ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Жара становится проблемой геополитики

10:15 31.08.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

Катастрофически жаркая погода становится одной из главных угроз демографии, экономике и даже геополитическим интересам всё большего числа государств.

Согласно подсчетам службы Copernicus, Европейской Комиссии и Всемирного банка, которые приводит The Economist, к 2020 году доля населения, систематически страдающего от волн жары в среднем по странам мира, практически удвоилась, по сравнению с началом 1980-х. В Африке жара угрожала 24 процентам населения, в Азии и Океании – без малого 20. В среднем по миру – порядка 17 процентам. В Западном полушарии – порядка 7 процентам, в Европе – 2 процентам. Нынешнее лето, согласно предварительным оценкам, существенно повысит этот показатель для большинства регионов мира.

В текущем году температура побила новые рекорды в Китае, Северной Америке и во многих странах Европы. Пока не ясно, каковы будут последствия для лесных угодий и населения. К примеру, в прошлом году, который был не столь жарким, согласно оценкам World Resources Institute, пожарами были уничтожены леса на площади, превышающей показатели 2001 года на 3 млн. гектаров, что приблизительно соответствует территории Бельгии. В 2003 году, наиболее катастрофическом на сегодняшний день для Европы, число смертей, вызванных нестерпимой жарой, составило до 70 тысяч человек, по данным ВОЗ. Волны жары накрывали нашу планету и раньше, однако в последние десятилетия они обрушиваются всё чаще, длятся всё большее количество дней, и охватывают единовременно большее число стран и регионов. Согласно другому исследованию, данные которого приводит тот же The Economist, в настоящее время число дней с экстремально жаркой погодой в Северном полушарии выросло в семь раз, по сравнению с началом 1980-х.

Чем чаще волны жары накрывают отдельные территории, тем чаще они охватывают и большие макрорегионы, прежде не сталкивавшиеся со столь обширными очагами катастрофически жаркой погоды. По данным метеорологов, скорее всего, происходят негативные изменения в движении воздушных течений в верхних слоях земной атмосферы, что приводит к увеличению притока горячих воздушных масс из экваториальной зоны в северном направлении. Расширение зон экстремальных температур сулит губительные последствия. Удар обрушивается на большие по площади сельскохозяйственные угодья. Одновременное наступление экстремальной жары сразу в нескольких ведущих сельскохозяйственных регионах мира создает угрозу продовольственного кризиса, который нельзя будет преодолеть, компенсируя гибель урожая в одних регионах поставками излишков продовольствия из других.

Особенно печальный пример в последние годы демонстрирует Европа. Предыдущая засуха случилась в регионе в 2018 году. Жара в июле и августе того года была «аномальной». Урожаи основных культур в Германии, Франции, Италии оказались наихудшими за столетие. Засуха, продлившаяся несколько недель, привела к обмелению рек, включая крупнейшие. Лесные пожары заполыхали в Греции, Испании, Португалии и Швеции. В странах ЕС погибло несколько тысяч человек. Огнем были уничтожены до 150 тыс. гектаров леса.

Нынешний год, по многим прогнозам, превзойдет печальные «рекорды» четырехлетней давности. В августе Объединенный исследовательский центр Еврокомиссии констатировал, что «две трети Европы столкнулись с сильнейшей засухой за последние пять веков». Согласно докладу Центра, до двух третей территории стран-членов ЕС, а также Великобритании, оказалась в критическом положении. «Почва этим летом там высохла совсем». Наиболее серьезно пострадали Италия, Испания, Португалия, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Румыния, Венгрия, Ирландия, а также Молдова, Сербия и Украина.

Участившиеся приступы жаркой погоды остро ставят проблему промышленной и городской инфраструктуры, значительная часть которой плохо или вовсе не приспособлена для работы в условиях повышенных температур воздуха. Так, в ряде регионов мира происходят сбои на железнодорожном транспорте, поскольку рельсы и насыпи под ними опасно деформируются, если температура воздуха длительное время превышает отметку в 30 градусов по Цельсию. В условиях глобального потепления, власти сталкиваются с неизбежными и потенциально огромными расходами, необходимыми для адаптации к условиям более жаркого климата целых отраслей экономики, а также жилищного фонда. Такие расходы – большая нагрузка даже для бюджетов богатейших стран мира. В частности, споры вокруг новых ассигнований ведут к углублению политических разногласий и подрыву социально-политической стабильности.

При этом гораздо хуже дела обстоят в странах среднего дохода, тем более, беднейших государствах. Многие из них расположены в более жарких климатических зонах, поэтому необходимость приспосабливаться к увеличению температур стоит для них более остро. Ряд регионов в таких государствах, по мнению экспертов, уже в ближайшее время могут оказаться вовсе непригодными для проживания людей, что порождает обоснованные страх перед новыми волнами миграции. На фоне более высоких темпов прироста населения, растет риск усиления феномена «климатических беженцев».

Чем жарче погода, тем острее стоит проблема охлаждения общественных зданий и промышленного оборудования. А значит и проблема энергоснабжения. Недальновидность политиков существенно усугубляет ситуацию, вызванную природным катаклизмом. От российского угля Европа уже отказалась, пытаясь «наказать Москву за действия на Украине». В декабре должно вступить в силу частичное эмбарго на закупку российской нефти и нефтепродуктов, хотя в настоящий момент европейские страны ускоренными темпами закупают российское «черное золото». Наконец, семь пакетов санкций, введенных против России, привели к существенному сокращению поставок газа. Не удивительно, что цены на газ на рынке ЕС бьют один рекорд за другим.

К середине августа, электричество в ряде крупнейших государств ЕС стоило столько, как если бы за баррель нефти давали больше тысячи долларов. Обмеление рек привело к резкому снижению поставок электроэнергии со всех европейских гидроэлектростанций. Поскольку на фоне небывалой жары установилась еще и безветренная погода, упала выработка энергии на ветрогенерирующих мощностях. По всей Европе началось вынужденное сокращение потребления энергии промышленными и коммерческими предприятиями. В одних случаях, производства просто останавливаются. В других – переходят на закупки продукции переработки газа у иностранных поставщиков. В этой ситуации европейские чиновники пытаются сделать хорошую мину, указывая, что «разрушение спроса» в промышленности позволяет быстрее наполнить газовые хранилища в преддверии зимы.

Но есть и другая не менее острая проблема. Повышение средних температур на Земле всё более остро ставят вопрос нехватки водных ресурсов. В отличие от большинства других природных ископаемых, воду нельзя заменить ничем. Вода критически важна для физического выживания людей, а также для сельского хозяйства и производства электроэнергии. Водные пути играют значимую роль с точки зрения транспортировки энергетического сырья, в первую очередь, угля и мазута. Вода, поступающая из речных систем, необходима и при добыче угля. По данным Foreign Affairs, если крупнейшая речная система США – Огайо и Миссисипи, обмелеет хотя бы на 1 дюйм, каждую стандартную поставку угля, перевозимую баржами, придется уменьшить «на сотни тонн». Между тем, нынешняя засуха в Европе и Китае привела к катастрофическому обмелению рек. Крупные электростанции испытывают серьезные перебои в снабжении топливом.

Критически важное значение имеют стабильные поставки воды для охлаждения атомных реакторов и деактивации отработанного ядерного топлива. Французские АЭС неуклонно снижают этим летом выработку электроэнергии, поскольку реки обмелели, а температура воды в них слишком высока. По данным компании EDF, поставки электроэнергии потребителям во Франции и соседних странах ЕС уже упали до уровня менее 50-ти процентов от установленной мощности. В экстремальных условиях реакторы чаще дают сбой, а их ремонт требует столь значительных средств, что в июле государство приняло решение об установлении полного контроля над атомной отраслью. 

В сценарии, при котором дальнейший рост средних температур спровоцирует засухи, длящиеся несколько лет подряд, многие страны мира неминуемо столкнутся с острой нехваткой воды. Водные кризисы, в свою очередь, приведут к резкому падению производства продовольствия и электроэнергии.Неминуемые в этом случае скачки цен на питьевую воду, продукты питания, энергию, а также перебои в поставках комплектующих и материалов, чреваты социально-экономическими потрясениями национального и даже континентального масштаба. В этих условиях политическая нестабильность неизбежно усилится и продлится долгие годы.

Пока что затянувшиеся периоды жаркой погоды не стали «приговором» для экономического роста наиболее развитых стран. Однако экстремальная летняя жара, затянувшаяся засуха, а также отказ от российских нефти и газа существенно увеличивают риск наступления рецессии уже до конца нынешнего года. Евросоюзу предстоит крайне трудная задача разработки экстренных мер реагирования на падение доходов населения и растущее социальное недовольство. На днях, министр юстиции Чехии Павел Блажек предупредил, что «энергетический кризис грозит крайне негативными последствиями для политической системы Чехии, если же общеевропейское решение не будет найдено, ситуация начнет угрожать и Евросоюзу и рискует перерасти в революцию».[i] На этом фоне операторы газовых сетей в ряде стран ЕС уже готовятся решать вопрос о нормировании снабжения потребителей.

Проблема глобального потепления стремительно превращается в вопрос национальной безопасности. Жестокий парадокс состоит в том, что как изменения климата, так и требования безоглядной смены политических приоритетов для борьбы с ними, угрожают усилить неравенство между странами. С одной стороны, политическая нестабильность, вызванная нарастающими климатическими изменениями, ставит под сомнение долгосрочные планы социально-экономического развития целых регионов и даже континентов. С другой, меньшая диверсификация экономик, технологическое отставание и устаревшая инфраструктура ставит большинство стран с развивающимися экономиками в заведомо невыгодное положение, по сравнению с наиболее развитыми государствами мира.

В России потепление климата происходит даже несколько быстрее, чем в среднем на Земле. И сулит как новые проблемы и вызовы, так и определенные преимущества. Между тем, по периметру российских границ появляется всё больше государств, страдающих от негативных изменений климата. Более частые волны жары, засушливая погода, а также вызванные засухой неурожаи у соседей, повышают значение как сельскохозяйственного потенциала, так и водных ресурсов РФ, до стратегического уровня. Проблемы доступа к воде и продовольствию, их распределения грозят усилением межгосударственной напряженности.

В этих непростых условиях, России, по всей видимости, нужно сосредоточиться на геополитических, экономических и социальных мерах, которые бы помогли адаптироваться к объективным тенденциям природы. А также не допускать попыток ограничить возможности развития под предлогом решения экологических проблем.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати