В последнее время появляется всё больше свидетельств нарастающих на Западе разногласий относительно целесообразности дальнейшей поддержки военных устремлений Украины.
Уже в конце мая британский The Economist отмечал, что Запад начал распадаться на два лагеря. Первый, «партия мира», выступила в пользу скорейшего прекращения огня и переход к мирным переговорам. Вторая, которую издание назвало «партией справедливости (justice)», считала необходимым «заставить Россию сполна заплатить за свои действия». В центре дебатов оказались не только вопросы «цены», рисков и выгод для Запада, в случае, если конфликт примет затяжной характер, но и место России в будущем европейском порядке.
Германия призывала к прекращению огня. Италия выдвинула четырехэтапный план политического урегулирования. Франция вела речь о будущем мирном соглашении, которое бы «не допускало унижения Москвы». Против «партии мира» решительно выступали, главным образом, Польша и страны Балтии, которых всемерно поддерживал Лондон. Америка заняла, по мнению The Economist, «двойственную» позицию. С одной стороны, Вашингтон к тому моменту направил Украине 14 млрд. долларов военной и финансовой помощи и собрал коалицию из нескольких государств мира, согласившихся поддержать Киев в различной форме. В мае Конгресс одобрил новые ассигнования аж на 40 млрд. долларов. С другой стороны, по мнению критиков, Америка предоставила лишь вооружения, способные «уравнять возможности сторон», но «не дать решающего перевеса украинцам».
По итогам июньского саммита НАТО, британская The Sunday Times констатировала, что и ведущий военный альянс Запада разделился «на три лагеря». В группу «ястребов» вошли, прежде всего, государства-члены, непосредственно граничащие с Россией, включая Польшу. Они выступали за увеличение военной помощи Киеву до таких масштабов, которые бы позволили «вернула контроль над Донбассом и Крымом» и «нанести России сокрушительное поражение». Вторую группу, включавшую ряд ведущих государств ЕС, а также Северной Европы, составили «голуби», продолжившие линию на скорейшее заключение соглашения о перемирии. Даже ценой «территориальных уступок со стороны Украины». Третью группу издание назвало «страусами», поскольку они лишь на словах готовы поддержать официальную линию альянса, но стремятся минимизировать свою вовлеченность в происходящее.[i]
В июне в Киев приехали Макрон, Шольц и Драги. В западных СМИ почти немедленно возникла тема «неофициальной повестки» визита. Смысл которой заключался в настойчивых рекомендациях руководству Украины по возобновлению мирных переговоров с Россией. Кроме того, по данным Los Angeles Times, лидеры Германии, Италии и Франции «отказали Зеленскому в ускоренных поставках тяжелых вооружений».
С наступлением августа, свидетельства о дальнейшем размежевании ведущих стран Запада по украинскому вопросу стали появляться одно за другим.
Politico.com обратил внимание, что в течение июля шесть крупнейших государств Европы не предложили Киеву никаких новых пакетов военной помощи – впервые с февраля. Ресурс ссылается на данные Института мировой экономики, расположенного в немецком Киле, который ведет подробный учет всех западных инициатив в сфере военной и финансовой помощи украинским властям. Речь идет о Франции, ФРГ, Испании, Италии, Польше, и даже Великобритании. Примечательно, что Лондон и Варшава формально всё еще занимают второе и третье места по объему военной помощи Украине, после США. Но их ресурсы, по предположению Politico, «видимо подходят к концу». Возглавляющий группу Кильского института Кристоф Требеш (Christoph Trebesch) отметил, что, согласно его данным, объем европейской военной помощи Украине неуклонно снижается с конца апреля.[ii]
По сообщению RT, которая ссылается на западные агентства, об опасности «наступающей усталости» европейцев в последние недели высказывались премьер-министр Эстонии Кая Каллас и президент Финляндии Саули Ниинистё. Лидеры стран-членов ЕС называли среди причин изменения отношения к конфликту вокруг Украины рост инфляции и энергетический кризис. Премьер Венгрии Виктор Орбан отметил, в свою очередь, «что Западу не удалось ослабить Россию, помочь Украине выиграть в боевом противостоянии, а также получить поддержку всего мира.» «…Необходима новая стратегия, которая должна быть сосредоточена на проведении переговоров о мире и подготовке приемлемого мирного соглашения, а не на победе на поле боя».
В свою очередь, американское издание The National Interest указало, что в западном сообществе нарастает напряжение в экономической и финансовой сфере. На таком фоне в общественном мнении растут сомнения в целесообразности огромных расходов, которые направляются на помощь Киеву. «Всеобъемлющая помощь Украине может истощить ресурсы западных стран». В Америке и Европе появляется всё больше признаков наступающей рецессии, темпы инфляции бьют рекорды, обостряются социальные проблемы. Кризисы различной природы, вызванные обострением ситуации вокруг Украины, дестабилизируют и другие регионы мира.
На днях Польский институт международных отношений выпустил доклад, в котором также отметил «растущие разногласия» «между странами НАТО и ЕС относительно условий окончания вооружённого конфликта на Украине, а также объёма военной поддержки страны». По данным авторов доклада, «пик интереса» жителей стран Европы к украинскому конфликту уже пройден. Поэтому руководству европейских членов НАТО всё труднее убеждать граждан в необходимости «идти на жертвы ради Украины».
В таких условиях формируются две тенденции. Первая заключается в окончательном переходе ведущей роли в поддержке Украины к Соединенным Штатам. Вторая – в интенсификации попыток Берлина, Парижа и Рима подтолкнуть киевские власти к возобновлению переговоров.[iii]
Постепенно меняются и политические настроения в Вашингтоне. Другие проблемы оттесняют «украинский вопрос» на второй план. Здесь и усиливающаяся тревога о состоянии американской экономики в ближайшие месяцы. Это и новое обострение отношений с Китаем, на фоне растущего понимания относительно неспособности США защищать свои интересы одновременно в двух конфликтах стратегического характера, и факторы внутренней политики. Так, потеря демократами большинства даже в одной из палат Конгресса в ходе предстоящих осенью промежуточных выборов приведет к усилению политического давления на Белый дом. Кроме того, по мере приближения президентской гонки 2024 года, готовность республиканцев поддерживать инициативы Байдена будет неизбежно падать. Когда Конгресс в мае голосовал за пакет помощи Украине на 40 млрд. долларов, «против» высказались 57 членов Палаты представителей и 11 сенаторов. Почти все из них представляют Республиканскую партию.
Вместе с тем, буквально на днях США объявили о выделении очередного пакета военной помощи Украине, который оценивается в сумму до 800 млн. долларов. Байден также планирует выделить до 11 млрд. долларов в рамках программы, принятой в мае. Министр обороны США Ллойд Остин заверил общественность, что Украина будет получать военную помощь «столько, сколько потребуется». 19 августа Пентагон заявил, что изучает возможность предоставления Киеву «новых видов оружия», которые «позволят изменить ситуацию на поле боя».
Европейцев заботят другие вещи. Конфликт спровоцировал резкий рост цен на энергоносители и продовольствие. В общественном мнении ведущих стран Европы нарастает усталость и тревога. Элитам приходится учитывать меняющиеся реалии. Наконец, у Берлина и Парижа нет никакого желания рвать все отношения с Москвой. Совсем не очевидно, что ведущим государствам Европы нужна и победа Украины. Страна с населением в 40-миллионов, второй по численности армией, после российской, ориентирующаяся на Вашингтон, Лондон и Варшаву, станет геополитической головной болью для «старых» европейцев. Обозреватель The Guardian Саймон Тисдел (Simon Tisdall) неделю назад написал, что борьба между сторонниками перемирия и военной победы будет терзать Запад только сильнее, и, скорее всего, приведет лишь к некоему «шаткому компромиссу», грозящему Киеву «ударом в спину уже грядущей зимой».
При этом ожидать скорого изменения позиции США не приходится. Хотя решительные действия Владимира Путина превратили «украинский капкан» на «русского медведя» в ловушку для самого Вашингтона, поражение на Украине нанесло бы по репутации Байдена колоссальный удар. Внутри Америки политические оппоненты с большим удовольствием воспользуются поводом, чтобы обвинить действующего президента в потере Украины вслед за Афганистаном. А ведь есть еще фактор реноме Америки среди союзников, а также в мире.
К началу осени Украина находится уже в полной зависимости от прямых и косвенных дотаций стран Запада. Ежемесячный дефицит её госбюджета, по западным оценкам, составляет не менее 5 млрд. долларов. Падение ВВП по итогам года может достигнуть 40 процентов. В этих условиях многое в ближайшие месяцы определит динамика надвигающегося на США и ЕС экономического кризиса. Особенно в Европе, где всё более заметен голос сторонников компромисса, прагматичного подхода к происходящему. Как результат, ведущая роль в военной и финансовой помощи Украине теперь всецело переходит к Вашингтону. Важнейшим событием станут промежуточные выборы грядущей осенью. Если демократы проиграют, то Байден – в преддверии баталий за пост президента в 2024 году, наверняка постарается показать себя «лидером-победителем», даже несмотря на растущие сомнения европейских партнеров.
«Ястребы» обвиняют Белый дом в том, что его «боязливая приверженность к избеганию прямой конфронтации с Москвой» если и не позволяет России добиться всех намеченных целей, то уж точно не грозит ей поражением. А «сдержанность» лидеров ведущих стран Запада едва ли не с самого начала «лишь укрепляет подозрения», что они не рассматривают цель «принуждения Кремля к капитуляции на Украине» как «достижимую, а тем более желательную» и перехода конфликта «в стадию борьбы на истощение». Но главное - на официальном уровне там, похоже, пока не готовы признать всю пагубность и бесперспективность своей нынешней «силовой» стратегии, и что не менее важно, ее противоречие историческому опыту.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs