ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Нестратегический треугольник» в Восточной Азии

14:26 31.03.2025 • Олег Парамонов, Старший научный сотрудник Центра японских исследований ИКСА РАН

Администрация Джо Байдена весьма преуспела в выстраивании так называемых «Стратегических треугольников» (AUKUS, США-Япония-Южная Корея, США-Япония-Филиппины, США-Япония-Австралия). Вместе с тем, в период его каденции, и в Токио, и в Сеуле с тревогой наблюдали за увеличением шансов Дональда Трампа вернуться в Овальный кабинет. Общий рост влияния на американскую политику представителей её изоляционистского «крыла», бессилие коллективного Запада в отношении сотрудничества Москвы и Пхеньяна в военной сфере, также не добавляли оптимизма региональным союзникам США. В результате, в последний год своего президентства Джо Байден получил от них не очень приятный «подарок». Весной 2024 года состоялся перезапуск уже «подзабытого» формата трёхсторонних саммитов Китай-Япония-Южная Корея.

Здесь следует уточнить, что Китай на подобных саммитах традиционно представляет не политический лидер страны, а глава правительства (Ли Цян), 27 мая в Сеуле с ним встретились президент Южной Кореи Юн Сок Ёль и бывший в то время главой правительства Японии Фумио Кисида. Участники встречи обходили острые темы, обсуждали, в частности, условия для инклюзивной и недискриминационной торговой и инвестиционной среды, борьбу с инфекционными заболеваниями, проблемы здравоохранения и стареющего общества, гуманитарные обмены и т.д. Из конкретного стоит упомянуть согласие на возобновление начатых еще в 2012 г. переговоров по трехсторонней зоне свободной торговли. Затронули и региональную безопасность, но об этом ниже. Однако, главной тогда была не содержательная часть, а символическая[1]. Азиатские державы показали, что могут обсуждать региональные вопросы без особой оглядки на англосаксов.

Вообще первая встреча лидеров в формате Китай-Япония-Южная Корея состоялась ещё в 2008 году, во времена мирового финансового кризиса, и была посвящена обсуждению возможностей взаимной поддержки экономик трёх стран. Далее саммит проходил ежегодно. Однако, из-за визита японского премьера Синдзо Абэ в храм Ясукуни в 2013 году регулярно саммиты уже не проводились (были встречи в 2015, 2018, 2019 годах).

Однако, в новой ситуации трёхсторонний диалоговый формат, предполагающий, помимо саммитов, также и встречи на министерском уровне, снова выглядит востребованным. Так, 22 марта в Токио встретились главные дипломаты Японии (Такэси Ивая), Китая (Ван И), Южной Кореи (Чо Тхэ Ёль), чтобы обсудить сотрудничество в сфере взаимной торговли, региональную безопасность, другие темы. Главные дипломаты занимались «окучиванием корней» с целью поиска точек соприкосновения в Восточной Азии на фоне эскалации глобальной неопределенности. Важной темой стала подготовка следующей встречи на высшем уровне, которая, как ожидается, состоится в Японии в текущем году.

Такэси Ивая, открывая встречу, произнёс следующие слова: «учитывая все более тяжелую международную ситуацию, я считаю, что мы, возможно, действительно находимся на поворотном этапе истории». Его китайский коллега напомнил, что в этом году отмечается 80 лет со дня окончания Второй мировой войны, отметив, «что только честно глядя в глаза истории, мы можем лучше строить будущее»[2].

Рассуждая о предпосылках к наметившейся активизации трёхстороннего трека, целесообразно отметить следующие обстоятельства. Китай активно использует ситуацию, когда Дональд Трамп своей непоследовательной политикой во многом «распахивает ему двери» для выстраивания более тесных связей со странами, традиционно связанными с Вашингтоном. В Южной Корее президент Юн Сок Ёль, с которым ассоциируется разворот южнокорейской политики в сторону Кэмп-Дэвида, ожидает решения Конституционного суда по вынесенному ему импичменту. Вместе с тем, во многом благодаря его усилиям произошли разморозка и последующее потепление в отношениях Японии и Южной Кореи, что может оказаться полезным для трёхстороннего формата с участием Китая. В Пекине также могут опасаться дальнейшей нуклеаризации Восточной Азии. Администрация Юн Сок Ёля ранее «заигрывала» с идеей обладания собственными средствами ядерного сдерживания. Министерство энергетики США ещё при Джо Байдене даже внесло Южную Корею в список «чувствительных стран», одним из критериев включения в который являются риски для ядерного нераспространения. Примеру Южной Кореи тогда может последовать и Япония[3]. Для Поднебесной сейчас скорее тактически выгоднее держать Сеул и Токио «поближе к себе». К слову, одной из скорее косвенных, но весьма важных причин приостановок проведения саммитов в предшествующие периоды было недовольство Токио тем, что в них не принимал участие политический лидер Китая (Си Цзиньпин). Однако, теперь японская сторона, похоже, не видит проблемы в представительстве уровня главы правительства.

Тем не менее, глубокие разногласия остаются. Проведение трёхсторонних саммитов и других мероприятий не отменяют того факта, что на территории Японии и Южная Корея находятся тысячи американских военнослужащих. Эти страны разделяют мнение американского политикума о том, что Китай, будучи второй по величине экономикой в мире, должен восприниматься как «экзистенциальная угроза».

Кроме того, Пекин расходится во мнениях с Токио и Сеулом по такому вопросу, как реагирование на ракетно-ядерную программу КНДР. Хотя в итоговых документах состоявшегося в прошлом году саммита содержался призыв к денуклеаризации Корейского полуострова, формулировки были скорее абстрактными, без упоминания КНДР. Похожие выражения были использованы и при оценке результатов министерской встречи её участниками. Несмотря на заинтересованность Китая в сохранении ядерного нераспространения, в Пекине прекрасно понимают, что в текущих условиях защита собственного суверенитета стоит для Пхеньяна весьма остро.

В ситуации, когда Дональд Трамп уклонился от чёткого ответа на вопрос, будут ли США защищать Тайвань, ситуация вокруг самоуправляемого острова становится ещё более серьёзным источником «головной боли» для Токио. Серьёзная военная эскалация в Тайваньском проливе создаст серьёзные риски для безопасности отдалённых японских островов, а также для свободы судоходства, от которой критически зависит экономическая безопасность Японии.

Кроме того, новый источник противоречий связан с отношением трёх стран к конфликту вокруг Украины. Если из Сеула смотрят на него в первую очередь в контексте военного сотрудничества Москвы и Пхеньяна, то в Токио рассматривают данные конфликт в более широком ракурсе, повторяя при этом слоганы про «мировой порядок, основанный на правилах», «Украина сегодня может стать Тайванем завтра» и прочее.

«Что касается ситуации на Украине, я подчеркнул необходимость того, чтобы международное сообщество объединилось и заявило, что любые попытки в одностороннем порядке изменить статус-кво силой не будут допускаться нигде в мире», — заявил Такэси Ивая журналистам 22 марта. Но так похоже уже не думают даже в Вашингтоне, с которым ранее японские политики всегда «сверяли часы».

Однако, встреча главных дипломатов в Токио не обошлась и без скандалов. 21 марта Такэси Ивая, Ван И, Чо Тхэ Ёль получили совместную аудиенцию у Сигэру Исибы. А на следующей неделе (24 марта) Япония потребовала от китайской стороны опровержения её заявления о том, что премьер-министр Сигэру Исиба в ходе встречи с Ван И заявил, что он «уважает позиции, выработанные китайской стороной». Секретарь кабинета министров Японии Ёсимаса Хаяси заявил, что китайской стороне выражен протест и попросил немедленно удалить «неточное утверждение». Го Цзякунь, официальный представитель МИД Китая, дал комментарий к протесту Японии. «Разве это не является нормальным, когда страны уважают позиции друг друга при взаимодействии?»[4]. С подобной логикой спорить сложно.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/trekhstoronniy-sammit-kitaya-yaponii-i-yuzhnoy-korei/

[2] https://dnyuz.com/2025/03/22/japan-hosts-china-south-korea-foreign-ministers/

[3] https://www.japantimes.co.jp/commentary/2025/03/25/world/south-koreas-political-drama/

[4] https://hongkongfp.com/2025/03/24/japan-china-in-new-spat-after-3-way-talks-involving-south-korea/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати