность экспозиции – она наполнила светом и теплом не только галерейное пространство. Светом и теплом наполняет она души и сердца всех, кто приходит увидеть полотна мастеров воочию и получить заряд веры и надежды от этой жизнеутверждающей живописи.  

Пробуждением от зимних холодов, радостью освобождения от снежного покрова веет с картин Ярослава Савиных («Март. Река Сестра», 2022), Артема Тихонова («Разлив», 2021), Василия Шевчука («Новгородский дворик», 2022), Владимира Баженова («Золотой ручей», 2021).

Ярослав Савиных, «Март. Река Сестра», 2022

Артем Тихонов «Разлив», 2021

Василий Шевчук «Новгородский дворик», 2022

Владимир Баженов «Золотой ручей», 2021

Наталья Милашевич «Наташа», 2022

И вместе с тем «зимние» картины Геннадия Бернадского («Зимний сад», 2023; «День рождения», 2023), Петра Кривенко («Вид Исаакия с зимних крыш», 2022) и Анатолия Лукаша («Питерский дворик», 2022) радуют небесным светом, - то ярким до ослепительной белизны, то нежно-перламутровым, мягким и нежным.

Геннадий Бернадский «Зимний сад», 2023

Геннадий Бернадский, «День рождения», 2023

Петр Кривенко, «Вид Исаакия с зимних крыш», 2022

Анатолий Лукаш «Питерский дворик», 2022

Большинство сюжетов было написано художниками в 2022 – 2023 гг. И среди них выделяется по своим масштабам, по значимости истории и по художественному мастерству картина Василия Братанюка  «Воспоминание о Пушкине…». В уютной петербургской квартире с видом на реку Мойку, у распахнутого окна ведут неторопливую беседу две женщины: Любовь Ивановна Кочебина, воспитанница правнучки великого Пушкина, Наталии Сергеевны Шепелевой, и врач Елена Алексеевна Копылова. Нетрудно догадаться, что темой разговора является всё, что связано с именем гения русской и мировой поэзии. Судьба была благосклонна к юной Любови Ивановне. Живя в многодетной семье, она ходила готовиться к выпускным школьным экзаменам к Наталии Сергеевне в её комнату в коммунальной квартире, в полуподвале на Арбате в Москве. Наталия Сергеевна работала сценографом и помогала Любе книгами и знаниями, превышающими курс школьной программы. Много рассказывала о своем прадеде и его творчестве. Отсвет тех незабываемых дней и лет отразился на дальнейшей судьбе Любови Ивановны, которая после замужества переехала в Ленинград. Всю свою жизнь она провела под «сенью Пушкина». Портреты, фотографии, книги, альбомы, относящиеся к гению Поэта раритеты – всё это составляло неотъемлемую часть жизни Любови Ивановны Кочебиной. А поскольку петербургская интеллигенция не размыта «новомодными» явлениями современной реальности, то широкий круг образованных людей тесно взаимодействует, встречаясь на таких, как нынешняя, выставках, творческих вечерах, спектаклях, концертах. Так пересеклись пути и Елены Копыловой и Любови Ивановны Кочебиной. Тетушка Елены Алексеевны – Зоя Иосифовна Белякова – была известным в России автором монографий о представителях царской династии Романовых, а также автором более 200 статей на научно-исторические темы. Картина Василия Братанюка насыщена переплетением текущей за балконным окном современной жизни, летними кафе на набережной и вместе с тем - хранимыми с любовью и трепетом  предметами XIX и XX вв. - венский стул, старые фолианты, старинное зеркало, портреты самого Поэта и его красавицы жены Натальи Николаевны Пушкиной, да и платье в пол с кружевным воротником, туфельки на каблучке. А ведь к моменту написания картины Любови Ивановне исполнилось 92 года.  Вот, какие встречи происходят порой на выставках.

Василий Братанюк «Воспоминание о Пушкине. Кочебина Любовь Ивановна, воспитанница правнучки Пушкина, - Шепелевой Натальи Сергеевны, и врач Копылова Елена Алексеевна», 2022

К работам Василия Братанюка мы еще вернемся, а пока отвлечемся на произведения других мастеров.

Анатолий Лукаш «Дворик. Старый район. Симферополь», 2022

Сергей Ляхович «Волга у Саратова», 2022

Татьяна Чернова «Цветущий Богумил», 2017

Палитра крымских сюжетов, как правило, богата на краски, в которых плещется солнце. Таковы натюрморты и пейзажи Павла Еськова («Крымский натюрморт», 2022), Анатолия Лукаша («Дворик. Старый район. Симферополь», 2022), Татьяны Черновой («Цветущий Богумил», 2017). Но и пейзажи Русского Севера светлы, как белые северные ночи, и привлекательны своим необъяснимым магнетизмом сдержанности во всем, как на полотнах Николая Глухова.

Николай Глухов «Русский Север», 2022

Николай Глухов «Русский Север», 2022

Богатство природных просторов России, кажется, неисчерпаемо. Поэтому понимаешь наших художников, которые находят новые смыслы и новые средства выразительности при перенесении на холст того, что видит их зоркое око. Здесь поэзия в унисон живописи, по пушкинскому слову: «…и руки тянутся к перу, перо – к бумаге. Минута, и стихи свободно потекут…».

Сергей Любимов «Караван Демидова», 2018

На картине Сергея Любимова живопись встречается с историей Родины. Непривычно звучит название для слуха современного человека - «караван Демидова», однако для жителя Урала второй половины XVII в. это было вполне обыденное словосочетание. Знаменитая династия Демидовых, начинавшаяся с Акинфия Никитича Демидова, заложившего и построившего два крупнейших металлургических завода на Урале - Выйский медеплавильный и Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный заводы. По реке Чусовой готовую продукцию отправляли на барках в Центральную Россию.  И сразу всплывает в памяти ещё одна знаменитая фамилия - отца и сына Черепановых, построивших первый в России паровоз для перевозки руды. И, конечно, откликается сердце благодарностью нашим талантливым и трудолюбивым предкам за их беззаветное служение Родине. Это они разрабатывали Средний и Южный Урал, они крепили оборону и обеспечивали безопасность удаленных от центра России её рубежей. Посмотрите ещё раз на картину Сергея Любимова. Она монотонно звучит – от краешка светлеющего неба на горизонте, до плеска волны под барками и ветра в соснах, крепящихся на краю Высокой горы. И в этой сосредоточенной атмосфере Урала гудят доменные печи уральских заводов, заложенных металлургической империей Демидовых.

Татьяна Чернова «Дорожка к озеру Хепоярви», 2022

Игорь Григорьев «Красносельские поля», 2022

Живописное полотно Игоря Григорьева «Красносельские поля», 2022 поражает своей бесконечной горизонталью: то ли поле «удаляется» от нас, то ли горизонт приближается, разворачивается, как рулон холста, перед нами. Завораживающая картина. А, как известно, Красносельские поля с начала XIX в. были военными, там отрабатывались военные тонкости и хитрости на ежегодных сборах. Ещё один исторический штрих. Кстати автор картины по основной своей профессии актер, телеведущий, драматург, словом, талантливый человек!

История буквально преследует живописцев. Вот и ещё два исторических пейзажа. Во время выставки можно было встретить самих художников, они щедро делились с посетителями своими замыслами. Геннадий Бернадский запечатлел на своем полотне местечко «Велье» с утоптанной дорожкой к местному храму с колокольней, с покосившимися домами и сараями; куры, разговоры встретившихся соседей, небрежно уложенные дрова. А небо, как на куполах, как на театральных декорациях, то льется, то сверкает между крон редких деревьев. И, кажется, обычная деревенская жизнь дышит на ладан. Ан, нет. Здесь дыхание истории. И связано оно с государыней Екатериной II, которая приезжала сюда молиться, принимала участие в Крестном ходе. Велье расположено в 20 км от Пушкиногорья, и не исключено, что здесь, конечно, бывал Александр Сергеевич Пушкин, находясь в ссылке в селе Михайловском. И эти факты, прежде всего дороги художнику.

Геннадий Бернадский, «Велье», 2023

Алексей Малых-Васильев «Река Сторожка. Саввино-Сторожевский монастырь», 2022

Василий Братанюк «Древняя река Случь в Староконстантинове», 2012

Василий Братанюк «Благословение старца о. Николая Гурьянова», 1998

Василий Братанюк «Дорога к древнему монастырю Дивеево», 2012

Василий Братанюк «Дорога к дому, мастерской П.П.Чистякова, 2022

Сергей Ткаченко «Полдень в Старом городе. Гданьск», 2016

Тинатин Зарандия-Куталия «Потухший очаг», 2008

Алексей Малых-Васильев (Река Сторожка. Саввино-Сторожевский монастырь», 2022), Василий Братанюк (Древняя река Случь в Староконстантинове», 2012; «Дорога к древнему монастырю Дивеево», 2012; «Благословение старца о. Николая Гурьянова», 1998; «Дорога к дому, мастерской П.П.Чистякова», 2022 ), Сергей Ткаченко («Полдень в Старом городе. Гданьск», 2016), Тинатин Зарандия-Куталия («Потухший очаг», 2008) – все мастера кисти обращаются к корням, к мудрости поколений. Живопись их убедительна в своем заявлении – без корней нет и жизни, нет того богатства, проникнутого духом, что дарит нам Творец. Один пример: картина Василия Братанюка «Дорога к дому, мастерской П.П.Чистякова». Павел Петрович Чистяков был учителем таких корифеев отечественной живописи, как Репин, Суриков, Серов, Поленов, Врубель, Васнецов, Борисов-Мусатов, Грабарь, Саввинский. Все они прошли жесткую школу своего Учителя и оставили о нем самые теплые и восторженные воспоминания, проникнутые благодарностью. Плоды Учителя оценили потомки и время.

В экспозиции выставки «На солнечной стороне» большую долю портретов занимают женские образы, и это радует, как прикосновение к глубокой тайне. Встречаются знакомые, известные лица, такие как Галина Уланова, Диана Вишнева на портретах Василия Братанюка («Тамара Гимадиева, солистка балета. Балет «Пахита», 2014; «Ярослава Рогулина. Разминка юной балерины», 2014; «Директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский и супруга И.Л.Пиотровская, 2018), и собирательные образы, как на полотнах Владимира Ежакова («Мама», 2023; «Летнее кафе», 2023), Людмилы Баландиной («Портрет девушки», 2023), Натальи Милашевич («Наташа», 2022),  Виктора Ляпкало («Танец», 2022), Святослава Новосадюка («Синий халат», 2022).

Л.А.Баландина «Портрет девушки», 2023

Василий Братанюк «Мария Кошкарева, ученица Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой в роли Ночи балета «Джоконда», 2022

Василий Братанюк «Тамара Гимадиева, солистка балета. Балет «Пахита», 2014

Василий Братанюк «Ярослава Рогулина. Разминка юной балерины», 2022

Василий Братанюк «Директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский с супругой Ириной Леонидовной», 2018

Василий Братанюк «Ожидание Анастасии в кедровом лесу», 2018

Виктор Ляпкало «Танец», 2022

Владимир Ежаков «Мама», 2023

Святослав Новосадюк «Синий халат», 2022

Как прекрасны и одухотворенны эти образы в изящном движении танца, в мягкой заботе о ребенке, в утреннем аромате веток сирени, в сосредоточенности и в гармонии – в вечной женственности. Атмосфера выставки настраивает на размышления и о том, в частности, что тот, кто умеет видеть и ценить солнечную сторону жизни, тот и в душе своей сумеет зажечь, сберечь солнечный свет и наполнить им пространство вокруг.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати