Институт Латинской Америки РАН выпустил в свет новую интересную и полезную книгу в серии «Саммит». Она посвящена современной ситуации в Испании. (Испания: трудный выбор в условиях неопределенности. – М., ИЛА РАН, серия «Саммит», 2022. – 198 с.). Издание вышло под редакцией этой серии члена-корреспондента Российской Академии Наук Владимира Давыдова. Руководитель экспертной группы: Виолетта Тайар. Среди авторов также – Арина Андреева, Элеонора Ермольева, Наталия Константинова, Александра Куракина-Дамир, Николай Школяр и Пётр Яковлев.
«Испания сегодня находится перед трудным выбором траектории своего развития в период неопределенности, - отмечают авторы. - И эта неопределенность проявляется во многих сферах жизни страны и вызывает больше вопросов, чем ответов. Какова же основная цель этой работы авторского коллектива? Она заключается, безусловно, в том, чтобы показать «генетический код» иберийского королевства, вскрыть трудности политического и социально-экономического развития на современном этапе, проанализировать внешний экономический и политический вектор, определить приоритеты обеспечения безопасности, а также отразить специфику сотрудничества с Российской Федерацией»...
Что содержится в этой книге? Сборник состоит из Введения, 6 глав, Заключения и Приложений. Главы эти интересны и довольно содержательны: «Партии и политика в контексте пандемии», «Социальное государство: способность к адаптации», «Экономика и проблемы финансирования постковидной модели роста. Коронакризис и его последствия», «Трансатлантический вектор внешнеэкономических связей»,
«Испания в меняющейся стратегической ситуации» и «Ориентиры российско-испанского сотрудничества». Приложения содержат в себе важную информацию об испанских политических партиях, хронологию каталонского кризиса, ряд статистических показателей и обзор на тему «Испанская культура: традиции и современность».
В новой книге-сборнике отмечается, что вниманию читателя предлагается третье по счету издание об Испании из серии «Саммит», подготовленное экспертами ИЛА РАН. Предыдущие две работы были опубликованы более 10 лет назад (в 2009 и 2012 годах).
За это последнее десятилетие социально-политический и экономический ландшафт в Испании существенно изменился, и этим изменениям были посвящены многочисленные публикации Центра иберийских исследований ИЛА РАН, изданные как на русском, так и на испанском языках.
Политический процесс Испании последних лет можно кратко определить двумя словами – неопределенность и непредсказуемость, подчеркивают авторы сборнка. В большой степени это стало следствием фрагментации партийной системы, произошедшей в 2014-2015 годах. Помимо этого, в стране сохраняется традиционное деление на два лагеря. Монархисты и республиканцы, правые и левые, консерваторы и прогрессисты, сторонники унитарного государства и федеративного – каждый исследователь выбирает свое, но важно, что это деление с годами не уходит, а разрыв между лагерями становится все глубже (не в последнюю очередь благодаря политическим лидерам). После слома по сути двухпартийной системы, на протяжении длительного времени обеспечивающей стабильность Испании, исход выборов и конфигурацию правительства или правительственной коалиции стало невозможно предсказать. В эпоху пандемии Испания вступила с только что образованным коалиционным правительством (в январе 2020 г.), возглавляемым социалистом Педро Санчесом. Это - первый случай правительственной коалиции за 4 десятилетия демократического развития страны. В нее, поясняют авторы, входили представители Испанской социалистической рабочей партии (Partido Socialista Obrero Español, PSOE), левопопулистской партии «Вместе можем» (Unidas Podemos, в женском роде, как дань уважения феминизму, UP) и несколько беспартийных министров, пользующихся авторитетом на международном уровне. Учитывая, что председатель кабинета министров (в Испании его избирают депутаты Конгресса – нижней палаты парламента) был утвержден не с первой попытки и даже не с первых выборов (по итогам избирательной кампании 28 апреля 2019 года. Конгресс не смог избрать председателя правительства, из-за чего пришлось назначать повторные выборы), нельзя сказать, что правительство было сильным. С другой стороны, альтернативы ему не было. Правые партии в совокупности насчитывали еще меньшее количество депутатов, а потенциал блокирования с малыми региональными партиями был значительно ниже. Необходимо отметить, что победа PSOE на выборах 2019 г. была обеспечена не столько успешной собственной проводимой политикой, сколько репутационным ущербом, который понесли «народники» вследствие коррупционных скандалов. Именно они позволили социалистам провести вотум недоверия правительству Мариано Рахоя и Народной Партии (Partido Popular, PP) в июне 2018 г. и возглавить кабинет министров. Однако дальнейшая работа кабинета была заблокирована из-за отсутствия необходимой поддержки в прежнем составе Конгресса – партия социалистов насчитывала лишь 85 депутатов против 137 представителей PP. В Конгресс депутатов последнего созыва входят 16 партий – рекордное количество за историю современной Испании.
При этом внутри каждого из них существуют свои, порой разнонаправленные течения. Дополнительная и весьма болезненная линия размежевания Конгресса проходит по отношению к каталонскому сепаратизму. В последние годы эта проблема стоит в испанской политике особенно остро. Один лагерь полагает, что проблема носит сугубо юридический характер и необходимо действовать исключительно с позиции Конституции и не идти ни на какие переговоры со сторонниками независимости конфликтогенного региона. Другой признает политическую природу затяжного противостояния Мадрида и Барселоны, полагает, что введение действия 155 статьи Основного закона (т.е. прямого управления из испанской столицы) лишь усугубит ситуацию и спровоцирует рост периферийного национализма. Сторонники такой позиции верят, что этот чрезвычайно сложный вопрос можно решить только путем длительных переговоров. Опросы в самой Каталонии показывают, что сторонников и противников независимости примерно поровну. В зависимости от политической и экономической конъюнктуры превалируют то одни, то другие, незначительно выходя за рамки статистической погрешности…
Нельзя не отметить официальную риторику Мадрида. Борьба с пандемией представлялась как военное противостояние с общим внешним врагом, что сужало возможности оппозиции для критики правительства. Каталонский вопрос должен был стать лейтмотивом 2020 года. Правительство предприняло ряд шагов по стимулированию диалога между представителями центральных и региональных властей. Однако до начала пандемии удалось провести лишь одну встречу в рамках диалога. Процесс был реанимирован во второй половине 2021 года после нормализации ситуации с коронавирусом, досрочных региональных выборов и формирования правительства Каталонии. Итоги выборов определили новую расстановку сил в проблемном регионе. Первое место заняли каталонские социалисты…
Особый интерес читателей этой книги непременно вызовет глава «Ориентиры российско-испанского сотрудничества». Вступая в третье десятилетие XXI века Россия и Испания оказались в тисках охватившей весь мир пандемии COVID-19, которая подорвала устойчивость развития их экономик и двусторонних торгово-экономических отношений. Несмотря на влияние пандемии и обострение взаимоотношений с Европейским союзом, российская экономическая дипломатия продолжала развивать переговорный процесс с испанскими партнерами. Подтверждением этому стало проведение 26 февраля 2021 года десятого заседания Совместной межправительственной российско-испанской комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству (МПК) под председательством заместителя Председателя Правительства РФ Александра Новака и министра промышленности, торговли и туризма Королевства Испания Марии Рейес Марото (María Reyes Maroto). Особенность этого заседания заключалась в том, что из-за пандемии COVID-19 оно проходило в формате видеоконференции, а по его итогам был подписан совместный документ «Стратегия развития российско-испанских экономических и инвестиционных отношений на долгосрочный период». Сам факт подписания этого документа свидетельствовал о способности экономической дипломатии двух стран находить совместные решения в сложных условиях.
Однако, надежда на улучшение двусторонних связей была подорвана в феврале 2022 года после того, как Испания, следуя политике Европейского союза, присоединилась к санкциям в отношении России, предпринятых с началом специальной военной операции на Украине. В апреле 2022-го в связи с «угрозой безопасности» Испания выслала 25 российских дипломатов.
И, разумеется, наша страна в долгу не осталась…
Мало того, что пандемия COVID-19 оказала разрушительное влияние на торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами (российский экспорт в Испанию упал на 34,6%, а импорт – на 7,4%), испанское правительство, следуя решениям Еврокомиссии, присоединилось к пакетам антироссийских санкций. И, учитывая влияние сложившейся ситуации на испанскую экономику, испанское руководство приняло «Национальный План реагирования на экономические и социальные последствия войны в Украине», который предусматривает гуманитарную помощь беженцам и содержит меры поддержки испанских предприятий и граждан в сфере энергетики, транспорта, промышленности, а также сельскохозяйственным предприятиям, животноводству и рыболовству.
В настоящее время, как считают авторы, политика поглощает предпосылки улучшения торгово-экономических отношений России с Испанией. В краткосрочной и среднесрочной перспективе, по всей видимости, ожидается сокращение российско-испанского товарооборота, а также частичная или полная остановка начатых проектов. В то же время ожидаемая прибыль от взаимной торговли заставляет испанских бизнесменов искать способы проведения операций с российскими партнерами в условиях сложившихся ограничений. Основываясь на анализе пятидесятилетней эволюции торгового сотрудничества России и Испании, надеемся, что текущий негативный политический фон прекратится, и экономические интересы российских и испанских компаний в долгосрочной перспективе смогут привести к реализации, намеченной последним заседанием МПК, стратегии развития двусторонних экономических и инвестиционных отношений.
…Итак, Испания, по мнению авторов. вступила в новый политический цикл с первым в современной истории коалиционным правительством в сложных условиях, отягощенных пандемией COVID-19, а затем геополитической и геоэкономической конфронтацией коллективного Запада с Россией на полях Украины. Специальная военная операция России на Украине стала катализатором перемен в мировых процессах, указывают авторы. Санкционная политика Брюсселя в отношении России разрушительным образом сказалась на мирохозяйственных связях и «бумерангом» возвращается в зону Евросоюза. При этом Испания сегодня остается «на распутье» с разделением общества на политические предпочтения и взгляды правого и левого толка.
…После ознакомления с содержанием книги можно сделать суммарный вывод, что Испании, заключая словами авторов, при реализации поставленных испанским руководством стратегических задач придется делать трудный выбор в условиях неопределенности. Какой? Будущее уже скоро покажет.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs