ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Выставка «На солнечной стороне» отражает жизнь как чудо

15:46 21.03.2025 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Анатолий Лукаш «Источник», 2024

Пятнадцатая выставка под единым названием «На солнечной стороне» открыта в Союзе художников Санкт-Петербурга. Как сказали журналу «Международная жизнь» организаторы экспозиции, круглая дата в пятнадцать лет собрала на едином пространстве более 300 картин от 56 художников. Среди них Анатолий Анненков, Александр Бабич, Анна и Владимир Баженовы, Людмила Баландина, Геннадий Бернадский, Людмила Бирюкова, Юлия Боско, Василий Братанюк, Азат Галимов, Игорь Григорьев, Ольга Денисенко, Евгений Дубицкий, Владимир Ежаков, Дмитрий Ермолов, Павел Еськов, Федор Жуков, Илар Жумабаев, Андрей Захаров, Виталий Зеленко, Ольга Ивлева, Олеся Косарева, Юлия Косцова, Дарина и Петр Кривенко, Анатолий Лукаш, Василий Липак, Татьяна Лушникова, Сергей Любимов, Виктор Ляпкало, Сергей Ляхович, Алексей Малых-Васильев, Кирилл Мальков, Таня Мартова, Татьяна Машкарова, Наталья Милашевич, Роберт Миф, Эльмира Мустафина, Святослав Новосадюк, Любовь Осипова, Любовь Потапова, Мария Родинска, Ярослав Савиных, Александр Сайков, Елизавета Соколова, Евгений Титов, Арина и Артем Тихоновы, Сергей Ткаченко, Татьяна Федорищенко, Татьяна Чернова, Наталья Шантгай, Владимир Шевардин, Василий и Светлана Шевчук.

В свое время известный писатель, уроженец города на Неве, Даниил Гранин так отозвался об идее мастеров кисти отразить жизнь с её солнечной, светлой, теплой стороны: «Нынешнее объединение «На солнечной стороне» смотрится как вызов…Сегодня это то самое состояние жизни, которого нам не хватает. Художник извлекает его, замечает его. Это добыча. Она достается тому, кто принимает жизнь как чудо».    

«Любовь – Солнце, способное привнести свет всем и всюду».

Данная выставка воспринимается и её авторами – художниками Санкт-Петербурга, - и посетителями, любителями и знатоками живописи, акварели и графики как праздник весны, победы, солнца. Учитывая особую ситуацию в России – проведение СВО, чьи воины четвертый год защищают рубежи отечества, художники не могли не откликнуться на это в своем творчестве. В частности, Геннадий Бернадский и Азат Галимов. И на пятнадцатой выставке по-особому пронзительно воспринимается полотно Геннадия Бернадского «Весна. Я вернусь…», созданное в 2024 году.       

Геннадий Бернадский «Весна. Я вернусь…», 2024

Буйство весеннего цветенья контрастирует с настроением влюбленной пары, вынужденной расставаться, чтобы и следующей весной цвели сады и луга, чтобы рождалась новая жизнь, чтобы любимые не расставались. Парень уходит на СВО, добровольцем ли, по повестке – не важно. Главное другое – он идет защищать, ему есть, за что и за кого биться. Вспоминаются наши дедушки и бабушки, которые так же расставались в июне 41-ого: «Ты мне что-нибудь, родная, на прощанье пожелай…». И светлые, и тревожные чувства рождает картина.   

А рядом такие безмятежные мальчуганы с холстов Владимира Ежакова и Людмилы Бирюковой «Юный рыболов» и «Портрет сына» соответственно. Какое у них будущее? Хотелось бы, чтобы светлое.

Владимир Ежаков «Юный рыболов» и Людмила Бирюкова «Портрет сына», 2024

Художники любят свой город, пишут его в разных настроениях, состояниях, со всевозможных ракурсов, даже с воды и с крыш. И крыши опоэтизируют, как вот на этой картине Светланы Шевчук или как у Любови Потаповой. 

Светлана Шевчук «Крыши»

Любовь Потапова «Старо-Калинкин мост», 2024

Исаакиевский собор, как огромная свеча на престоле величественного города, пламенеет золотом своего невиданного по объему купола, освещая и освящая небо, Неву, Петербург.  Какой разный он на картинах Роберта Мифа, Эльмиры Мустафиной, Арины Тихоновой.

Роберт Миф «Исаакиевский собор»

Эльмира Мустафина «Исаакиевский собор», 2023

Арина Тихонова «Исаакий»

Азат Галимов «В суровые дни. Питер, лето 2024»

Сергей Ляхович «Выборг»

А по бульварам петербургским танцует осень, как на полотнах Ярослава Савиных и ведет непрерывную молитву святая Александро-Невская лавра, как у Сергея Ткаченко. 

Ярослав Савиных «Танцующая осень», 2024

Сергей Ткаченко «Лавра»

Дивные натюрморты на холстах Ольги Денисенко («Желтые цветы в кринке»), Святослава Новосадюка («Чаептие» и «Натюрморт с дыней»), Юлии Косцовой («Натюрморт с лампой»), Геннадия Бернадского («Скрипка отца»), Владимира Баженова («Сирень в ведре»), Ярослава Савиных («Натюрморт с ромашками»), Андрея Захарова («Дары»), Людмилы Бирюковой («Натюрморт с летними цветами и арбузом»)!

Ярослав Савиных «Натюрморт с ромашками»

Юлия Косцова «Натюрморт с лампой», 2024

Святослав Новосадюк «Чаепитие», 2024

Святослав Новосадюк «Натюрморт с дыней»

Владимир Баженов «Сирень в ведре»

Ольга Денисенко «Желтые цветы в кринке», 2025

Людмила Баландина «Ромашки»

Андрей Захаров «Дары»

В нынешней экспозиции «На солнечной стороне» впервые представлены два портрета, написанные с натуры в разные периоды XX века художником Василием Братанюком. Это портрет юной британской актрисы Оливии Хасси в роли Джульетты из кинофильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» по пьесе В. Шекспира. Девушка изображена в образе 16-летней Джульетты Капулетти в интерьерах торжественного бала в доме своего отца сеньора Капулетти. Художник уловил едва сдерживаемое вспыхнувшее чувство симпатии к юноше из дома Монтекки, до толе не ведомое прекрасному дитя. «Земля мои надежды поглотила, и дочь – одна наследница моя», - с горечью говорит сеньор Капулетти знатному Парису, сватавшемуся к Джульетте.  Портрет переносит нас в итальянскую Верону XVI века и дарит импульс нашему воображению.

Василий Братанюк «Оливия Хасси в роли Джульетты из к/ф Ф.Дзефирелли «Ромео и Джульетта»

Второй портрет - американской актрисы, ставшей княгиней Монако и супругой князя Монако Ренье III Гримальди – Грейс Патриции Келли.  Портрет написан в 1982 году, незадолго до гибели княгини в автокатастрофе. Безупречная красота Грейс Келли однажды и навсегда пленила сердце князя Ренье III из династии Гримальди, и он приложил все усилия, чтобы она стала его женой. Девушка имела ирландские и немецкие корни, родилась в США, в богатой семье. На портрете мы видим её - уже мать троих детей – двух дочерей и сына, который ныне правит княжеством  Монако – Альбер II Гримальди. Грейс Келли, выйдя замуж, оставила карьеру актрисы в Голливуде, хотя на её счету был уже один «Оскар» и 10 фильмов. Будучи княгиней, она занималась благотворительностью, интересовалась искусством, имела коллекцию уникальных ювелирных украшений от именитых ювелирных домов Европы – Cartier и Van Cleef & Aprels. Большая часть украшений создавалась специально для неё.

Василий Братанюк «Грейс Патриция Келли, американская актриса и княгиня Монако, супруга Князя Монако Ренье III Гримальди», 1982

Как всегда на выставке «На солнечной стороне» присутствуют картины балетного цикла Василия Братанюка. Эта его любимая и магистральная тема – красота и грация русского балета.  Сколько радости дарят его картины: портреты, сюжетные композиции – сцены из известных классических балетов. На нынешней выставке побывали народная артистка СССР Габриелла Комлева,  научный сотрудник музея Фаберже из Баден-Бадена Людмила Сергиенко. Вместе с художником Василием Братанюком, кавалером ордена К. Фаберже, они рассказывали учащимся академии А. Я. Вагановой о таинствах искусства великих балерин и танцовщиков, о пластике, которая запечатлена на полотнах художников, о большом предназначении балета: нести утонченную красоту в мир. Поистине балетный цикл Василия Братанюка – «жемчужина» каждой экспозиции.

Василий Братанюк «Балерина Ася Левкина», 2012

Василий Братанюк «Дезиленц Кэндис Ли, ученица академии им. А.Я. Вагановой в роли цветка из оживленного сада. Балет «Корсар», 2024

Людмила Александровна Сергиенко,  научный сотрудник музея Карла Фаберже из Баден-Бадена рассказывает учащимся Академии им. А.Я. Вагановой о русских царских особах, побывавших в Баден-Бадене, о том культурном наследии, которое они оставили в своих мемуарах, личных дарах и вкладах в укрепление дружественных связей между Россией и Европой.

Василий Братанюк «Джейн Гримм. День из балета «Джоконда», 2024

Пейзажи у петербургских художников всегда со своей историей. И если бы в статье написать хотя бы по паре строк о каждом, получилась бы солидная брошюра.

Олеся Косарева «Окраина села Кын»

Какая глубокая, тягучая и прозрачная акварель у Олеси Косыревой, в эту деревеньку у Уральских гор хочется идти, вскинув козырьком ладонь ко лбу, примеривая, сколько до нее окольными путями вдоль реки?

Федор Жуков «Ясный день на Ленских столбах», 2024

Интересна работа Федора Жукова «Ясный день на Ленских столбах» - это уникальное создание природы Севера. Как рассказал сам художник, побывавший в Якутии, Ленские столбы протянулись вдоль реки Лены на 40 километров. Эти геологические монументы достигают высоты 150 метров в среднем, но разброс их варьируется от 40 до 220 метров. По мнению ученых, каменный массив из известняка образовался примерно 560–540 миллионов лет назад. В тот период каждая территория была дном доисторического моря. Характерно, что художник изобразил Ленские столбы с солнечной стороны.

Ольга Ивлева «Камни»

Артем Тихонов «Теплый ветер», 2021

Владимир Баженов «Весна»

Александр Бабич «Аманауз»

Петр Кривенко «Река Чусовая», 2024

Людмила Баландина «Вечер на Волге»

Анатолий Анненков «Восход»

Татьяна Лушникова «Рыбацкие соймы», 2024

Сергей Любимов «Гуси…Лето», 2020

Александр Сайков «Морской простор», 2020

Александр Сайков пишет свои акварели по-северному чистыми, льдистыми, ясными. Полярный Урал, полуостров Ямал, город Салехард на Полярном круге в устье реки Оби - эти места полюбились художнику и получили признание в его картинах. «Магия суровой красоты, безбрежного пространства, звенящей тишины, ощущение вечности и полной гармонии с природой – всё это поразило столь сильно, что притягивает к этому краю уже 20 лет», - говорит Александр Сайков «Международной жизни». Художник пишет свои акварели только с натуры, несмотря на мошкару, холод, леденящий ветер. И вот результат.

Александр Сайков «Ямал. Заросшее озеро», 2006

Неизменно интересны завораживающие пейзажи Петра Кривенко («Река Чусовая»), Владимира Баженова («Весна»), Геннадия Бернадского («Испанский пейзаж. Алтея»), Ярослава Савиных («Осень»), Александра Бабича («Горы»), Людмилы Баландиной («Вечер на Волге»), Татьяны Лушниковой («Рыбацкие соймы»), Сергея Любимого («Гуси… Лето»),  Анатолия Лукаша («Источник»), Артема Тихонова («Теплый ветер»), Ольги Ивлевой («Камни»), Анатолия Анненкова («Восход»), Евгения Дубицкого («Зима»), Любови Потаповой («Весенний разлив»).

Динамика речных и горных просторов, жанровых композиций на лоне природы, и вместе с тем – застывшая красота вековых сосен среди неприступных утесов, дремлющая под снегом деревенька, занесенная пургой деревенская дорога или бьющая из-под сугробов река, размывающая скованные зимой берега, – всё это родное приволье, которое мы находим на картинах петербургских художников. Это то, чем питает нас матушка-земля, давая возможность устремляться в путь, придерживаясь солнечной стороны. Ведь именно на светлой стороне мы ощущаем жизнь как чудо.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати