ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Стресс-тесты экономики и финансов КНР - к чему готовится Пекин?

12:06 11.05.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

По данным британской The Guardian, руководство КНР распорядилось провести комплексные «стресс-тесты» финансовой системы и ключевых экономических институтов страны. Цель – определить их устойчивость и работоспособность на случай введения западными странами широкомасштабных санкций, аналогичных нынешнему удару по России.[i]

По данным источника The Guardian, «непосредственно осведомленного о вопросе», стресс-тесты начались еще в конце февраля – начале марта. Практически сразу, после объявления первых «беспрецедентных по масштабам пакетов» санкционных мер против России. Ряду ведущих государственных ведомств КНР – от банковского регулятора до ответственных за внешнюю торговлю, было дано указание представить проекты мер, которые потребуется предпринять в случае, если Китай столкнется со столь же значительной кампанией санкций со стороны западных экономик.

По данным источника, руководство КНР не пояснило причин проведения проверки, беспрецедентной по масштабам. Официально, речь идет о «естественной реакции» Пекина ввиду тесного характера китайско-российского сотрудничества в последние годы. «Второй источник», «пожелавший остаться анонимным», заявил, что китайские дипломаты в последние несколько недель также проводят встречи с экспертами, призванные сформулировать понимание возможного развития событий в конфликте вокруг Украины.

Тун Чжао (Tong Zhao), старший научный сотрудник пекинского филиала американского Центра Карнеги отметил в интервью The Guardian, что, с точки зрения руководства КНР, раз уж ведомая США западная коалиция предпринимает столь жесткие меры в отношении России, она могла бы сделать то же самое и по отношению к Пекину. Поэтому необходимо точно выяснить, насколько китайская финансово-экономическая сфера устойчива к внешнему давлению. По мнению Чжао, нынешние стресс-тесты являются попыткой Китая понять, каковы могут быть краткосрочные последствия, если Пекин продолжит сотрудничество с Россией. По словам Чжао, охват санкций, введенных Западом против Москвы вызвали у руководства Китая определенное удивление.

Другая причина, побуждающая Пекин проверять устойчивость своей экономики и финансовой системы, состоит, по мнению западных СМИ, в возможной подготовке «атаки на Тайвань». Руководство КНР категорически заявляет, что между событиями вокруг Украины и «тайваньским вопросом» нет никакой связи. Пекин рассматривает остров, провозгласивший независимость от материкового Китая в 1949 году, как одну из своих провинций. Официально, Вашингтон поддерживает принцип одного Китая. Тем не менее, США объявили КНР «главной угрозой» для всего Индо-Тихоокеанского региона. Тайвань, в свою очередь, рассматривается как «инструмент сдерживания». Для чего Тайбэю регулярно поставляют американское оружие. Пекин рассматривает действия США как провокационные и заявляет, что «вопрос Тайваня не терпит вмешательства извне». При этом действия США в данном случае весьма схожи с тем, как нагнеталась антироссийская истерия и агрессия на Украине.

Как сообщает РБК, в начале мая Китай провел очередные по счету военные учения в районах, прилегающих к границам Тайваня. В учениях, проходивших с 6 по 8 мая, приняли участие «военно-морские, воздушные силы и постоянный контингент армии». По мнению члена Совета Федерации Алексея Пушкова, Китай действует в более широком контексте, «готовится к высококонфликтному XXI веку». При этом, «источник конфликтности очевиден, "и он находится не на Востоке"».

По словам Эдварда Фишмана, бывшего советника по экономическим санкциям Джона Керри в бытность последнего главой Госдепартамента, «ни одна страна», включая Китай, не застрахована от тех видов финансовых санкций, которые Запад в настоящее время применяет против России. По мнению Фишмана, западная финансовая система «не имеет хорошей альтернативы», и такое положение дел «будет сохраняться длительное время». 

Британский The Economist приводит мнения экспертов, которые убеждены, что США и их союзники обладают серьезными возможностями для нанесения финансового урона Китаю. По оценкам Эсвара Прашада (Eswar Prasad) из Корнельского университета, Пекин хранит «до двух третей» своих золото-валютных резервах, оцениваемых в 3,2 трлн. долларов США, в государственных облигациях и прочих активах ведущих стран Запада. Если Америка и Европа остановят финансовые операции с Китаем, КНР может потерять доступ к доллару, евро и британскому фунту. Но это спровоцирует серьезнейший мировой кризис. И если Запад после санкций против России уже столкнулся с серьезными экономическими проблемами, то выпад против Китая приведет к катастрофе мировой  экономики.

По данным the Financial Times, 22 апреля представители центрального банка и министерства финансов КНР провели встречу с руководителями местных и иностранных банковских структуру. Речь шла о возможностях КНР защитить свои иностранные активы в случае, если западные страны введут против Китая санкции, аналогичные текущим антироссийским.

По оценкам собеседников The Economist, блокировка активов не позволит Пекину продать резервы, и, тем самым, нанести ответный удар по финансовым системам Америки и Европы. В свою очередь, по мнению западных экспертов, если КНР «атакует Тайвань», то лишь подтолкнет частных инвесторов всего мира скупать государственные бумаги ведущих западных стран в качестве «защитного актива».

Вместе с тем, Китаю также будет, «чем ответить». Пекин, к примеру, мог бы конфисковать активы иностранных инвесторов, сопоставимые по объему с его собственными ЗВР, вложенные в экономику КНР. По данным вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, на конец 2021 года прямые западные инвестиции в КНР достигали 3,6 трлн. долларов, а размер «портфельных» инвестиций, включая акции и облигации, составлял порядка 2,2 трлн. долларов.

В свою очередь западные санкции против коммерческих финансовых институтов Китая создали бы значительную угрозу и банковским структурам Америки и Европы. По данным Совета по финансовой стабильности (the Financial Stability Board), четыре китайских банка входят в число 30 «системно значимых» мировых финансовых учреждений. Удар по этим банкам нанес бы значительный ущерб их западным контрагентам - кредиторам и держателям корреспондентских счетов. Значение банковской системы Китая уже столь велико, что Запад не может гарантировать сохранения финансовой стабильности у себя дома, в случае применения значительных по масштабам санкций против банков КНР.

А что насчет эскалации торговой войны? Во времена Трампа, Вашингтон неоднократно заявлял о намерении дать «достойный ответ» на «усиление Китая» по всем направлениям. США прибегли к эскалации торговой войны с Пекином, и борьба двух ведущих государств мира стала распространяться практически на все области, от международной торговли и экономической дипломатии, до противостояния информационных нарративов. Даже торговое соглашение, подписанное зимой 2020-го, не изменило ситуации принципиально. Наступление пандемии коронавируса превратило Китай в главный объект информационных атак со стороны Вашингтона. Руководство КНР приняло вызов и успешно с ним справилось.

При этом, полагает Фишман, экономический конфликт между странами Запада и КНР, скорее всего, не будет столь же обширным по своим масштабам, как нынешнее столкновение Запада и России. Запад и Китай будут всеми способами бороться за преимущество друг над другом лишь в ряде ключевых, стратегических областей: от передовых технологий до инфраструктуры нового поколения. Речи о попытках нанести сокрушительное поражение экономическому развитию соперника идти не будет.

Удар по внешней торговле КНР станет, одновременно, ударом и по всей мировой торговле, уверен The Economist. Китай уже является ведущим торговым партнером для более чем 120 стран мира. Нарушение торговых связей с Пекином вследствие санкций, введенных Западом, настроит большую часть стран против американцев и европейцев.

Сам Запад также сильно пострадает, что наверняка подорвет его единство и решимость. Доля КНР в импорте США составляет 18 процентов, а в импорте Евросоюза – все 22 процента. Детали и материалы, поставляемые из Китая, играют критически важную роль при производстве многих видов продукции в Америке и Европы. Санкции против предприятий КНР нанесут существенный урон внутреннему производству стран Запада, подорвут их экспорт. Согласно оценке специалистов Венского университета экономики и бизнеса, если США и их союзники сократят импорт из Китая на 90 процентов, их собственный экспорт снизится, по меньшей мере, на 10 процентов.

Многие западные компании критически зависят от доступа на внутренний рынок КНР, крупнейший в мире. К примеру, согласно прогнозу Boston Consulting Group, полный запрет на поставку Китаю полупроводников обошёлся бы фирмам США в 37 процентов их выручки и поставил бы перед угрозой увольнения до 120 тысяч работников. А европейская индустрия предметов роскоши зарабатывает в Китае до 50 млрд. евро в год, которые потеряет, в случае введения санкций, аналогичных антироссийским.

Ситуация в экономике США, третьего по величине торгового партнера Пекина, после ЕС и АСЕАН, становится всё более напряженной. Инфляция достигла наивысших показателей за последние 40 лет. На днях ФРС США провела «самое значительное за последние 20 лет» повышение базовой ставки, а также заявила о планах начать в ближайшее время продажу активов со своего баланса. Тем не менее, многие эксперты по-прежнему опасаются, что американский регулятор либо «недооценивает» инфляционные риски. Либо, напротив, начав «крестовый поход» против инфляции, может своими действиями довести экономику США до рецессии.

Последствия для КНР в текущей ситуации могут носить разнонаправленный характер. Растущая инфляция непосредственно угрожает сохранности китайских инвестиций в американские активы, составляющие, напомним, триллионы долларов, поскольку ведет к их обесцениванию из года в год на огромные суммы. Вместе с тем, если ФРС всерьез возьмется за инфляцию, и будет «по максимуму» ужесточать денежно-кредитную политику, то цены на товарных рынках, в какой-то момент, начнут снижаться. Что облегчит ситуацию для китайской экономики, импортирующей много сырья.

При этом рецессия в Америке, опасения приближения которой выражает всё большее число наблюдателей, способна «сама по себе» серьезно подорвать китайский экспорт. А через него – стабильность экономики КНР в целом.

В аналогичной ситуации роста инфляции в конце 1970-х - начале 1980-ых, США «спаслись» путем резкого подъема учетных ставок. Однако такая политика привела к банкротству целого ряда развивающихся стран, займы которых были номинированы в долларах. В наши дни немало государств, чья экономик уязвима для подъема ставки в США, имеют значительную задолженность перед КНР. Трудности с выплатой долгов, тем более, банкротство таких государств, способно негативно отразится на состоянии и китайских финансов. С другой стороны, укрепление доллара относительно юаня, вследствие роста ставок в США, повысит конкурентоспособность китайского экспорта.

Финансово-экономический симбиоз с Китаем весьма выгоден для многих на Западе. Тем не менее, геополитическая борьба западных стран против Китая разворачивается - пусть медленно, но неуклонно. И пока Запад колеблется между поиском предлога для эскалации и резонов, чтобы ее «отложить», руководство КНР демонстрирует решимость потратить остающееся время с максимальной пользой.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати