ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Выставка вариаций на тему осени - в Союзе художников Санкт-Петербурга

18:25 03.12.2025 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Юлия Косцова, «Перед зарницами», 2025

Традиционная выставка «Осень», открытая в Союзе художников Санкт-Петербурга, вызвала большой интерес у любителей и знатоков живописи, поскольку большинство работ написаны в 2024 – 2025 гг. и отражают настроение в обществе, откликаются на актуальные темы дня. В экспозиции около 300 полотен, принадлежащих авторству народных художников РФ, академиков РАХ, заслуженных художников РФ, а также известным петербургским живописцам профессионалам, чьи работы давно полюбились публике города на Неве. Многие произведения участников выставки находятся в музеях и частных коллекциях России и других стран Азии, Африки, Азии, Австралии, Латинской и Северной Америки.

Волкова Ольга, «На Каме», 2025

Петербургский художник Ольга Волкова не ищет легких сюжетов, они насыщены и композиционно, и в смысловом отношении, но вместе с тем – просторны, в них столько света, атмосферы, легкого ветра и перспективы. А что на Каме реке? – Да всё, как всегда – вечное и сиюминутное рядом, соединенное ежедневным трудом тех, кто приставлен к реке судьбой.

Диннер Лидия, «Айва и слива», 2009

Дивный плод айвы, оттененный синими сливами – символ спелости, сочности, концентрации солнца и летних дождей, плодородия Земли и радости. Таков натюрморт Лидии Диннер.

Вдали от шума городского встречает и пишет осень Сергей Константинов, чей пейзаж так и называется «Встречая осень!».

Константинов Сергей «Встречая осень!, 2025

Картина «Крестный ход на Невском проспекте» Андрея Блиока звучит как праздник не только православия, но и как торжество жизни, природы, благодарности за те земные и духовные дары, что  дает нам вселенная. А по осени это благодарность ещё и за плоды как хлеб насущный.

Блиок Андрей, Народный художник РФ, Академик РАХ, «Крестный ход на Невском проспекте», 2023-2024

В этой связи невозможно пройти мимо картины-портрета известного старца XX – начала XXI вв. о. Николая Гурьянова, написанного при жизни батюшки  и незадолго до его кончины художником Василием Братанюком.  Известно, что к нему за духовной помощью шли и ехали люди со всех концов и уголков нашей необъятной страны, находя поддержку и силы в его речах, благословениях, утешениях. Он жил в последние свои годы на острове Талабск (совр. Залит) на Псковском озере, его так и называли «Талабский старец». Прожив трудную жизнь (род. в 1909), в которой были и сиротство, и гибель троих братьев на войне, и годы заключения со всеми последствиями по здоровью, о. Николай укреплялся в вере и был опорой многим людям, в том числе и до поры не верующим. На портрете Василия Братанюка старец предстает как в осеннюю пору своей жизни, когда созрели плоды и дары духовные. Он светится тем необъяснимым внутренним светом, который реально заполняет пространство вокруг него. Отшлифованы временем черты лица, отразившего невзгоды судьбы, облик излучает сияние, храня молчание, старец как будто говорит с нами, с каждым из нас.   

Братанюк Василий, «Портрет старца о. Николая Гурьянова», 1998

«Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою, блистающей смиренно»... – так говорит с нами Александр Сергеевич Пушкин. «Сказать вам откровенно, из годовых времен я рад лишь ей одной, в ней много доброго».

Бернадский Геннадий, «Пушкинская осень», 2021

И эти слова, и этот фрагмент пушкинской «Болдинской осени» запечатлел на своей картине Геннадий Бернадский, петербургский художник, чьи картины высоко ценят и в России, и по всему миру, но, к сожалению великому, в эту осень Геннадий Валентинович Бернадский, из родовой династии художников, ушел в мир иной. Он был жизнелюб, о чем свидетельствуют его солнечные картины, даже если это глубокая зима. Но вот такие, как «Пушкинская осень» случаются в его творчестве значительно реже или просто редко. А такие, как «Голубая чашка» - визитная карточка художника Геннадия Бернадского.

Бернадский Геннадий, "Голубая чашка", 2021

На выставке «Осень» представлена галерея портретов современников и  известных государственных деятелей, как, например, российский император Петр I. Живописцы осмысливают и литературно-художественные образы, в частности, Михаил Шувалов на картине «Дон Кихот», - видимо, это тоска по доброте и жертвенности, поиску идеала. Доброты и жертвенности немало в настоящий период, который переживает Россия сегодня.

Шувалов Михаил, «Дон Кихот», 2024

Не стоит, наверное, искать только «осенние» картины на выставке. Понятие «Осень» в названии экспозиции значительно шире сезонного обозначения. Скорее – это пора подведения итогов. Поэтому мы видим в залах Союза художников Санкт-Петербурга и полотна «Летний дождь» Нины Рыжиковой, и «Новая жизнь» Квашницкой Инны, «Тропинка в лесу» Вячеслава Романова. Как сказал художник журналу «Международная жизнь», «пейзаж этот натурный, ностальгический, о красоте дремучего леса, в котором протоптана тропинка – мой любимый мотив изображения природы». По словам В.Романова, однажды посетители, увидевшие этот пейзаж на выставке, узнали свои родные места в Волосовском районе Ленинградской области и написали слова благодарности: «Художник удачно приоткрыл для нас красоту малой Родины».

Романов Вячеслав, «Тропинка в лесу», 2024

Фёдорова Татьяна, Заслуженный художник РФ, «Война земная и небесная», 2017

Картина заслуженного художника РФ Татьяны Фёдоровой «Война земна и небесная» несет символическую смысловую нагрузку, хотя написана в реалистичной манере. Сама художник поясняет: «Ситуация противостояния на духовном плане в обществе не разрешилась. Известно, прежде, чем свершиться на физическом уровне, сначала всё происходит на духовном, в ноосфере, где формируются коллективные идеи, которые затем овладевают многими людьми подобно радиоволнам, они подсознательно считываются людьми, считающими мысли из эфира своими, но они приходят извне и овладевают многими, прежде чем реализуются на уровне физических действий. Поскольку символизм предполагает изображение мысли в образах, у меня изображена борьба добра и зла в ноосфере, когда добрые мысли (парящая фигура в розовом) противостоят злым (парящая фигура в голубом спасается бегством) и  гонят злые. Между ними разряд космической энергии, молния, разделившая добро и зло, поле битвы. Святые с нимбами наблюдают, невидимо, физически не вмешиваясь», - поясняет Татьяна Фёдорова.

Иванов Фрол, «Памяти Д.В.  Дергунова», 2025

Особого внимания заслуживает картина Фрола Иванова «Памяти Д.В. Дергунова». Художник как будто  отсылает нас к событиям СВО, где в одном строю воюют сегодня отцы и дети, сыновья и дочери. Вместе с тем эстетика, можно сказать, и поэтика композиции близко родственна сюжетам и их осмыслению у Константина Васильева, где символы восходят к дохристианской эпохе. Воин он или художник, человек на картине испил свою чашу, переполненную страданиями, он возложил руки на стол, напоминающий гусли, музыкальный инструмент славян, используемый, как правило, для сказаний. Мы понимаем, что он погиб, но дух его в виде голубя из груди готов освещать путь другим, живущим, и окрылять их, побуждая к действию в непрерывной борьбе добра и зла. Крылья за его спиной цвета пурпура и золота, крови и небесного света – примета избранности тех, кто положил жизнь за други своя, за Отечество. И, как осень – пора созревания плодов, так и эта картина-сказание - о воине, завершившем свой путь победителя.

О земных радостях, семейном счастье полотно Вадима Каджаева «Первый пирог Нины». Отдыхая на поле после покоса, большая семья радуется принесенному пирогу маленькой девочки,  - это первый её самостоятельный опыт, приготовленный для родных, и подает она его старшему по возрасту, соблюдая уже ведомые ей традиции большой семьи.

Каджаев Вадим, «Первый пирог Нины», 2024

Погосян Александр, «Большая семья», 2025

Тема большой семьи (Александр Погосян «Большая семья»), родного очага, хлеба - объединяющего начала - отражена в картине Ильи Овчаренко «На кухне». Огонь в печи озаряет фигуру молодой женщины – матери.

 Овчаренко Илья, «На кухне», 2025

Пейзаж «Сумерки» представил на выставку самый старший по возрасту художник, который приближается к своему столетнему юбилею, Иван Конов, участник Великой Отечественной войны. Посмотрим на этот фрагмент угасающего дня глазами художника – в нем столько тишины, умиротворения, сокровенных дум...  А юному поколению видятся пока сладкие сны, как на картине Александра Кривоноса «Родом из детства» - серый в яблоках конь, поле алых маков и стаи птиц. 

Кривонос Александр, «Родом из детства», 2025

Галимов Азат, «Из жизни города. Канал Грибоедова. Отражения», 2025

Чисто петербургский пейзаж на картине Азата Галимова «Из жизни города. Канал Грибоедова. Отражения» возвращает нас в городскую реальность. Здесь величественные колонны Казанского собора подступают к воде, открывая старинное многоэтажное здание, выстроенное компанией «Зингер» в позапрошлом веке, где ныне книжный магазин на Невском проспекте. В прозрачных водах отражается непрерывный поток жизни огромного города, не исчезая никуда. И пока дремлют пришвартованные к стенам канала туристические теплоходы с поэтическими названиями, город дышит под плеск волн, а художники пишут на полотнах его интересную и неповторимую жизнь. Отражение его жизни.

Полозов Александр, Заслуженный художник РФ, «Золотым вечером осени. Наедине с собой», 2025

Завершая неспешную прогулку по залам Союза художников Санкт-Петербурга на Большой Морской, 38,  остановимся у автопортрета Заслуженного художника РФ Александра Полозова, который он назвал «Золотым вечером осени. Наедине с собой». Побыть наедине с собой - это своеобразное приглашение, на которое настраивает выставка «Осень», благодаря великолепным мастерам-художникам величественного города на Неве.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати