Фото Фатима Аликова
У края бездны
Март 2022 года. Батальон «Сомали» направлен на штурм укреплённого Мариуполя с целью обеспечения возможности наступления вооружённых сил России. На подступах к городу ещё никто не знает масштаба катастрофы, которая развернётся в ближайшие недели, и через какие испытания придётся пройти солдатам и мирным жителям.
В течение двух месяцев в ходе тяжёлых боёв батальон «Сомали» вгрызается в улицы Мариуполя, вытесняя закрепившиеся подразделения ВСУ к заводу «Азовсталь». Мало кто из бойцов штурмовой группы верит, что город выпустит их живыми.
Об этих событиях рассказывает тетралогия Максима Фадеева и Сергея Белоуса «У края бездны» (2024, ООО «Реалдок Продакшн», 18+).
Режиссёр и оператор картины Максим Фадеев побывал с бойцами в самой гуще событий. Представленная в фильме хроника боёв позволяет зрителям стать свидетелями реальной жизни на передовой.
За создание фильма авторы награждены IV Национальной премией интернет-контента, учрежденной Институтом развития интернета в номинации «Сила в правде» (2025), Национальной кинематографической премией Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) (2025), Гран-при II международного фестиваля документального кино и медиапроектов «Линия фронта»; Гран-при XIX МКФ «Победили вместе»; специальным призом XVIII МКФ «Русское зарубежье»; специальным дипломом президента Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России (2024) и другими кинематографическими наградами.
Часть I фильма «У края бездны» – «Прорыв к центру» (124 мин.) стала номинантом на Российскую национальную премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2025 года.
Максим Фадеев рассказал о создании картины.
- Вы по образованию энергетик. Как стали кинодокументалистом?
- В моём родном городе Славянске Донецкой области началась война. Стал снимать в доказательство того, что это произошло («Славянск. Хроника войны», 2014).
До этого работал арт-директором, главным редактором журналов, поэтому имел представление о съемке, композиции. Мечтал создавать документальное кино.
В декабре 2013 года стало понятно, что будет война, но думал, что это случится позже и, конечно, не знал, что всё начнется в моем городе. Когда это произошло, получил аккредитацию информационного агентства и начал фиксировать события. По сути дела, только 10 мая 2014 года поработал как стример (Человек, ведущий онлайн-трансляции через интернет. – Прим. авт.). На следующий день вышки сотовой связи разбили. Больше не было возможности показывать репортажи онлайн, и я стал формироваться как документалист: снимать отдельные сюжеты, а потом из этого материала складывать фильмы.
Многому учился из книг, интернета, и в самом процессе съёмок боевых действий. Главное – практика.
На сегодняшний день сделал восемнадцать картин. Восемь показали на федеральных российских каналах.
- Вам достались серьезные испытания на пути к исполнению мечты стать документалистом. Дважды ранены, тем не менее, вернулись на передовую, чтобы продолжать делать фильмы. Почему считаете это настолько необходимым?
- При захвате донецкого аэропорта командир роты Отдельного разведывательного батальона «Спарта» с позывным Матрос спросил, зачем я иду с ними, ведь здание терминала может быть заминировано. Ты же идешь туда, – ответил я ему, – и я тоже иду. Я такой же солдат, как и ты, только с камерой.
Фильм «Терминал», вышедший практически сразу после штурма, рассказывает об этих событиях. Он опроверг ложную информацию, распространяемую украинскими СМИ, о большом количестве погибших, да и сам факт, что здание больше не удерживается бойцами ВСУ, на тот момент стал потрясением для противной стороны. Украинская пропаганда продолжала утверждать, что весь комплекс зданий Донецкого аэропорта удерживается «киборгами» (украинскими участниками боёв, получившими это прозвище за выдержку и способность оборонять позиции в сложных и опасных условиях).
Я фиксирую реальные события, поэтому считаю свою работу очень важным делом. В то же время мои фильмы не только о войне, самое главное – они о людях, судьбы которых затронула эта реальность.
- Как познакомились с героями фильма «У края бездны»?
- Это произошло не сразу. Многих парней знал с 2014 года, с кем-то встретился уже в Мариуполе. Картина охватывает один временной период – месяц действий батальона «Сомали», в течение которого я с ним пробыл, но по сюжету есть отсылки к событиям, начиная с весны 2017 года.
- Действие картины происходит в зоне огневого контакта. Вы постоянно находились рядом с бойцами, вместе с ними штурмовали объекты. Вашей задачей было зафиксировать самые острые моменты. Как это удавалось?
- К началу СВО у меня уже был восьмилетний опыт съёмок боевых действий различного типа (в обороне, атаке, штурме) и понимание происходящего. Я воспринимал себя скорее как бойца, чем как оператора.
В каждый момент, в любой ситуации приходилось самостоятельно решать, как безопаснее перемещаться. Конечно, помогал приобретенный опыт и интуиция. В Мариуполе в составе штурмовой группы я иногда заходил четвёртым: впереди головной дозор из трёх человек, чуть поодаль я, затем остальные бойцы. Со временем чувство страха притупляется. При съёмках второй и последующих частей фильма «У края бездны» часто выходил из укрытия на свой страх и риск. Конечно, так лучше не делать.
Бывали разные случаи. В какой-то момент потерял рекордер с недельной аудиозаписью. В попытках его найти в последующие дни несколько раз возвращался на прежнее место. Это было очень рискованно. Наша группа ушла вперёд, территория в тылу контролировалась уже смежниками, и неизвестно, кого там можно было повстречать.
В другой раз оказался впереди группы. Я знал, что мы должны были выйти к морю, и заранее продумал съёмку. В памяти была аналогичная сцена из фильма «Женя, Женечка и «катюша» (реж. Владимир Мотыль), понимал, что все будут умываться, обниматься, улыбаться… Тем более, тогда думали, что это событие будет равноценно победе. Услышав по рации доклад «Воробей на пляже» (Воробей – позывной командира штурмовой группы. – Прим. авт.), я направился туда, но на берегу никого не оказалось. Я стоял один в абсолютно пустом городе… Поодаль, в морском порту Мариуполя, шел бой. Жуткое ощущение! Стал возвращаться и только тогда увидел наших ребят, спускавшихся к морю. Если бы пошёл обратно другим путём, меня могли подстрелить по ошибке даже свои.
- Как вам удавалось настолько профессионально выполнять операторскую работу в таких сложных условиях?
- Все эти годы я работал над тем, чтобы подобрать снаряжение и оборудование, которое бы занимало как можно меньше места, при этом позволяло качественно снимать в автономном режиме (с 2018 года перешли на съёмку в 4К). Применял большое количество уловок, чтобы совмещать функции режиссёра, оператора и звукооператора и на должном уровне монтажно снимать и записывать разные типы звуков: взрывы, монологи, окружающие шумы.
- Ваша картина – это не просто фиксация событий, а художественное произведение…
- Моей целью было снимать кинематографично, рассказывая историю. Большую роль в этом сыграла музыка. Она очень сильная. Специально для фильма её написал композитор Александр Осипов.
Кроме того, мы уделили большое внимание монтажу и последующей обработке отснятого материала (цветокоррекции, работе звукорежиссера и пр.), кропотливо работая над завершением проекта.
- Какова была сверхзадача?
– Показать, что такое война. Мы часто говорим о ней, но не понимаем, что значит это слово в действительности, и самое главное, что она идет уже двенадцатый год.
Необходимо, чтобы люди знали, что происходит и происходило на Донбассе. И не только там, а в целом в регионе. В 2014 в Славянске шли бои, а в ста двадцати километрах от него, в Донецке, этого не осознавали. Когда весной 2022 года мы приезжали в Белгород и рассказывали о разворачивающихся событиях, местные жители недоумевали – зачем. Хотелось бы большего осмысления и понимания ситуации обычными людьми.
Гражданская оборона, тактическая медицина, ориентация на местности, физическая и начальная военная подготовка, теория когнитивной войны – в настоящее время актуальные предметы в любой школе, и важны вообще для всех.
В течение восьми лет линия фронта пролегала в двадцати километрах от Мариуполя. Но большинство горожан продолжало жить так, будто ничего не происходит. Беспечность поражает. Местные жители, как показано в фильме, могли на машине приехать прямо в бой. Люди почему-то думают: я человек, у меня есть какие-то права. А на войне никаких прав у тебя нет. Летящий снаряд не выбирает.
Ещё одна цель моей работы – чтобы люди понимали и помнили подвиг обычных ребят. Делать картину было морально тяжело. Основная часть бойцов, с которыми я был в Мариуполе, погибла. Кто-то выжил, но был серьёзно ранен. Если бы мы не сняли фильм, никто не узнал бы об этих парнях. Можно сказать, в каком-то смысле им повезло.
Необходимо представлять цену победы – сколько таких же безымянных героев погибло. Кто-то сочтёт меня наивным, но надеюсь, картина как-то повлияет на ход дальнейших событий.
Также важно дать представление о тактике, стратегии сторон. Хотя они со временем сильно изменились, какие-то моменты необходимо показывать в военных училищах, добровольцам и всем отправляющимся в зону боевых действий. По крайней мере, говорить, что было так, а теперь иначе. Фильм даёт отправную точку. Это история памяти и технологии войны. Наглядное пособие, причём очень подробное. Более чем за семь часов фильма можно многое понять прожив, пройдя рядом с героями. Съёмки велись из-за плеч бойцов в моменты штурма. В этом уникальность картины.
Фильм своего рода – предупреждение. Многие, в том числе я, думали, что как только Россия вмешается, война закончится на третий день. Но всё оказалось не так просто. Нас втянули в братоубийственный конфликт, а реальный противник сидит в стороне и подсчитывает дивиденды. Он обладает технологиями информационно-психологической и когнитивной войны, позволяющими «перепрошивать» сознание целых народов. Что сейчас и происходит на Украине.
- Картина была закончена в начале 2024 года. Только в октябре-ноябре все части вышли в кинопрокат, появились на ведущих российских интернет-платформах и тут же опередили другие киноработы по числу просмотров, долго оставаясь в лидерах. Как продвигали фильм?
- Картина полностью создана благодаря народной поддержке, на добровольно собранные средства. Многое при работе над ней делали сами. Донести кино до зрителей было трудно, это очень затратно. Когда удалось заключить контракты с интернет-площадками, мы как бы взломали лёд. Фильм привлёк огромное количество зрителей. Менеджеры стриминговых платформ сами не ожидали такого эффекта!
Это не столько заслуга фильма, сколько – информационный вакуум, отсутствие подробностей о происходящем. Люди хотят знать правду. Наша картина даёт хотя бы небольшую возможность поприсутствовать в зоне военных действий.
Один из зрителей оставил такой отзыв: фильм крутой, но есть большой недостаток – после него невозможно смотреть художественное кино о войне.
- Над чем сейчас работаете?
- Пишу одноимённую книгу о создании фильма. Планируем новый проект. Ищем тему, героев. В настоящее время снимать в зоне боевых действий сложнее по многим причинам, в том числе: нет доступа и на порядок опаснее (современные технологии позволяют с дронов быстро вычислить оператора). Необходимо заново устанавливать контакты. Это стало гораздо труднее делать: раньше мы работали с подразделениями ДНР, а теперь необходимо сотрудничать с российской армией. Это совершенно разные структуры. Но у нас есть определённый авторитет среди военных. Поэтому будем продолжать работу.
Беседу вела Ирина Иванова
Фильмография Максима Фадеева:
Цикл фильмов «ДОНБАСС НА ЛИНИИ ОГНЯ» (2014-2017)
показывает войну на Донбассе такой, какая она есть.
ПРИЗРАКИ. СОЛДАТЫ ЗАБЫТОЙ ВОЙНЫ (2021, 106 мин.).
Вот уже семь лет в Новороссии не утихает война. Поселок Донецкий, расположенный на линии соприкосновения, – одна из самых напряженных точек. Фронт здесь держит батальон «Призрак». https://vkvideo.ru/video275554834_456239134
Беседу вела Ирина Иванова
Фильмография Максима Фадеева:
Цикл фильмов «ДОНБАСС НА ЛИНИИ ОГНЯ» (2014-2017) показывает войну на Донбассе такой, какая она есть. https://vkvideo.ru/playlist/-121438130_26
ПРИЗРАКИ. СОЛДАТЫ ЗАБЫТОЙ ВОЙНЫ (2021, 106 мин.).
Вот уже семь лет в Новороссии не утихает забытая многими война. Поселок Донецкий, расположенный на линии соприкосновения, - одна из самых напряженных точек. Фронт здесь держит батальон «Призрак». https://rutube.ru/video/98a5d6220bc7a13392625b606b9d4dd1/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs