Фото: sputniknews.com.
Президент России Владимир Путин посетил Исламскую Республику Иран с визитом, в ходе которого принял участие в трехсторонней встрече глав государств-гарантов Астанинского формата по Сирии, а также провел переговоры с лидерами Ирана – духовным лидером Али Хаменеи, президентом Ирана Эбрахимом Раиси, а также с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Как будет развиваться взаимодействие России с Ираном и Турцией в области безопасности и в военно-технической сфере? Как изменится экономическое сотрудничество России с Ираном и Турцией в новых условиях? На эти вопросы ответили известные российские эксперты-международники в ходе круглого стола, состоявшегося в Москве.
Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов отметил, что состоявшийся визит - одно из самых сложных дипломатических мероприятий, которое мы наблюдали в последнее время. Для России крайне важны контакты как с Турцией, так и с Ираном. С каждой из этих стран у Москвы есть как совпадающие позиции, так и расхождения. «Кроме того, этот визит имел и символический характер, поскольку это первый визит российского президента за пределы бывшего СССР после начала спецоперации на Украине. Можно даже говорить о некоем дипломатическом дебюте», - добавил А.Кортунов.
Повестка визита была очень насыщенной. Значительное внимание было уделено положению дел в Сирии, что неудивительно, поскольку Турция стремится к активизации своей стратегии в этой стране, особенно в ее северных регионах. Это болезненный вопрос для многих участников сирийского конфликта. Есть нерешенные проблемы в Идлибе, где российские и турецкие позиции расходятся. Совершенно очевидно, что обсуждать Сирию без участия Ирана невозможно, иранское присутствие в Сирии очень значительно. Помимо Сирии есть и ряд других вопросов, которые так или иначе обсуждались в Тегеране. И на иранском, и на турецком треке было о чем поговорить. Это и расширение экономического сотрудничества России и Ирана, и вопрос обмена опытом жизни и развития страны в условиях санкционного давления, под которым Тегеран находится с конца 1970-х годов. Не менее важными темами состоявшихся переговоров России и Ирана стали разработка нового проекта договора о стратегическом партнерстве, а также развитие транспортно-логистических маршрутов, включая функционирование транспортного коридора Север-Юг.
Как отметил А.Кортунов, трехстороннее сотрудничество Москвы, Тегерана и Анкары можно назвать своеобразным историческим экспериментом, поскольку Россия, Иран и Турция – очень разные страны в ценностном, культурном и религиозном планах. Внешнеполитические цели этих стран также отличаются друг от друга. Как считает генеральный директор РСМД, такая модель сотрудничества представляет собой открытый вызов Европейскому союзу и США, где аксиомой противоположная позиция, согласно которой только близкие в ценностном отношении страны могут рассчитывать на развитие тесных контактов.
Что же касается вопросов, стоящих на повестке российско-турецких отношений, то среди них А.Кортунов особо выделил взаимодействие Москвы и Анкары в Сирии, Ливии и на Южном Кавказе, а также двустороннее сотрудничество в энергетической и военно-технической сферах. Наконец, Анкара настойчиво пытается выступать в качестве арбитра между Москвой и Киевом в украинском кризисе.
Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Иране в 2001-2005 годах, эксперт РСМД Александр Марьясов высоко оценил результаты визита президента России в Иран. По словам дипломата, состоявшиеся переговоры продемонстрировали высокий уровень взаимопонимания и придали большой импульс развитию двустороннего сотрудничества во многих областях. Более того, американо-израильская Иерусалимская декларация, подписанная во время визита Джозефа Байдена на Ближний Восток, и направленная на противодействие влиянию Ирана в регионе, будет способствовать принятию активных ответных шагов со стороны Тегерана, в том числе активизации военно-политического сотрудничества Ирана и России. В свою очередь, Россия готова реализовывать ранее достигнутые с иранской стороной договоренности в области торговли, энергетики и логистики, а также совместно противостоять санкциям, вводимым странами Запада.
Профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Белов дополнил выступление дипломата. Он отметил, что при определенных условиях визит Владимира Путина в Иран может стать поворотным событием в российско-иранских отношениях. До сих пор между нашими странами не было договора о стратегическом партнерстве. Но теперь вопрос подписания этого документа и его дальнейшей реализации будет зависеть от того, насколько к этому готовы политические элиты России и Ирана. «Если консенсус будет достигнут, то такой шаг вполне возможен», - отметил В.Белов.
Доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. М.В. Ломоносова Павел Шлыков посвятил свое выступление состоявшимся в Тегеране российско-турецким переговорам. «Встречу президентов России и Турции можно сравнить с голограммой, потому что ее результаты публично не афишируются. Нам предстоит лишь со временем узнать, смогли ли стороны достичь компромисса по наиболее острым проблемам, включая сирийскую и ливийскую, и как в дальнейшем будет осуществляться взаимодействие Москвы и Анкары на этих направлениях», - заметил эксперт.
Ключевую роль в развитии сотрудничества России и Турции по-прежнему продолжает играть экономическая повестка. По словам П.Шлыкова, важнейшей задачей, стоящей перед обеими странами в этой сфере, является развитие торгово-экономических отношений в условиях санкций, а также переход на взаимные расчеты в национальных валютах.
Научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Амур Гаджиев обозначил в своем выступлении главную цель, к которой стремится Анкара в своей внешнеполитической деятельности. Ученый особо подчеркнул, что турецкие политики стремятся укрепить позиции страны в Средиземноморском регионе с помощью превращения её в стратегически важный энергетический, торгово-экономический и международно-транспортный узел.
«Реджеп Эрдоган строит свою политику, уравновешивая отношения с ЕС и США контактами со странами “не-Запада”. Именно в этом контексте необходимо воспринимать его заявления о том, что в перспективе Турция может вступить в ряды БРИКС – альянса, который в перспективе, как считает президент Турции, может стать не менее влиятельным объединением, чем «Большая семерка», - пояснил А.Гаджиев.
«По этой же причине Анкара выступает против антироссийских санкций, которые ведут к ужесточению кризиса на энергетических рынках и милитаризации Европы. Турция намерена оставаться военно-политическим арбитром в регионе, и не приветствует изменение баланса сил не в свою пользу», - заключил А.Гаджиев.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs