ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Корейский полуостров - соревнование «брони и снаряда»

10:54 10.10.2022 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

За последние несколько дней КНДР провела несколько запусков баллистических ракет. Так, запущенная утром 4 октября ракета, по мнению минобороны Японии, является баллистической ракетой среднего радиуса действия «Хвасон-12». При этом была достигнута рекордная для северокорейской ракетной программы дальность в 4 600 километров. Ракета пролетела над префектурой Аомори и упала примерно в 3 200 км от Японии. Испытания продемонстрировали, что теперь в зоне досягаемости северокорейских ракет находится остров Гуам, являющий «хабом» Пентагона в Индо-Тихоокеанском регионе. На острове, в частности, расположена база стратегических бомбардировщиков «Андерсен». 4 октября в Японии была впервые с 2017 г. задействована национальная система оповещения населения J-Alert, приостанавливался железнодорожный траффик. В районах траектории полёта ракеты население призывали перейти в подвалы и другие укрытия. Генеральный секретарь кабинета министров Хирокадзу Мацуно заявил, что «Силы самообороны полностью контролировали и отслеживали запуск», пояснив, что «мер по перехвату не предпринималось, поскольку не ожидалось причинение ущерба японской территории»[1].

Судя по всему, Пхеньян этими запусками хотел дать ответ на состоявшиеся в конце сентября крупномасштабные учения ударной авианосной группы во главе с атомным авианосцем «Рональд Рейган» у Корейского полуострова, в которых участвовали также боевые корабли Японии и Южной Кореи. Кроме того, ещё одна цель Пхеньяна может состоять в том, чтобы сделать вопрос о политике Вашингтона в отношении КНДР заметной темой избирательной кампании промежуточных выборов в США.

После запуска «Хвасон-12» «Рональд Рейган» экстренно вернулся в международные воды Японского моря для участия в заявленных на 6 октября новых совместных учениях по перехвату условной баллистической ракеты КНДР и «в знак готовности союзников противостоять провокациям КНДР»[2]. Пхеньян отреагировал быстро и дерзко - уже утром 6 октября были запущены ещё две баллистические ракеты малой дальности, пролетевшие 350 и 800 километров соответственно на максимальных высотах от 50 до 100 км и упавшие в Японском море. Хотя во время новых запусков не было достигнуто «рекордных показателей» дальности, высоты и т.д., обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Одна из ракет, по-видимому, была запущена по «нелинейной» траектории. Если это подтвердится, то речь уже пойдёт о появлении у Пхеньяна ракет, предназначенных для уклонения от систем ПРО.

Япония приняла решение о сотрудничестве с США в сфере противоракетной обороны в 1998, после того, как северокорейская ракета «Тэпходон-1» пролетела над территорией страны. С тех пор ситуация вокруг японо-американской ПРО и ракетно-ядерной программы КНДР стала новым вариантом соревнования «брони и снаряда». При этом, если в конце XIX и начале XX столетия подобные соревнования происходили с переменным успехом, то здесь можно утверждать о серьезном прогрессе Пхеньяна на этом направлении. У Вашингтона и его союзников уже нечего противопоставить намерениям северокорейского лидера, в начале 2021 г. пообещавшего создать более совершенные ядерные заряды и средства доставки, тактические ядерные бомбы и твердотопливные ракеты. Всего в общей сложности только в этом году Пхеньян произвёл более 20 ракетных пусков.

Внятного военного ответа на подобные планы, кроме как спешно «гонять» атомные авианосцы по просторам Индо-Пацифики, у Пентагона, похоже, нет.  Что касается дипломатических инструментов, то в ситуации, когда США пытались в мае добиться принятия более жёстких санкций в отношении Пхеньяна, последний дал понять, что не намерен отступать. При этом Россия и Китай воспользовались правом вето при голосовании по резолюции США об усилении санкций[3].

В итоге, мы имеем дело с очередным провалом стратегии США в отношении Корейского полуострова, а также с новым подтверждением низкой эффективности долгосрочной санкционной политики в современных условиях, особенно в отношении «де факто» ядерной державы. 8 сентября Верховное народное собрание КНДР приняло закон «Закон о политике КНДР в отношении ядерных вооруженных сил». Согласно его положениям, в случае конфликта, если Северная Корея почувствует угрозу, глава государства Ким Чен Ын может отдать приказ о нанесении ядерного удара «для уничтожения сил врага».

Вместе с тем, США надеются на некоторое улучшение  ситуации вокруг Корейского полуострова, посчитав, что в текущих условиях могут возникнуть новые предпосылки для потепления в отношениях между Токио и Сеулом. Подобные ожидания потенциально связаны и с личными взглядами избранного в марте президента Южной Корей Юн Сок Ёля, призывавшего в ходе своей выборной кампании к поиску комплексного решения проблем в отношениях с Японией, которую он считает страной, разделяющей ценности либеральной демократии и рыночной экономики. 

Так, Фумио Кисида Кисида  6 октября провел свой первый телефонный разговор Юн Сук Ёлем с момента инаугурации южнокорейского президента (в мае 2022 г.), чтобы подтвердить важность сотрудничества в области безопасности между их странами[4].

Фумио Кисида при этом заявил, что они «решительно осудили» ракетные испытания КНДР как нарушение резолюций Совета Безопасности ООН, добавив, что Япония и Южная Корея будут «продолжать внимательно следить за тем, предпринимает ли Пхеньян дальнейшие провокационные действия, включая седьмое ядерное испытание». Схожие комментарии состоявшейся беседы прозвучали и со стороны Канцелярии президента Южной Кореи[5].

При этом становится все более очевидным, что любым формам кооперации между Токио и Сеулом по северокорейскому досье в Вашингтоне хотели  постепенно придать антикитайский, и, возможно, даже, антироссийский вектор. Помимо военной кооперации Сеула и Токио, в Вашингтоне были бы рады их сотрудничеству в выстраивании цепочек добавленной стоимости в обход Китая. Новые риски для международной безопасности создаёт и то обстоятельство, что японский премьер и южнокорейский президент, столкнувшись с серьёзным снижением рейтингов среди избирателей, могут попробовать использовать повестку «внешней угрозы» для укрепления своих позиций.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 


[2] https://www.interfax.ru/world/866595

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати