Людмила Бирюкова «Радость бытия», 2022
Большой интерес у любителей живописи вызвала выставка, открывшаяся в залах Союза художников Санкт-Петербурга под многозначительным названием «Я верю...». Наряду с именитыми мастерами кисти, заслуженными художниками Российской Федерации, Почетными академиками Российской академии художеств свои картины выставляют и молодые авторы, чьи творческие разработки привычных сюжетов откликаются замыслу экспозиции «Я верю...». Нет конкретики в этом посыле из двух слов, но есть многоплановость, глубинность, многослойность, находящие опору в этом двусловии. Вера, как нить Ариадны, ведет человека по лабиринтам событий, обстоятельств, драм и трагедий к божественному началу, откуда струится свет и сила, дарующие нам жизнь.
Интересны работы Андрея Кугаевского, написанные в 2025 году «Ангел Музыки», «Ангел Балета», «Ангел Живописи». Они являют собой благодарность автора невидимым покровителям трех видов искусств, помогающих на тернистом пути творчества. «В этих работах я пытался выразить свое прочтение выставки «Я верю...», - говорит Член Союза художников России, член-корреспондент Российской академии художеств Андрей Кугаевский.
Как прост сюжет картины Людмилы Бирюковой «Радость бытия» и как многозначен он. Мать с сыном на мосту на фоне храма кормят голубей. Мама-то понимает, как важно передать сыну чувство сопричастности и заботы о птицах, о тех, кто рядом, кто наполняет нашу стремительную жизнь незатейливым воркованием и не дает забыть посмотреть на небо, увидеть высокий полет. Мама – образ мадонны, мальчик весь распахнут в тихой радости, но в то же время он под сенью материнских рук, её чистого белоснежного покрова, защиты. Полотно «Радость бытия» можно рассматривать бесконечно, столько в нем символов: и окна - порталы в неведомое, и брусчатка моста - твердь, опора, и сфера, распахнутая крыльями голубей, вольный простор душе в густонаселенном городе.
А вот у Федора Жукова иной мотив в пейзаже «На краю Земли». Он сам из Якутии, северный человек, любит свою суровую и нежную родину. Верит в неё, в её силу, в людей, населяющих этот далекий край, немало претерпевший за века революций и перестроек. За Полярным кругом по протокам реки Индигирки можно встретить поселок с поэтическим названием Русское устье, ласкающим слух мелодичным созвучьем.
Федор Жуков «На краю Земли», 2014
Да, мало таких селений, и людей в том краю на краю Земли тоже немного. Самые крепкие, вросшие в эту землю рыбаки, охотники, ремесленники сродни своей малой родине. Пишешь слова и понимаешь, как много в них общих корней. Смотришь на высохшую лодку, покосившуюся церквушку под небесным светом и рыбака, застывшего на реке, а вспоминаешь лермонтовские строки про золотую тучку, что ночевала на груди утёса-великана. И можно было бы подумать, что есть в этом какая-то обреченность, но нет. На берегу лодка иссохла, а на воде, где ей и надо быть, рыбак в лодке, - тянется нить поколений. И если так сильна любовь к родной Якутии, а она вся на полотне - значит, крепка и вера...
Ячный Евгений «Николай», 2017
Портрет святого царя-мученика Николая II, работы Евгения Ячного, - собирательный образ вынесшего свой крест и терновый венец страдальца, сохранившего прямой и всепрощающий взгляд на нас, своих потомков, как бы говоря с нами и о нас: «Я верю...».
Две работы Татьяны Поцелуевой – «Мария» и «Автопортрет» буквально дышат теплом милого детства и обаянием художника. И, несомненно, написаны мастером.
Поцелуева Татьяна, «Мария», 2020
Поцелуева Татьяна «Автопортрет», 2023
Картина «Свете тихий...» Юлии Беховой по сюжету напоминает одно из известных полотен прерафаэлитов, вместе с тем сюжет и почерк автора созвучен композициям эпохи Возрождения. А вот, как сама художница говорит о своей картине: «Эта картина много значит для меня. Образ родной русской земли, красота Пушкиногорья дороги моему сердцу со студенческих времен. Состояние летнего дня, клонящегося к вечеру, безветрие, тихая зеркальная вода. Образ Мадонны возникает из пейзажа, он связывает Небо и Землю».
Юлия Бехова «Свете тихий», 2022
Натюрморт «Южная ночь» написан великолепным мастером композиций с цветами и фруктами, Почетным академиком РАХ Геннадием Бернадским в Крыму, жаркой южной ночью. Обладая поэтическими чутьем и словом, Геннадий Валентинович уточняет для «Международной жизни»: «Когда на тёмном небосклоне блистают немигающие звёзды и слышна музыка прибоя, а воздух пропитан тропическим ароматом так, что его можно пить, - и во всём разлита такая гармония, такая сказка и волшебство, что благодаришь Бога за эти мгновения».
Бернадский Геннадий, Почетный академик РАХ, «Южная ночь», 2024
Заслуженный художник Российской Федерации Татьяна Федорова представила в экспозиции свою картину «Победа Светлых сил», 1996 г. Второе её название - «После концерта». Сюжет, по мнению автора, звучит в унисон с тезисом выставки – как символ надежды. «Картина символическая, - отмечает Татьяна Федорова, - с одной стороны основана на реальном событии, когда после концерта композитора и органиста Олега Янченко в капелле Санкт-Петербурга, мы собирались для общения, вдохновленные классической музыкой Баха. С другой стороны - и композитор, и музыканты являются исполнителями Божественного сценария, сочинённого не нами, о победе светлых сил над силами тьмы после испытаний, посланных России свыше для проявления божественной мудрости в человеке, насколько он соответствует «образу и подобию Божию».
Татьяна Федорова, Заслуженный художник РФ, «После концерта. Победа светлых сил», 1996
Художник Василий Братанюк представил на выставку несколько картин и портретов, написанных в разные годы и по разным поводам. В частности, портрет Майи Плисецкой (20.11.1925 – 2.05.2015) «На репетиции» - к столетию примы Большого театра, которое отмечалось в этом году, гармонично вписан в контекст экспозиции «Я верю...».
Василий Братанюк «Майя Плисецкая на репетиции», 2012
Василий Братанюк «Протоиерей о. Василий Ермаков», 2005
Портрет протоиерея о. Василия Ермакова художник писал сразу после Пасхальной службы в храме преподобного Серафима Саровского. Нарядные красные одежды священника, пасхальный стол с куличами в свечах, своды храма, многочисленные прихожане, что не торопятся покидать церковь – таков антураж, на фоне которого любимый паствой настоятель, не уставший от службы, а в омофоре благодати предстает на портрете. И это продолжение темы веры, пути к Богу, служение Ему и людям.
Ещё об одном портрете невозможно не сказать. Речь идет о Наталье Васильевне Московченко-Григорович. Она носительница знаменитой в России фамилии Григоровичей. Прадед Натальи Васильевны – Иван Константинович Григорович – последний морской министр в правительстве Российской империи, генерал-адъютант, адмирал (его усилиями был фактически заново воссоздан российский флот после поражения в Русско-Японской войне 1904-1905 гг.). Дочь И.К. Григоровича – Наталья Ивановна Григорович-Панина работала в Военно-Морской академии переводчиком в библиографическом отделе иностранной литературы – писала аннотации к научно-техническим публикациям. Правнучка адмирала – Наталья Васильевна Московченко-Григорович работала в оборонной промышленности. Состоит в родстве с Юрием Николаевичем Григоровичем, выдающимся балетмейстером и режиссером балетных спектаклей, прославивших Россию на мировой сцене. На портрете В. Братанюка Наталья Васильевна предстает на фоне фотографий и портретов своих достойных предков, послуживших России верой и правдой. Вот так на художественной выставке пересекаются люди и их судьбы, неразрывно связанные с Россией, с Родиной. И как оправдано название экспозиции – «Я верю...».
Василий Братанюк «Портрет Н.В. Московченко-Григорович. Память времени», 2025
Особое внимание на выставке привлекает картина Заслуженного художника РФ Виталия Боровика «Возвращение», созданная в этом году, написанная по мотивам трагедии Донбасса. Семья вернулась к родному очагу, от которого остался лишь остов кормилицы-печки. Непрекращающиеся многолетние бомбежки Донбасса киевским режимом не сломили в этих людях веры в свою родину, семья выписана как монолит, ядро, корень, от которого уже началось возрождение – сидящий на руках у матери сынишка.
Боровик Виталий, Заслуженный художник РФ, «Возвращение», 2025
Перекликается по теме с этой картиной и полотно Заслуженного художника РФ, члена-корреспондента РАХ и действительного члена Петровской академии наук Анатолия Рыбкина «Семья. Земля родная». Как будто выхваченный в кинопленке фрагмент жизни семьи, а на какие размышления наводит полотно. В натруженных руках женщины, старшей, видимо, в семье, «дремлют поминутно спицы», а думы далеко от дома – вся её фигура – воплощенное ожидание: дерево полно плодов, а у старого колодца уютно дожидаться родных, - где они? Земля заждалась своих работников.
Рыбкин Анатолий, Заслуженный художник РФ, народный художник Чувашской республики, «Семья. Земля родная», 2025
Савиных Ярослав «Река Тиса», 2010
Денисенко Ольга «Жемчужное ожерелье», 1998
Борис Семенов, Народный художник СССР, Заслуженный художник Европы, «На берегу Волги», 1963
Романов Вячеслав, «Осенняя пора», 2025
«Осенняя пора» Вячеслава Романова – триумф «пышного природы увяданья», когда раскрыта каждая веточка, каждый листок, среди золотых крон едва виднеются потемневшие стволы, парк торжествует, отражаясь в воде, разделенный от неё столь же живописной полоской берега.
Анатолий Лукашенок «Весеннее тепло», 2018
Несколько картин на выставке посвящены Родине, какой бы она ни была – плодоносной, как на холсте Заслуженного художника РФ Анатолия Рыбакова, или далекой, заброшенной на край Земли, как на полотнах Федора Жукова и Народного художника СССР Бориса Семёнова «На берегу Волги», опаленная войной, как у Заслуженного художника РФ Виталия Боровика «Возвращение» - о несгибаемом Донбассе или как на портрете «Николай II» Евгения Ячневого. Она и нарядная, как на историческом полотне Ольги Денисенко «Жемчужное ожерелье», и прозрачно-призрачная в убегающей ленте дорог, как у Ярослава Савиных, восторженно золотая, как на пейзаже Вячеслава Романова, и мерцающее-соборная, какой её увидел Артем Тихонов на мосту у храма Спаса на Крови. Выставка «Я верю...» собрала много известных имен художников, но более всего интересна своим духовным наполнением, осененным надеждой, любовью и верой.
Артем Тихонов «Храм Спаса на Крови», 2024
Виктор Татаренко «Солнышко на солнышке», 2022
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs