ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Специальная военная операция на Украине: факторы героизма и патриотизма

10:47 29.07.2022 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: regionorel.ru.

В Москве состоялся круглый стол Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Героизм участников специальной военной операции — один из главных факторов роста поддержки действий российской армии на Украине». Эксперты обсудили причины и факторы поддержки СВО, а также героизм россиян в прошлом и настоящем. 

По последним социологическим данным, представленным ВЦИОМ, решение о проведении специальной военной операции России на Украине поддерживают 72% россиян. Во многом это связано с историями конкретных героев СВО, людей, совершающих экстраординарные поступки в волонтерской и гуманитарной деятельности.

Директор Института новейших государств Алексей Мартынов отметил, что поддержка армии традиционно велика в нашей стране. «Для нас всех было бы странно, если бы ситуация выглядела иначе в ситуации, когда перед нашими вооруженными силами была поставлена задача по защите республик Донбасса, демилитаризации и денацификации агрессивного политического режима на территории соседней Украины. Для России армия – это особый, государствообразующий институт. На протяжении всей тысячелетней истории отношение к службе в армии было особым. Самая протяженная сухопутная граница, агрессивная внешняя среда, постоянные угрозы безопасности и захвата противниками тех или иных территорий способствовала этому отношению. Исключением стали первые постсоветские годы, когда оно отчасти претерпело изменения», - пояснил А.Мартынов.

Особое внимание А.Мартынов уделил реакции крупнейших западных медиа на активную поддержку СВО российскими гражданами. «В основном они по этому поводу негодуют, искренне не понимая, почему так происходит. Они смотрят на нашу социологию, проводят свои исследования (насколько, конечно, можно говорить об их объективности), и понимают, наконец, что подавляющее большинство граждан нашей страны действительно поддерживают решение о проведении специальной военной операции. По этому поводу выстраиваются самые разные версии – вплоть до предположений о том, что у русских некое «искаженное сознание». При этом наши оппоненты не понимают главного: русские не поддерживают войну как таковую. Более того, у нас колоссальный исторический опыт пережитых нами войн. И именно потому, что мы против войны, проходит специальная военная операция по демилитаризации опасного режима на Украине. Подавляющее большинство наших граждан это хорошо понимает. Напротив, на Украине уже восемь лет подряд идет гражданская война. Для того, чтобы это остановить и прекратить, принести мир хотя бы на территорию республик Донбасса, проводится СВО», - заявил А.Мартынов.

Среди участников круглого стола были и те, кто с первых дней СВО помогали жителям освобожденных территорий, размещая их на пунктах временного размещения и снабжая всем необходимым. Депутат Государственной Думы Игорь Кастюкевич отметил, что подлинными гарантами безопасности становятся обычные военные, врачи, волонтеры, простые жители, которые оказывают помощь соседям и пострадавшим. «До начала специальной военной операции нередко можно было услышать вопрос: на чьих примерах воспитывать молодежь, вокруг каких ценностных ориентиров ее объединять. Теперь такими вопросами никто не задается. Время и жизнь сами диктуют условия и формируют героев, на которых стоит равняться», - отметил он.

Директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты России Максим Григорьев подчеркнул, что специальная военная операция проводится совместными усилиями российских военных и их коллег из Луганской и Донецкой народных республик. По словам эксперта, на территориях ДНР и ЛНР наблюдается крайне высокий уровень поддержки российских вооруженных сил. Это происходит из-за крайне тяжелых условий, в которых местных жителям приходилось жить на протяжении последних восьми лет. В частности, согласно данным, приведенным М.Григорьевым, более 80% жителей Мариуполя считают нынешний политический режим в Киеве неонацистским, 74% - незаконным, а негативное отношение к действующему президенту Украины Владимиру Зеленскому преобладает у 90% опрошенных. При этом 84% одобряют присутствие российских войск на своей территории, а 78% жителей города поддерживают начало специальной военной операции. «Большинство воспринимает действия российской армии и ее союзников ДНР и ЛНР как освобождение», - подчеркнул М.Григорьев.

Член Общественной палаты России Елена Истягина-Рудакова напомнила, что формирование образа героя в нашей стране нередко было частью государственной политики, что является общемировой практикой. В частности, образ героя в Советском Союзе был связан не только с военной доблестью, но и, например, со спортивными достижениями. После распада СССР произошла целенаправленная дегероизация прежних образов, и новыми ориентирами стали фигуры с низкими моральными качествами. В свою очередь, среди современной молодежи стало модно под влиянием массовой поп-культуры считать «себя своим героем». Этот образ является максимально отдаленным от образа настоящего героя. По мнению А.Истягиной-Рудаковой, эту проблему необходимо решать «здесь и сейчас». Для этого необходимо проведение комплексную и межведомственную работу по формированию современного образа героя, который должен быть «пропущен» через массовую культуру и систему образования.

Политолог, эксперт Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Александр Рудаков развил мысль своего коллеги. По его словам, культ героев глубоко укоренен в российском культурном коде. После принятия христианства представление о героизме было связано со служением Богу и религиозным подвижничеством. Во времена Российской империи получили развитие светские представления о героизме, а важнейшим событием стало учреждение в 1769 году офицерского ордена святого Георгия Победоносца. В советскую эпоху представления о героизме стали одной из важнейших составляющих гражданского самосознания. После развала СССР представления о героизме подверглись серьезной эрозии. Однако в начале XXI века Россия начала возвращаться к традиционным представлениям о ценностях. «В дни проведения специальной военной операции, когда российские солдаты и офицеры сражаются за освобождение Донбасса, тема героизма снова входит в нашу жизнь. Каждый день мы узнаем о подвигах наших воинов, среди которых – люди разных возрастов, званий, национальностей и вероисповеданий», - подчеркнул он.

По словам А.Рудакова, для современной западной культуры представления о героях носят инструментальный характер, то есть героем, строго говоря, можно назначить кого угодно: «Этот подход в нашей культуре невозможен. Россия – страна подлинных, а не фейковых героев. Герои задают этическую планку всему обществу, демонстрируют тот моральный идеал, который придает нашей жизни высший духовный смысл», - пояснил он.

Директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин продолжил тему актуальности героизма в массовом сознании. В частности, он напомнил, что в 2020 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос на тему «Современный герой», в котором первое место занял врач (49%), а последующие – сотрудник МЧС (47%), военный (31%). Среди остальных позиций опрошенные указали профессии учителя, полицейского и волонтера.

Эксперт высказал мнение, что ответственность за формирование героических образов во многом несут система образования и культуры, которые по-прежнему имеют недостатки. «Чтобы поддерживать наше отношение к героям, нужны правильные, в том числе, и телевизионные проекты. В противном случае мы не сможем, имея такую давнюю и массовую традицию подделки и имитации, особенно свойственную нашим сериалам, массовые культуры подделки, исправить тот вред, который наносится массовому сознанию, и воздавать должное нашим современным героям, которые сейчас участвуют в специальной военной операции», - подчеркнул он.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати