Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (ГлавУпДК при МИД России) и журнал «Международная жизнь» представляют новый проект - «Тайны московских особняков».
Читатели журнала узнают о неизвестных широкой публике исторических фактах, связанных со знаковыми зданиями Москвы, судьбах их обитателей и создателей, а также познакомятся с наиболее масштабными реставрационными работами, подарившими ценнейшим особнякам новую жизнь. Эти материалы позволят по-новому взглянуть и на российскую историю, и на архитектурное наследие.
Вторая глава этой серии рассказывает о здании по адресу: ул. Пречистенка, д. 20, вошедшем в столичную топографию под фамилией одного из своих владельцев - Дом генерала Ермолова.
Протяженность улицы Пречистенки едва превышает километр, но в историческом пространстве города она играет роль исключительной важности. В XVI веке по трассе улицы проходила дорога из Кремля в Новодевичий монастырь. С конца XVII века Пречистенка стала улицей дорогих дворянских усадеб. Названия прилегающих к Пречистенке переулков сохранили имена родовитых владельцев особняков: Всеволожских, Лопухиных, Еропкиных.
Свое название Пречистенка получила в XVII веке в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, «Одигитрии», хранившейся в Новодевичьем монастыре.
Роскошный особняк по адресу: ул. Пречистенка, д. 20 в культурной топографии Москвы обозначен как Дом Алексея Ермолова - прославленного военачальника, государственного деятеля и дипломата. Алексей Ермолов приобрел дом на Пречистенке в 1851 году, но история особняка до приезда генерала имела несколько незабываемых владельцев.
Здание построено в конце XVIII века для немецкого врача Христиана Лодера. Он был знаменит среди русского дворянства как «доктор, дарующий чудо». Метод лечения Христиана Лодера заключался в ежедневном ритуале: гулять на свежем воздухе два часа, выпивать в день три литра минеральной воды, слушать музыку Моцарта, спать восемь часов в сутки и не предаваться дурным мыслям. За это его и его пациентов стали называть «лодырями». Так, от фамилии немецкого доктора произошли знаменитые русские «лодыри».
После Отечественной войны 1812 года хозяйкой Пречистенского особняка стала графиня Орлова, отличавшаяся экзальтированным характером.
Реконструкция дома была проведена в 1873 году: особняк отошел московскому предпринимателю, купцу I гильдии Владимиру Дмитриевичу Коншину, совладельцу Костромской большой льняной мануфактуры. Проект переустройства особняка на Пречистенке Коншин заказал Александру Каминскому, успешно работавшему во многих стилях - от классицизма до неорусского. На Пречистенке зодчий внес значительные изменения в оформление интерьеров, украшение фасадов дворовой части и, кроме того, надстроил вторым этажом каменный флигель. И Коншин, и Каминский были женаты на сестрах Третьяковых. Поэтому его приглашение как архитектора было не случайным.
Здание перестроено по проекту Александра Степановича Каминского - российского архитектора, одного из наиболее плодовитых мастеров поздней эклектики 1860-1880-х годов, автора первого здания Третьяковской галереи, ворот Третьяковского проезда и десятков частных и общественных зданий в Москве, а также огромного собора Николо-Угрешского монастыря.
Через несколько десятилетий новым хозяином дома становится миллионер-чаепромышленник А.К.Ушков, почти сразу же переписавший дом и участок на имя своей первой жены Зинаиды Высоцкой. Из Казани Ушков привозит архитектора К.Л.Мюфке, который к тому времени прославился сооружением роскошного ушковского особняка (сегодня часть Национальной библиотеки Татарстана).
В Москве Мюфке тоже занялся переделкой дома: изменил главный фасад (явная параллель с домом в Казани), пристроил с западной стороны небольшой объем и ограду.
В 1911 году с восточной стороны дома пристраивается ряд помещений с новым главным входом и парадным вестибюлем, над которым формируется огромный зал.
Между тем авторство Мюфке документально не подтверждено, чертежи подписаны фамилией некоего Соколова, тоже, видимо, московского архитектора. Однако отрицать вклад Карла Людвиговича невозможно.
Ушковы прожили в особняке до 1922 года, после чего эмигрировали в Париж. Тем временем нарком просвещения РСФСР А.В.Луначарский пригласил в Москву для создания новаторской школы танцев знаменитую американскую танцовщицу Айседору Дункан. В качестве жилья ей предоставили национализированный дом на Пречистенке. Вместе с Айседорой Дункан здесь пару лет прожил и ее муж, поэт Сергей Есенин. На одном из снимков первой половины прошлого века хорошо видно огромное стеклянное заполнение слева, за которым находился танцевальный зал с зеркалами - место занятий и Балашовой, и, позже, Дункан.
В первые послереволюционные годы внешнему и внутреннему облику строения был нанесен ущерб. В 1930-х годах было заложено внушительное окно танцзала, исчезли три эффектных фигурных купола над зданием, въездные ворота и фонари на их пилонах (ажурные ворота каслинского литья были воссозданы в 1990-х гг.). В то же время, хорошо сохранились лепная ампирная атрибутика на главном фасаде, а также столярные заполнения и историческая фурнитура.
ГлавУпДК регулярно проводит обновляющие ремонты фасадов и интерьеров здания, полностью восстановлена историческая водосточная система.
Реставраторам порою совершенно неожиданно раскрываются, казалось бы, давно забытые тайны. За второй (непарадной) лестницей, в части дома, пристроенной еще при князе Хованском, долгое время был самый обычный кабинет с плоским побеленным потолком. Потолок оказался «фальшивым» (подвесным), а за ним скрывался декоративный купол. В коробках под снятым полом обнаружилась часть сбитой лепнины
Были произведены расчистки, в том числе дверей с необычайно красивыми золотыми узорами, определены колористические решения, после чего исторический Мавританский зал предстал во всей красе. Нельзя не обратить внимание на камин, выполненный частично из натурального, частично из искусственного мрамора. На камне читается арабская вязь, которая складывается в фамилию последнего хозяина - Ушков.
Сейчас в бывшем доме Ермолова - Коншина - Ушкова располагается главный офис ГлавУпДК, а его парадные помещения используются для встреч с послами иностранных держав и представителями международных организаций.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs