ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Саммит АТЭС: корректировка планов на будущее

10:37 20.11.2021 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения капиталовложений, в последнее время не избалован всеобщим вниманием. Но в эти дни ситуация изменилась: в онлайн-формате прошел заключительный саммит АТЭС под председательством Новой Зеландии. На нём участники обсудили вопросы пост-пандемийного восстановления экономик стран региона, а также ключевые направления работы АТЭС на период до 2040 г.

И это само по себе интересно. Анализ итоговых документов саммита, в экономиках-участницах которого проживает около 40 % мирового населения, на которые приходится 54 % мирового ВВП и 44 % мировой торговли, показывает готовность АТЭС предложить новые подходы к решению существующих региональных проблем.

К тому же, формат и принципы работы АТЭС достаточно уникальны. В состав АТЭС входят 19 стран и две китайские территории, присоединившиеся к нему в 1991 г. - Сянган (Гонконг) и Тайвань. Причем КНР против этого не возражала. С учетом специфики состава объединения, включающего не только государства, но и территории, участников АТЭС принято обозначать термином "экономики".

Несмотря на отсутствие юридически обязывающих решений, коллективная позиция участников АТЭС – существенный фактор влияния на формирование «правил игры» в международной торговле. К тому же ежегодное председательство в АТЭС формируется не по очередности в алфавитном порядке, а на основе инициативы участников. Первоочередное внимание уделяется проблематике дальнейшей торгово-инвестиционной либерализации, прежде всего, применительно к сфере услуг и экономической интеграции в АТР, с перспективой формирования региональной Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ).

Но обратимся к документам саммита. В его итоговом заявлении привлекает внимание бесспорный и даже афористичный пассаж о том, что «Никто не может себя чувствовать в безопасности до тех пор, пока все из нас не будут в безопасности», и речь, конечно, идет о пандемии коронавируса. Новизна нынешнего подхода АТЭС заключается, прежде всего, в том, что торговля и инвестиции являются критически важными инструментами для преодоления негативного воздействия пандемии COVID-19 и обеспечения динамичного восстановления экономик АТЭС.[1]

Горизонт планирования в соответствии с тихоокеанской стратегией Putrajaya Vision, озвученной еще на мероприятиях АТЭС в 2020 г., определен как 2040 год. Концептуально речь идет о таких общих понятиях как усиление социально-экономической составляющей, достижение баланса между ними, безопасности, устойчивости, инклюзивного роста, необходимости развития инновационной экономики и ее цифровизации, перезапуска мировой торговли и инвестиционной активности.

Принятый на нынешнем саммите Аотеароанский (на языке маори – новозеландский) план действий разработан как «живой» документ. Члены АТЭС намерены актуализировать его каждые пять лет, отталкиваясь от достигнутого прогресса. План формулирует такие движущие силы экономического развития, как торговля и инвестиции, инновация и цифровизация, структурные реформы, «уверенный, сбалансированный, безопасный, устойчивый и всеобъемлющий рост».[2]

Как заявил Посол по особым поручениям МИД РФ, старшее должностное лицо России в АТЭС Кирилл Барский, интересным нововведением в деятельности АТЭС станет расширение его сотрудничества с другими региональными организациями, которые ставят перед собой схожие задачи: работают над вопросами торговли, экономического сотрудничества, обеспечением устойчивого развития, у которых есть интеграционная повестка дня.[3]

У тех, кто следит за работой АТЭС, может возникнуть вопрос: а востребован ли этот формат сейчас, когда развиваются другие форматы региональной экономической интеграции и сотрудничества, и возникают новые, например нарождающееся по инициативе АСЕАН и Китая Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП)?

После заключительного саммита АТЭС 2021 г. ответ на этот вопрос очевиден: формат по-прежнему актуален, и именно потому, что он не сводится к региональным интеграционным образованиям и зонам свободной торговли. Участницы АТЭС вырабатывают рекомендации по обновлению и реформированию институтов глобального управления, таким как ВТО. АТЭС подходит к текущим проблемам региональной экономики комплексно и масштабно, предлагая нетривиальные решения и опираясь на возросшую глубину стратегического планирования. Поэтому такой формат будет нужен еще долго.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] «Заявление лидеров экономик-участниц форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» 2021 г.», http://kremlin.ru/events/president/news/67098

[2] «Отеароанский план действий. План реализации «Путраджайских ориентиров», http://kremlin.ru/events/president/news/67098

[3] «МИД РФ: вопрос расширения АТЭС в настоящее время не обсуждается», https://tass.ru/ekonomika/12935093

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати