ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Возобновится ли американо-северокорейский диалог после Трампа?

10:48 21.12.2020 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Вопрос закономерный и даже назревший, когда внесена окончательная ясность в результаты американских президентских выборов, а команда избранного президента Байдена готова приступить к работе по ключевым направлениям внешней политики США, включая отношения с Северной Кореей. Как известно, диалог США и КНДР был приостановлен в феврале 2019 г., после того как переговоры Дональда Трампа и Ким Чен Ына в Ханое не принесли результатов. А последовавшая пандемия коронавируса вообще «заморозила» всю дипломатическую активность.

Ход и суть вышеупомянутых переговоров весьма лаконично сформулировал В. Павленко: «Пхеньян интересуют два вопроса: снятие торгово-экономических санкций, введенных США, а также американские гарантии безопасности. Запустив переговоры по собственной инициативе, Трамп пытался использовать сам факт их ведения с Ким Чен Ыном как преференцию Северу и ни о чем конкретном, кроме одностороннего отказа КНДР от ядерного оружия, договариваться не спешил. Но он не просчитал Кима, которому потребовалась жесткая конкретика, и вот ее-то Трамп обеспечить не смог».[1]

Пауза в американо-северокорейских переговорах явно затянулась. Уже на исходе работы администрации Трампа, с зондажным визитом в Сеул прибыл первый заместитель госсекретаря США Стивен Бигэн, занимавший пост спецпредставителя президента Трампа по связям с КНДР. Он провел переговоры с министром иностранных дел Республики Корея Кан Ген Хва, которая призвала будущую администрацию Байдена, вне зависимости от того, будет он лично заниматься ядерной проблемой или нет, продемонстрировать политическую волю.

Перед новой администрацией явно возникнет «развилка», которую весьма точно охарактеризовал Associated Professor университета Кукмин (Сеул) Андрей Ланьков: с одной стороны, избранный президент не раз критиковал попытки Трампа улучшить отношения с Северной Кореей без гарантий ядерного разоружения. С другой - в кадровом резерве Байдена и связанном с ним экспертами укрепляется осознание того, что время надежд на полное ядерное разоружение Северной Кореи прошло, и сейчас следует думать не о разоружении, а о контроле над уже имеющимся ядерным арсеналом.[2]

Если переговоры возобновятся, и американская сторона пойдет на упомянутый компромисс, то единственно востребованным станет подход, сформулированный в рамках консолидированной российско-китайской позиции, отраженной в совместном заявлении министров иностранных дел двух стран от июля 2017 г. Он предусматривает формулу «заявление в обмен на заявление, действие в обмен на действие» - то есть, готовность США к поэтапному снятию санкций Совета безопасности ООН в обмен на поэтапные действия Пхеньяна по сворачиванию своей ракетно-ядерной программы.

И здесь автор уже не может согласиться с А. Ланьковым и теми, кто также считает, что все находится в руках Пекина, который может контролировать действия Пхеньяна, а Москва лишь следует в фарватере китайской политики, поскольку не располагает столь же мощными торгово-экономическими рычагами воздействия.

Все не так линейно и просто, и вряд ли кто-то может полностью контролировать действия северокорейской стороны в нужном для себя направлении. Значения многосторонней дипломатии (на которую Д. Байден, по его словам, намерен опираться), включая усилия «внешних гарантов» корейского урегулирования, среди которых всегда была Россия, никто не отменял.

Не случайно на переговорах с С. Биганом, говоря о международном значении денуклеаризации, Кан Ген Хва упомянула о шестистороннем формате северокорейского урегулирования, призвав задействовать потенциал международных посредников. В работе этого формата Россия всегда играла активную роль, возглавляя рабочую группу по разработке механизмов многостороннего сотрудничества.

И если избранный президент Байден действительно захочет содействовать разрешению северокорейской проблемы, ему придется опираться не только на американских союзников в регионе (Японию и Республику Корея), но и на партнерские отношения с Россией и Китаем, постоянных членов Совета безопасности ООН.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] «Подлежит ли реанимации диалог США – КНДР, или Зачем Бигэн ездил в Сеул», https://regnum.ru/news/polit/3139549.html

[2] «Ким без Трампа. Что ждет США и Россию на Корейском полуострове», https://carnegie.ru/commentary/83400

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати