Фото: inosmi.ru.
Вечером 2 августа 2022 года спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси прилетела на Тайвань, где встретилась с руководством острова, включая главу администрации Цай Инвэнь. Азиатское турне Н.Пелоси проходит при повышенном мировом внимании именно из-за планов посещения Тайваня.Какие последствия может иметь этот визит? На этот вопрос ответили участники круглого стола, состоявшегося в Москве на площадке Международного информационного агентства «Россия сегодня».
Директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова профессор Алексей Маслов считает, что эскалация, спровоцированная полетом в Тайбэй спикера палаты представителей Нэнси Пелоси, наводит на некоторые аналогии с событиями Карибского кризиса 1962 года. «Тогда было важно сесть лицом к лицу и напрямую обсудить, готовы ли главы государств обрушивать международную ситуацию, и это будет иметь серьезные последствия для всего мира, либо страны все-таки несут определенную ответственность за будущее человечества, и тогда этот вопрос можно решать долго, но в целом мирным путем», - заметил он.
Что же касается китайской стороны, то, по мнению А.Маслова, она вряд ли прибегнет к силовому решению тайваньского вопроса. «Правда, в КНР сейчас приближается ХХ съезд Компартии Китая. Это крайне важное событие, где председатель КНР Си Цзинпин должен объяснить происходящие события, в том числе 90-миллионной компартии, как будет в дальнейшем развиваться ситуация вокруг Тайваня», - заметил он.
Востоковед считает, что наиболее логичным действием, которое предпримет Пекин, будет введение санкций. «Китаю важно продемонстрировать собственную открытость и наглядно показать в цифрах тот ущерб, который понесут тайваньцы и американцы за свою политическую линию. Определенное влияние на позицию Вашингтона и Тайбэя может оказать и блокировка логистики, которая уже начата в рамках военно-морских учений, проводимых на фоне визита Пелоси. Кроме того, прекращение поставок некоторых видов продукции, а именно песка, тоже является для Тайваня серьезной мерой: на самом острове его производство отсутствует, а ежегодные объемы его закупки составляют не менее 5 млн. тонн», - пояснил А.Маслов.
Программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев назвал обоснованными претензии, которые высказал Пекин Вашингтону на фоне визита Нэнси Пелоси в Тайбэй. Что же касается заявлений о том, что решение о полете на Тайвань было предпринято спикером палаты представителей самостоятельно, то они не выдерживают критики. «Политическая практика США демонстрирует наглядно, что если администрация президента против каких-либо действий Конгресса, то будут предприняты все меры для того, чтобы их не допустить», - заметил эксперт.
Декан факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова напомнил, что еще в 1954 году между Тайванем и США был заключен договор о взаимной обороне. Но в 1979 году, после нормализации отношений между США и материковым Китаем (КНР), и, как следствие, расторжением дипломатических отношений между Вашингтоном и Тайбэем, в США был принят «Закон об отношениях с Тайванем», закрепивший новые принципы военного сотрудничества и обязательства по обеспечению безопасности тайваньского режима.
А.Сидоров назвал США «уходящим гегемоном». «Силы Соединенных Штатов слабеют, но они ещё на многое способны. Кризисом вокруг визита Пелоси Вашингтон дает понять, что он не намерен отказываться от претензий на роль главного внешнеполитического игрока в Азиатско-Тихоокеанском регионе», - заметил ученый.
По словам А.Сидорова, в очередном кризисе вокруг Тайваня особое значение имеют три фактора. Первый из них – личностный. Ненси Пелоси была избрана на пост спикера Палаты представителей без особых проблем, но сумеет ли она его сохранить в дальнейшем – большой вопрос, ответ на который дадут предстоящие выборы в Конгресс. «Положение Демократической партии США сейчас не из лучших», - отметил А.Сидоров.
Второй фактор связан с геополитическим соперничеством. Главным противником для США в Азиатско-Тихоокеанском регионе по-прежнему остается Китай. Поэтому задачей Вашингтона остается предотвращение роста военной мощи КНР, которая позволит Пекину, опираясь на уже полученные экономические рычаги, выступать на равных с Соединенными Штатами.
Наконец, тайваньский кризис ведет к тому, что США все настойчивее обозначает «красные линии», за которые их оппоненты не должны переходить. При этом в Вашингтоне отчетливо понимают, что последствия такого визита обязательно будут. «Например, нельзя исключить, помимо совершенно очевидной блокады и санкций в отношении Тайваня, и атаки китайских хакеров на правительственные порталы США. Формально такие кибератаки могут быть частной инициативой, и в этой ситуации будет невозможно говорить об ответственности за них целого государства», - пояснил А.Сидоров.
Резюмируя сказанное, А.Сидоров подчеркнул, что визит на Тайвань – это и желание самой Пелоси, желающей повысить ставки в предстоящей борьбе за место кандидата от Демократической партии США, и попытка Соединенных Штатов в целом решить собственные военные и геополитические задачи, направленные на сохранение лидерства в бассейне Тихого океана.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs