ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Корейский полуостров в контексте российской специальной операции на Украине

13:27 03.08.2022 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: waronline.org.

На площадке Международного дискуссионного клуба «Валдай» состоялось обсуждение ситуации на Корейском полуострове. Дискуссия приурочена к выходу Валдайского доклада «Возвращение истории. Холодная война как руководство по современным международным кризисам».

Смогут ли в обозримом будущем КНДР и Республика Корея заключить долгожданный мир? Как международное сообщество может способствовать разрядке между странами? На эти вопросы в ходе дискуссии ответили ее российские и корейские участники.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Корея (2005-2009), вице-президент Российского совета по международным делам (РСМД) Глеб Ивашенцов отметил, что проведение Россией специальной военной операции на Украине совпало с обострением ядерной проблемы на Корейском полуострове. По словам дипломата, за последние годы Северная Корея существенно усилила свой ядерный потенциал. Испытание Пхеньяном баллистических и сверхзвуковых ракет серьезно взволновало экспертное сообщество. За 2021 году КНДР испытала 31 ракету, что превысило прежний рекорд 2019 года, в котором было запущено 25 ракет.

При этом риторика Пхеньяна на фоне украинского кризиса стала еще более жесткой. Прежде северокорейское руководство не заявляло, что ядерное оружие может быть применено против Южной Кореи. Изначально ядерная программа разрабатывалась не против Сеула, а для защиты от потенциального удара ракетного удара США в случае начала новой войны на Корейском полуострове. Теперь ситуация начала меняться. Госсекретарь США Энтони Блинкен предсказуемо заявил, что США будет оказывать давление на Пхеньян до тех пор, пока он не откажется от проводимой политики. В Сеуле также грозят КНДР более жесткими санкциями.

Несколько иначе формирует свою позицию в отношении КНДР Китай. На нее влияет постоянно усиливающаяся конфронтация с США. В этих условиях поддержка Северной Кореи является стратегическим интересом Пекина. Китайская элита не видит в ядерной программе КНДР угрозы для себя.

В свою очередь, российская позиция по ядерной программе КНДР обусловлена двусторонними отношениями Москвы с Пхеньяном и Сеулом. С самого начала специальной военной операции на Украине Республика Корея поддержала США и их союзников и выступила в ООН с осуждением действий России. Кроме того, Сеул ввел против Москвы санкции по аналогии с теми, которые уже были введены в Евросоюзе. Но при этом Южная Корея воздержалась от введения рестрикций против конкретных лиц, поскольку хочет избежать прямого конфликта с Россией по соображениям политического и экономического характера.

Напротив, КНДР стала одной из немногих стран, которые высказались в поддержку российской военной операции на Украине, в том числе на площадке ООН. Пхеньян признал Донецкую и Луганскую Народные Республики. Эти факторы, по словам Г.Ивашенцова, не могут не учитываться Россией.

«Республика Корея представляет собой наиболее слабое звено в противостоящем России сообществе государств, поэтому необходимо по возможности избегать конфликтов с Сеулом. Что же касается КНДР, то нужно не столько поддерживать санкции против нее, сколько наоборот, поощрить Пхеньян. Можно привлечь северокорейских рабочих на стройки Дальнего Востока, а возможно и к восстановлению разрушенной инфраструктуры Донецкой и Луганской народных республик. Важно помнить: никакие угрозы или обещания внешнеполитических послаблений не заставят Северную Корею отказаться от ядерной программы, поскольку в ее осуществлении они видят залог собственной стратегической безопасности», - заметил Г.Ивашенцов.

Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Республике Корея Андрей Кулик напомнил, что в следующем, 2023 году, исполнится 70 лет со дня окончания войны на Корейском полуострове, в которой столкнулись интересы сверхдержав и жертвами которой за три года стали 2,5 млн. человек. В этой войне победителей не было, и по сути дела конфликт был заморожен на несколько десятилетий. Однако в начале XXI века КНДР получила статус де-факто ядерной державы. Предпринимались попытки урегулирования, но большинство из них окончились безрезультатно. Правда, в 2017 году, когда ситуация на Корейском полуострове стала особенно напряженной, российская сторона предложила «дорожную карту» по урегулированию межкорейских противоречий, чтобы обеспечить мир и стабильность в регионе.

Надеждам на урегулирование в очередной раз не суждено было осуществиться. В 2018 году было подписано Сингапурское соглашение и ряд деклараций между корейскими государствами, но к концу года, когда США настояли на первоочередности денуклеаризации Корейского полуострова, ситуация зашла в тупик. Ситуация осложнилась еще и тем, что Вашингтон по-прежнему стремится к ликвидации северокорейского режима с помощью санкций и отходить от этой линии, по-видимому, не собирается. Соответственно, и Пхеньян вряд ли откажется от своих планов по усовершенствованию и наращиванию своего ядерного потенциала.

Директор Азиатско-Тихоокеанского центра, профессор Высшей школы международных исследований Ханьянского университета Гу Хо Ом предположил, что в ближайшее время военная напряженность в отношениях между двумя Кореями будет нарастать. Администрация нового президента Республики Корея Юн Сок Ёля намерена вновь поднять вопрос о правах человека в Северной Корее. Эксперт отметил, что отношения Сеула и Пхеньяна стали заложниками новой холодной войны, в которую вовлечены США, Россия и Китай. Тем не менее, определенные перспективы урегулирования конфликта в рамках международного подхода по-прежнему существуют. Как считает Гу Хо Ом, заключение так называемого ядерного соглашения низкого уровня. Оно может быть достигнуто и реализовано в кратчайшие сроки даже при низком доверии между США и Северной Кореей. Смысл его в том, что, если Северная Корея демонтирует ядерный объект в Йонбёне, то США одновременно ослабят санкции против КНДР.

«Президент Юн Сок Ёль сказал, что если Северная Корея будет двигаться в сторону денуклеаризации, то отношения будут налаживаться. Он выдвинул принцип – держать дверь открытой, но реагировать на эскалацию», - подчеркнул Гу Хо Ом.

Доцент кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков МГИМО МИД России, эксперт РСМД Илья Дьячков заметил, что ситуация на Корейском полуострове характеризуется высокой степенью стабильности в долгосрочной перспективе, но стабильность эта — острая и довольно неспокойная. Она усугубляется тем, что у противоборствующих сторон почти нет каналов для политического общения.

«Мы видели обострение ситуации в 2022 году, когда в течение всей весны Северная Корея и Южная Корея обменивались ракетными пусками. Политическое общение свелось к обмену сторон острыми заявлениями. Крайне необходимо изменить парадигму взаимодействия в регионе, но это очень сложная задача», - отметил ученый.

И.Дьячков не согласился с привязкой перспектив ракетно-ядерной программы КНДР к внешним факторам, особо подчеркнув, что в Северной Корее намерены продолжать свои разработки в любых обстоятельствах, считая их гарантией выживания страны. «Выходом могло бы стать превращение переговоров по ядерному вопросу в переговоры об ограничении вооружений. Но это автоматически означало бы признание ядерного статуса Пхеньяна и переговоры на равных, а на это ни в Вашингтоне, ни в Сеуле пойти не могут», - резюмировал И.Дьячков.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати