ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

США в АТР - желание и возможности

10:21 12.06.2025 • Андрей Кадомцев, политолог

На полях встречи глав военных ведомств стран НАТО в Брюсселе, министр обороны США Пит Хегсет заявил, что Вашингтон «пересмотрит структуру размещения военных по миру». Одним из главных приоритетов администрация Трампа считает «…обеспечение сдерживания в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Уже вскоре после инаугурации Трампа, пошли разговоры о начале обсуждения в Белом доме возможности сократить военное присутствие США в Европе, для усиления группировки в Индо-Тихоокеанском регионе. Теперь Хегсет подтвердил, что США готовят планы пересмотра «структуры размещения своих вооруженных сил по всему миру, с целью ее адаптации к текущим задачам». Ранее издание The Wall Street Journal сообщало, ссылаясь на источники в Пентагоне, что военное ведомство США изучает «возможность вывода 4,5 тыс. военнослужащих из Южной Кореи и перемещения их в другие места в Индо-Тихоокеанском регионе, включая остров Гуам».[i]

В июле 2024 года Исследовательская служба Конгресса США оценивала численность военнослужащих, размещенных в Южной Корее, чуть менее чем в 24 500 человек. Таким образом, речь идет о возможной передислокации пятой части личного состава. Наиболее вероятная причина – сомнения в готовности Сеула предоставить американским войскам неограниченный мандат на ведение боевых действий с территории Южной Кореи. Прежде всего, в случае полномасштабного военного конфликта вокруг Тайваня.

Американские союзники справедливо опасаются, что, в случае с Тайванем, помощь Америке по понятным причинам вынудит Китай атаковать и их территорию. Без разрешения союзников способность США задействовать свой потенциал в конфликте будет значительно подорвана. Политика президента Трампа по тайваньскому вопросу видится странам АТР двусмысленной, поскольку глава Белого дома регулярно заявляет о стремлении «заключить сделку» с председателем КНР Си Цзиньпином. В то же время, антикитайские ястребы в его администрации склонны оказывать давление на союзников, чтобы те еще более твердо обозначили свои обязательства по защите Тайваня, который является частью Китая.

При этом способность США вести боевые действия в АТР критически зависит от доступа к военным объектам на территории союзников и партнеров. И в этом вопросе существует довольно много неясностей. Филиппины заявляли, что могут не дать США разрешения на ведение «наступательных действий», хотя, возможно, и позволят США использовать эти базы в военное время. Япония, хотя и считается наиболее вероятным союзником, доступ к базам на территории которого понадобится США в случае эскалации вокруг Тайваня, может столкнуться с юридическими препятствиями, если она при этом не подверглась нападению. А министр обороны Южной Кореи год назад высказался против того, чтобы американские войска действовали за пределами территории его страны при таком сценарии.[ii]

Нельзя также исключать, что администрация Трампа до такой степени сосредоточена на вопросе сдерживания Китая, что недвусмысленно намекает Сеулу на необходимость взять на себя львиную долю усилий и расходов на северокорейском направлении. Однако, если Трамп предпримет шаги, подрывающие интересы безопасности Южной Кореи, включая встречу с Ким Чен Ыном без согласования с Сеулом или призыв к выводу американских войск, Сеул едва ли будет готов поддерживать позицию администрации Трампа в отношении КНР или Тайваня. Более того, в Южной Корее всё активнее дебатируется вопрос о целесообразности наращивания потенциала, который позволил бы, при необходимости, в кратчайшие сроки обзавестись собственным ядерным оружием.

В первые месяцы после инаугурации Трампа, риск американского отступления в Азии казался менее очевидным, по сравнению с Европой. Считается, что Америка просто не может позволить себе оттолкнуть азиатских партнеров. США имеют десятки баз на территории стран АТР, и на них размещено без малого 100 тыс. военнослужащих. Несмотря на нелицеприятную дипломатию Трампа в Европе, военные отношения в Азии продолжают функционировать в обычном режиме.

Тем не менее, сомнения в надежности союзнических гарантий Америки нарастают. Выступая 31 мая на конференции по безопасности «Диалог Шангри-Ла», глава Пентагона попытался их развеять, патетически заявляя, что Америка «вернулась в Индо-Тихоокеанский регион, и мы здесь останемся. Соединенные Штаты - страна Индо-Тихоокеанского региона… Мы будем оставаться индо-тихоокеанской страной с индо-тихоокеанскими интересами на протяжении следующих поколений». ИТР – «приоритетный театр военных действий, вместе с вами, нашими союзниками и партнерами».

Эти слова должны были прийтись по вкусу американским союзникам в регионе. А вот что едва ли понравилось «друзьям Америки» в выступлении американского министра обороны, так это его настойчивые призывы «брать пример с Европы и тратить 5 процентов ВВП на оборону». И еще больше их должны были насторожить слова о том, что хотя Америка не позволит «подчинить и запугать наших союзников и партнеров», с точки зрения Вашингтона у США нет и не может быть постоянных врагов.

Те американские союзники в АТР, которые опасаются Китая, могли увидеть в этом завуалированный отказ защищать их, в случае необходимости. При этом во многих странах региона все громче звучат голоса, призывающие «строить международные отношения, исходя из того, что они больше не могут полагаться на Соединенные Штаты». Одни предлагают вернуться к тактике «лести» и обещаниям новых инвестиций в американскую экономику, неплохо зарекомендовавшим себя в первую каденцию Трампа. Другие настаивают, что действительно нужно «взять пример» с Европы – только не в том смысле, в каком хотелось бы Вашингтону. Речь идет об укреплении собственной стратегической автономии, а также переходе к «стратегии Америка +1».

Подобные настроения резонируют и с устремлениями ряда ведущих стран Старого Света, что в свою очередь вряд ли нравится США. Президент Франции Эмманюэль Макрон, выступая на том же форуме Шангри-Ла призвал к союзу Европы и АТР против «сфер принуждения (coercion)» и к более тесному сотрудничеству против «ревизионистских стран», которые хотят контролировать пространства от «окраин Европы до архипелагов в Южно-Китайском море». При этом стремление Макрона позиционировать Францию и Европейский союз как надежных партнеров по обороне для азиатских стран выглядит как открытое выражение недоверия Соединенным Штатам.

Надо понимать, что в планы Вашингтона активизация европейцев в АТР явно не входит: Хегсет четко дал понять, что США предпочли бы, чтобы европейские страны сосредоточились на европейской безопасности. По его словам, Белый дом предпочел бы, чтобы большая часть европейских усилий по укреплению обороны приходились на Старый Свет. В этом случае Америка, сохраняя часть присутствия в Европе, могла бы использовать свои сравнительные преимущества как страны Индо-Тихоокеанского региона для поддержки своих партнеров здесь. Однако Макрон почти прямым текстом упрекнул Вашингтон в неспособности разглядеть «стратегическую взаимозависимость» между конфликтами в Европе и напряженностью в Азии.

На сегодняшний день, Америка оказывается в межеумочном положении. Вашингтон «разрывается» между Европой и Азией, не желая окончательно терять контроль над первой, в случае дальнейшего сокращения своего военного присутствия, но и не имея достаточных ресурсов для быстрого усиления своего потенциала в АТР. Тем временем Старый Свет, всё меньше доверяет американским гарантиям и стремится защитить свои интересы не только у себя дома, но и в Азии. В последние годы, Франция, Германия, Италия и Великобритания всё чаще участвуют в крупномасштабных военных учениях с азиатскими партнерами и направляют в регион военные корабли. Совсем недавно Франция, впервые за более чем 50 лет, отправила авианосную ударную группу в Тихий океан. И эти показные военные эскапады тоже весьма напоминают проблемы ресурсов и реальных возможностей США.

Перспектива реконфигурации сферы безопасности в АТР «без участия США» едва ли устроит Трампа. Но и сохранять нынешние масштабы военного присутствия становится всё труднее. Лозунг «Америка прежде всего» подразумевает, и Хегсет не преминул напомнить об этом в Шангри-Ла, приоритет в обеспечении безопасности собственной территории. На следующий финансовый год Белый дом запросил у Конгресса уже 1 трлн. долларов на военные нужды. И в первую очередь, речь идет о новых крайне дорогостоящих программах, призванных обеспечить собственную безопасность, вроде попытки вернуться к идее создания «противоракетного купола» над всей территорией США.

Но в таком случае, необходимо, как в Европе, переложить еще большую долю бремени расходов на пребывание американских войск и местные программы развития вооруженных сил на страны региона. Однако совокупные расходы на оборону основных союзников США в Азии (Австралии, Японии, Филиппин, Южной Кореи и Таиланда) составляют менее половины от китайских. А существующие планы по наращиванию обычных вооруженных сил направлены, в основном, на дополнение американской мощи, а не на ее замену.

Некоторые в Вашингтоне уже не первый год предлагают подключить НАТО, которая официально определила Китай как «вызов безопасности» еще в 2022 году. В октябре прошлого года высокопоставленные представители Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи и Японии впервые приняли участие во встрече министров обороны стран НАТО в Брюсселе. Однако Североатлантический альянс ограничен географически - 6-й статьей устава, политически - большинство европейских стран не готовы поддерживать военные усилия по не очень понятному им «сдерживанию КНР» на далеком театре военных действий, и военно-технически – большинство членов блока не располагает востребованным в условиях АТР военно-морским и военно-воздушным потенциалом.

Хотя география Азии «представляет собой сложный узел взаимных претензий и средоточие кризисов», большинство стран АТР не воспринимают Пекин как экзистенциальную угрозу. Но при этом и перспектива «большой сделки» между Вашингтоном и Пекином их также настораживает. Многие региональные лидеры выражают обеспокоенность тем, что углубление военного участия американцев, как и европейцев, в региональных делах может не только заставить их выбирать сторону, но и разделить Азию на соперничающие блоки. Эти опасения подпитываются наследием европейского колониализма и западной интервенции в регионе, а также беспокойством по поводу «разрушительной милитаристской культуры» Запада.

Лихорадочные попытки «оптимизации» наличного американского контингента в АТР лишь подтверждают мнение об импульсивности и непредсказуемости политики администрации Трампа. Страны АТР всё отчетливее осознают, что им предстоит корректировать стратегию по мере того, как Соединенные Штаты «уходят в себя» и меняют подход к альянсам. И им становится все более очевидным, - чтобы снизить зависимость от зигзагов политического курса теряющего почву под ногами экс-гегемона, необходимо партнерство со всеми державами, заинтересованными в развитии конструктивных взаимовыгодных связей.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.kommersant.ru/doc/7640335

[ii] https://english.hani.co.kr/arti/english_edition/e_international/1138075.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати