ГЛАВНАЯ > Новости

Председатель КНР и премьер Японии заявили о готовности строить конструктивные отношения

12:50 16.11.2024 •

Председатель КНР Си Цзиньпин и премьер-министр Японии Сигэру Исиба на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) выразили готовность выстраивать конструктивные и стабильные двусторонние отношения. Об этом сообщается на сайте МИД Китая.

Си Цзиньпин в ходе встречи отметил, что нынешняя «международная и региональная ситуация переплетается с хаосом», но, несмотря на это, китайско-японские отношения находятся на стадии улучшения и развития.

Он также указал на важность КНР и Японии на мировой арене и подчеркнул, что из-за этого взаимодействие стран приобретает еще большее значение, «выходящее за рамки двусторонних отношений».

«Китай готов работать с японской стороной <…>, придерживаться важного консенсуса о том, что Китай и Япония являются взаимными партнерами и не представляют угрозы друг для друга, и работать вместе для всестороннего продвижения китайско-японских стратегических взаимовыгодных отношений, а также стремиться к построению конструктивных и стабильных китайско-японских отношений, отвечающих требованиям новой эпохи», – подчеркнул китайский лидер.

Сигэру Исиба, в свою очередь, отметил, что «Япония и Китай несут ответственность за региональный мир и процветание».

«Японская сторона придерживается пути мирного развития и готова вести откровенный диалог с китайской стороной на всех уровнях в духе обращения лицом к истории и устремления в будущее для укрепления взаимопонимания и взаимного доверия. Потенциал экономического сотрудничества между Китаем и Японией огромен. Япония не намерена "разъединять и разрывать цепь" с Китаем», – заверил японский премьер-министр.

Ранее в журнале «Международная жизнь» был опубликован материал, посвященный китайско-японским отношениям.

«Корни непростых японо-китайских отношений, знавших взлеты и падения, соперничество и сотрудничество, уходят в историю, прежде всего новейшую, связанную с японской оккупацией в 1937-1945 гг., за время которой Китай потерял более 3 млн. солдат и 18 млн. мирных граждан, в том числе после применения японской армией химического и биологического оружия.

В отличие от европейского опыта примирения и согласия после Второй мировой войны, основанного на однозначной трактовке исторических событий (включая готовность послевоенной Германии принять на себя вину за нацистское прошлое), страны Восточной Азии ожидают признания исторической ответственности за трагическое прошлое со стороны Японии.

Еще при подготовке Сан-Францисского мирного договора (1951 г.), который должен был подвести итоги Второй мировой войны в Азии и на Тихом океане, госсекретарь США Дж. Ф. Даллес категорически воспротивился тому, чтобы включить в текст договора статью об ответственности Японии за военные преступления – для того, чтобы не настраивать против себя Токио, видя в нем будущего союзника.

Именно по настоянию США в Сан-Францисском мирном договоре не был определен противоречивый статус спорных островов Дяоюйдао (Сенкаку) как территории, которые должны принадлежать КНР, Тайваню или Японии. Отчасти поэтому японо-китайские отношения до сих пор находятся в «ловушке» холодной войны, расставленной несколько десятилетий назад создателями «Сан-Францисской системы».

Спорными остаются вопросы о принадлежности островов, а также о демаркации разграничительной линии, разделяющей их исключительные экономические зоны. Решение этих проблем осложняется предполагаемым наличием там залежей природных ископаемых, в том числе нефти и газа. Острова находятся под фактическим контролем Японии, и поэтому на них гипотетические распространяется действие японо-американского Договора о безопасности, что также не способствует нормализации ситуации вокруг этих спорных территорий», – говорилось в материале.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати