Фото: aa.com.tr.
В Сочи состоялась встреча президента России Владимира Путина с его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Об актуальных региональных проблемах и о возможных темах двусторонней повестки российско-турецких отношений рассказали известные российские востоковеды-туркологи, принявшие участие в круглом столе, состоявшемся накануне сочинского саммита в Москве.
Доцент Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук Павел Шлыков отметил как особо важный тот факт, что именно Реджеп Эрдоган сам приехал к президенту России. «Не исключено, что он хочет получить то, чего ему по разным причинам не удалось добиться за последние месяцы путем переговоров, проводившихся как очно, так и не вполне открыто. Нельзя исключать, что темой обсуждения будет сирийская проблема и синхронизация позиций Москвы и Анкары по ней, чего не удалось добиться в ходе переговоров в Тегеране. Эрдоган хочет либо получить определенные уступки от России, либо перейти на новый уровень переговоров», - заметил он.
Помимо сирийской проблематики, Анкару интересуют различные аспекты торгово-экономического сотрудничества, а также вопрос отмены въездных виз для граждан Турции. По мнению П.Шлыкова, Эрдоган стремится к стратегической автономии, что находит выражение в стремлении маневрировать между различными центрами силы. Именно поэтому, когда у турецких политиков в очередной раз обостряются отношения с Западом, они демонстрируют, что у них всегда есть альтернатива.
Известный военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев убежден, что сирийская тема по-прежнему остается сейчас главной для Турции. «Эрдоган пытается добиться от России согласия на то, чтобы турецкие военные заняли Тель-Рифат и Манбидж. Благодаря этому они смогут объединить, поставив под свой контроль территорию к западу и востоку от проводимой Анкарой с 2019 года операции «Источник мира». Россия вряд ли пойдет в этом вопросе навстречу Турции. Эрдоган это понимает, поэтому спецоперации в Сирии осуществляются силами спецназа, по аналогии с тем, как действовал Азербайджан в Нагорном Карабахе в 2020-2021 годах», - заметил В.Евсеев.
Заведующий отделом Ближнего и постсоветского Востока Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Владимир Аватков также отметил важность переговоров в Сочи. «Запад закрывается от нас, от всего мира. Восток этого делать не планирует. Будущее мирового политического процесса сдвигается на Восток, наступает новый мировой порядок, к которому мы должны быть готовы», - заметил он. По словам востоковеда, саммит направлен на то, чтобы искать точки соприкосновения, как бы ни было это сложно. «Помимо очевидных вопросов поставок газа, развития туризма, решаются и геополитические вопросы – о ситуации на Балканах, где мы видим очередное обострение, и на Южном Кавказе, где также неспокойно», - пояснил В.Аватков. Он также напомнил, что России, в отличие от ее оппонентов, удалось сформировать не имеющий аналогов переговорный трехсторонний формат «Россия-Турция-Иран», в рамках которого всех участников объединяет способность договариваться и искать точки соприкосновения в самых болезненных вопросах.
Профессор, руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки НИУ ВШЭ Андрей Бакланов считает неслучайным повышенное внимание к позиции Турции. Это обусловлено активной политикой Анкары близ российских границ, ее активной позицией, которая оказывает непосредственное влияние на положение России в Евразии. «В отличие от США и Великобритании с Анкарой можно договариваться, хотя делать это тяжело. Отношения России и Турцией трудно назвать добрососедскими, для них характерно состояние, которое можно обозначить как «осложненное взаимодействие». Кроме того, Анкара не скрывает, что намерена стать первой на Ближнем Востоке, и стать ключевым игроком нового международного порядка», - заметил А.Бакланов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs