ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Кирилл Барский: США и их союзникам не удалось навязать свою повестку саммиту АТЭС

11:13 25.11.2022 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

В Москве состоялся брифинг старшего должностного лица России в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС)  Кирилла Барского, посвященный итогам саммита АТЭС, состоявшегося 18-19 ноября 2022 года в столице Таиланда Бангкоке и объединившего на своей площадке представителей 21 страны-участницы. Не все они были представлены политическими лидерами, но это не помешало ни столкновению интересов, ни поиску взаимоприемлемого компромисса.

Саммит в Бангкоке стал первым для АТЭС, который после длительного перерыва (с 2018 года) прошел в очном формате. «Тем самым в Азиатско-Тихоокеанский регион возвращается полноценное общение «лицом к лицу» лидеров экономик, министров и старших должностных лиц», - подчеркнул К.Барский

По словам российского дипломата, Таиланд, как страна-председатель АТЭС, сделал многое для того, чтобы 2022 год в деятельности сообщества был успешным. Это было нелегкой задачей. Саммит состоялся на фоне обострившихся международных отношений, разворачивающегося энергетического кризиса, серьезных проблем в области продовольственной безопасности. Кроме того, с самого начала перед странами-участницами АТЭС стояли очень важные задачи по преодолению последствий пандемии COVID-19, которая по-прежнему сдерживает экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона. С другой стороны, в мире в целом и в регионе в частности накопилось такое количество проблем, что повестка дня объединения, включая и сам саммит, существенно расширилась и усложнилась. Об этом свидетельствовал прозвучавший в ходе саммита доклад о перспективах экономического развития в мире и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с которым выступила приглашенная в качестве специального гостя в столицу Таиланда директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева.

Тем не менее, таиландское председательство при поддержке экономик-членов АТЭС смогло привести всех участников этого процесса к некоторому компромиссу. Итогом саммита стало принятие консенсусом двух итоговых документов: декларации лидеров и «Бангкокских целей по биоциркулярной зеленой экономике». Эти документы отражают согласованные подходы по преодолению накопившихся в регионе экономических проблем, и содержат принципиальные для экономик АТЭС, прежде всего развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, договоренности и согласованные подходы по оживлению экономики, восстановлению взаимосвязанности, преодолению образовавшихся разрывов в стоимостных цепочках. В целом эти два документа отражают волю экономик АТР к совместной работе по выходу из сложной ситуации, в которой оказались и мировая экономика, и экономика региона.

Конечно, саммит не мог проходить в отрыве от общей геополитической конфронтации, оказывавшей негативное воздействие на всех этапах деятельности АТЭС в 2022 году. Это и противоречия, которые возникли между США и Китаем, с одной стороны, и западными экономиками-членами АТЭС – с другой. Давала о себе знать и тема Украины, которая с упорством, достойным лучшего применения, вбрасывалась Соединенными Штатами и их союзниками в повестку дня сообщества, хотя к АТЭС эта тема не имеет ни малейшего отношения - ни тематически, ни географически. «Кроме того, Вашингтон пытался продвигать на площадке саммита свою Индо-Тихоокеанскую стратегию, несмотря на то, что само название объединения подразумевает сотрудничество, а не конфронтацию, и сами представители США, как и другие делегации, в своих выступлениях пользовались именно этой терминологией», - заметил К.Барский.

Всё это, по словам дипломата, наложило определенный отпечаток не только на сам ход саммита, но и на ряд мероприятий, предшествовавших ему. В соответствии с порядком работы АТЭС в 2022 году состоялось семь министерских совещаний по самым разным отраслям, которыми занимается это объединение. Показательно, что ни одно из них, в отличие от саммита, не закончилось принятием взаимоприемлемого, компромиссного заявления. Причиной стали постоянные попытки США их союзников включить украинский сюжет и его трактовки в интерпретации Вашингтона в тексты итоговых документов министерских совещаний, что было грубым нарушением правил работы АТЭС. Поэтому, то, что удалось сделать на саммите АТЭС, является, видимо, большим достижением.

Прежде всего, саммит АТЭС наглядно подтвердил прочные позиции России в этой структуре. Изолировать нашу страну не удалось. Большинство экономик-членов форума было нацелено на совместную работу и стремилось сфокусировать внимание на реальных проблемах, чисто экономических вопросах. Проблемы, выходящие за пределы Азиатско-Тихоокеанского региона, ими нарочито не поднимались. Этого, к сожалению, нельзя было сказать о делегациях США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Правда, они оказались на саммите в меньшинстве, и их политические заявления, абсолютно неприемлемые по тональности и содержанию, звучали диссонансом в отношении того, что говорилось на этом форуме. Украина так и не стала главной темой, как хотелось Вашингтону и его союзникам.

Саммит продемонстрировал заинтересованность не только Таиланда, как принимающей стороны, но и остальных стран в участии России, её президента, профильных министерств в мероприятиях АТЭС, в российском дипломатическом присутствии в АТР, в укреплении экономических позиций России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. В свою очередь, для России участие в АТЭС имеет важное значение, поскольку, благодаря ему, мы остаемся активно вовлеченными в диалог о перспективных направлениях интеграции, в частности о формировании Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Эта тема остается актуальной для всего региона, и благодаря таиландскому председательству она получила подчеркнутое внимание и в ходе дискуссий и в итоговых документах. Кроме того, Россия использует АТЭС как площадку для углубления сотрудничества с ведущими азиатскими и латиноамериканскими экономиками. Этот формат позволяет делиться своими наработками и идеями, которые накоплены в рамках интеграционных процессов в Евразийском регионе, поскольку новая зона свободной торговли с неизбежностью будет учитывать интересы всех экономик АТР и Евразии и всех интеграционных объединений, которые здесь существуют.

«Саммит показал, что у России в АТЭС много партнеров, в том числе близких по духу. С ними у нас созвучны подходы по многим вопросам. Прежде всего, хотел бы обратить внимание на то, как эффективно работает российско-китайский тандем. Москва и Пекин, как и всегда, а в нынешней ситуации особенно, последовательно поддерживали друг друга по широкому спектру вопросов АТЭС и состоявшегося саммита. Более того, позитивным итогом прошедшего саммита удалось отвести угрозу фрагментации экономики региона, распада форума АТЭС, его маргинализации, а такая угроза была вполне реальной», - заметил К.Барский.

Председательство в АТЭС перешло к Соединенным Штатам Америки. «Это влечет за собой определенные риски, но есть и определенный позитив, поскольку, таким образом, США будут в течение всего нового, 2023 года нести прямую ответственность за обеспечение равноправного, взаимно уважительного, открытого сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», - заметил К.Барский.

В ходе брифинга старшее должностное лицо России при АТЭС Кирилл Барский ответил на вопросы журнала «Международная жизнь».

«Международная жизнь»: Обсуждалась ли на полях саммита АТЭС перспектива перехода с какой-либо из стран объединения к взаиморасчетам в национальных валютах?

Кирилл Барский: Тема перехода к расчетам в национальных валютах на саммите, как и на других мероприятиях АТЭС, не обсуждалась. Другое дело - тема необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению цепочек поставок, либерализации торговли, снятия барьеров, которых за последнее время было введено огромное количество, привлекала к себе внимание участников саммита. В итоговых документах саммита она также нашла свое отражение.

Нужно прямо сказать, что мы в рамках АТЭС еще на предыдущих этапах функционирования форума договорились о том, что будем вести дело к формированию открытого, динамичного, жизнеспособного и мирного Азиатско-Тихоокеанского сообщества. Сошлюсь на документы, которые были приняты в АТЭС в предыдущие годы, а именно – Путраджайские ориентиры развития организации до 2040 года и Аотеароанский (новозеландский) план действий по их реализации. В них четко сказано, что экономики АТЭС будут работать над созданием свободной, открытой и справедливой, недискриминационной, прозрачной торгово-инвестиционной среды и будут обеспечивать эффективное функционирование многосторонней торговой системы, повышать предсказуемость и стабильность международных торговых потоков. Если рассматривать эти вопросы, связанные с созданием целостной системы взаимосвязанности и устойчивости цепочек поставок и развитием бизнеса, то необходимо преодолевать любые барьеры на пути расчетов во взаимной торговле. Однако для части экономик АТЭС переход к расчетам в иных, кроме доллара США, валютах, уже стал реальностью. Но как тема АТЭС в итоговых документах саммита этот сюжет не фигурирует.

«Международная жизнь»: Уделено ли было на саммите АТЭС внимание проблематике борьбы с терроризмом и региональной безопасности в АТР?

Кирилл Барский: В АТЭС действительно разрабатывалась тема борьбы с терроризмом как одно из условий устойчивого социально-экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Эта тема была особенно актуальна для АТЭС в 2000-е и в начале 2010-х годов. У нас достаточно успешно функционировала Рабочая группа по борьбе с терроризмом в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, однако в ходе реформирования системы органов АТЭС, прошедшей в 2021 году, часть экономик не поддержала идею продления мандата этой Рабочей группы, и на данном этапе этот орган упразднен. Но сама тема противодействия терроризму в рамках АТЭС с повестки, естественно, не снимается, и мы договорились о том, что реферат Рабочей группы по борьбе с терроризмом мы передадим другим органам АТЭС, каждый из которых в рамках своей компетенции будет заниматься этими вопросами. Кто знает, может быть, в будущем возникнет необходимость в создании единого органа, который будет заниматься контртеррористической проблематикой в рамках АТЭС снова.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати