Самолет Me-110, на котором летел Рудольф Гесс, потерпел крушение в Шотландии. Фото: Gettyimages.ru.
Заместитель Гитлера по нацистской партии Рудольф Гесс 10 мая 1941 года в одиночку совершил перелет из Германии в Великобританию. Истинная цель этого полета считается одной из главных загадок Второй мировой войны. Во всяком случае документы об этом событии Лондон не рассекретил в полной мере до сих пор. Согласно одной из наиболее распространенных гипотез, Гесс пытался убедить британцев заключить мир с Германией перед ее нападением на СССР, а секретность, которой окружено это событие, объясняется наличием материалов, которые могут скомпрометировать видных политиков, потомки которых до сих пор играют важную роль в британском истеблишменте.
Российский историк спецслужб, кандидат философских наук Владимир Макаров утверждает, что полет идеолога НСДАП, ближайшего помощника Гитлера Рудольфа Гесса на Британские острова присходил по предварительной договоренности между Берлином и некоторыми английскими политиками. Согласно хранящимся в российских архивах показаниям бывшего адъютанта Гесса Карла-Хайнца Пинтша, работу над тезисами, которые должны были стать основой предстоящих германо-британских переговоров, заместитель Гитлера по НСДАП закончил в марте 1941 года.
Если принять за основу показания Пинтша, содержание этих предложений в общих чертах сводилось к следующим тезисам:
1. Германия отказывалась от претензий на свои бывшие колонии в Африке;
2. Рейх готов добровольно ограничить свой военно-морской флот, признавая господство британцев на море;
3. Германия не заинтересована в поражении Британской империи;
4. Германия готова оказать полную поддержку Соединенному Королевству в сохранении им позиций мировой державы;
5. Берлин готов оказать поддержку Лондону в предотвращении ожидающегося после войны мирового экономического кризиса.
В обмен на эти предложения Германия собиралась потребовать от Великобритании возвращения частных немецких активов за границей, замороженных в 1918 году и не зачисленных в счет репараций. В счет этих активов Лондон обязывался после заключения мира поставлять Германии сырье. В свою очередь Берлин принимал на себя обязательство предотвращать грозящую из СССР «большевизацию» Европы и получал свободу действий на Востоке, что соответствовало условиям англичан, выдвинутым уже на переговорах в августе 1940 года в Женеве. На каком уровне велись переговоры, адъютант Гесса не уточнил. «Смысл высказываний Гесса сводился к тому, что вся политика германского правительства в настоящее время направлена, главным образом, на подготовку войны против России. Я помню точно сказанную Гессом в этой связи фразу: “Освободятся силы, связанные на Западе, которые можно будет использовать против России”», - цитирует В.Макаров показания Пинтша.
По словам историка, подготовку Гесса и его полет на Британские острова санкционировал лично Гитлер. Берлин крайне беспокоил тот факт, что, начиная войну против Советского Союза, Гитлер мог столкнуться с войной на два фронта, что в конечном счете и произошло. В этих условиях идея сепаратных переговоров с англичанами была вполне логичной. В этом контексте деятельность Гесса представляла собой зондирование почвы для достижения соглашения с Лондоном.
Определенное влияние имел и тот факт, что «наци № 2» был учеником одного из основоположников германской школы геополитики, известного географа и социолога Карла Хаусхофера. Именно у него А.Гитлер позаимствовал для своего программного труда «Майн кампф» идею «жизненного пространства», хотя, в отличие от своего заместителя, с некоторым пренебрежением относился к нему и его концепциям. Сам Хаусхофер признавал, что «многое в «Майн кампф» надиктовано Гессом».
Свою позицию по этому вопросу озвучил ветеран Службы внешней разведки Георгий Санников. По его словам, официальная версия полета Гесса не выдерживает критики. «Как можно было одному, без чьей-либо помощи, преодолеть противовоздушную оборону Германии? Кроме того, Гесс, уже находясь в Великобритании, беспрепятственно переписывался со своей семьей, которая осталась дома и не подвергалась каким-либо репрессиям», - напомнил он.
Напомним хорошо известные факты. 10 мая 1941 года Гесс перелетел через Ла-Манш на самолете Me-110 и спустился на парашюте возле поместья герцога Гамильтона в Шотландии, южнее Глазго, повредив ногу при ударе о хвост воздушного судна. Крушение «мессершмитта» привлекло внимание местных жителей. Уже через несколько минут Гесс был задержан, представился офицером Альфредом Горном и потребовал приема у герцога. Его объявили военнопленным и отправили в госпиталь. Там заместителя Гитлера посетил Гамильтон, которому тот назвал свое подлинное имя и заявил, что помнит ерцога по берлинской Олимпиаде 1936 года. Но тот отнесся к нежданному посетителю крайне холодно, связался с премьер-министром Уинстоном Черчиллем и сообщил о прибытии рейхсминистра. Тот поначалу не поверил новости и предпочел не прерывать просмотр кинофильма.
Позже Гамильтон предоставил Черчиллю полный отчет о своем общении с Гессом. Герцогу пришлось пройти специальную проверку. Государственный секретарь авиации Арчибальд Синклер докладывал Палате общин, что поведение герцога Гамильтона было «во всех отношениях добросовестным и надлежащим».
Почему же миссия Гесса стала провальной? Согласно одной из версий, партия «умиротворения» в Британии с 1940 года была отстранена от принятия решений, а в отличие от своего предшественника на посту главы британского правительства – Невилла Чемберлена, Уинстон Черчилль был настроен на оказание отпора Германии и войну до победного конца.
Кроме того, Гесс перелетел на Британские острова в самый неудачный момент: его полет совпал с одним из самых масштабных за все время налетов немецкой авиации, в ходе которого серьезно пострадали Лондон и Гулль, а среди объектов, которым был нанесен урон, оказались Вестминстерское аббатство, Палата общин, Британский музей, Тауэр и городские доки на Темзе. В этих условиях говорить о сепаратном мире не приходилось.
Определенные надежды на успех у Гесса, безусловно, были. Идейно британские и германские ультраправые были теснейшим образом связаны. Хорошо известно об определяющем влиянии на идеи нацизма трудов англо-немецкого философа, апологета расизма Хьюстона Стюарта Чемберлена. Идеологи рейха высоко ценили колониальную политику Лондона и считали должным учиться у своих островных «визави». Новый всплеск к ультраправым идеям в Британии, как и на континенте, вызвал мировой экономический кризис 1929-1932 годов. Можно вспомнить бывшего видного деятеля лейбористской партии, а с 1932 года - основателя Британского союза фашистов аристократа Освальда Мосли, который выдвигал идею упразднения в Соединенном Королевстве парламента и установления в стране правой диктатуры. К основанному Мосли движению проявляли интерес влиятельные редакторы газет, автомобильные магнаты, финансисты. К лету 1934 года в рядах союза состояло около 50 тыс. человек. Более того, находившаяся тогда у власти консервативная партия не чинила ему никаких препятствий, закрывая глаза на активную агитацию и снисходительно относясь к организованным фашистами митингам и демонстрациям, в том числе под юдофобскими лозунгами. Правда, в мае 1940 года союз, наконец, был распущен, а сам Мосли посажен под арест, который отбывал в Брикстонской тюрьме. Вероятно, полет Р.Гесса стал для этого хорошим поводом.
Показательный эпизод произошел перед футбольным матчем между сборными командами Англии и Германии на олимпийском стадионе в Берлине 14 мая 1938 года. Когда заиграл немецкий гимн, обе команды отреагировали нацистским приветствием. Существуют свидетельства, согласно которым сами британские футболисты до последнего отказывались, однако посол Соединенного Королевства в Германии сэр Невилл Гендерсон убедительно попросил их быть любезными и пойти на эту «небольшую» уступку.
Через день после приземления Гесса в Шотландии, 11 мая 1941 года, Гитлер получил его прощальное письмо, в котором тот предлагал назвать его сумасшедшим в случае провала своей миссии. Через день было выпущено официальное сообщение НСДАП, в котором утверждалось, что бывший заместитель Гитлера страдал «психическим расстройством и галлюцинациями». Разумеется, это сильно ударило по реноме нацистской партии, но дополнительной ясности в вопрос не внесло.
Советский и французский караулы перед воротами Межсоюзной тюрьмы Шпандау (Западный Берлин). Фото: spandau-prison.com.
Гесс остался в заключении. Осенью 1943 года он, согласно данным британской стороны, потерял память. В ноябре 1945 года, на процессе над главными нацистскими преступниками в Нюрнберге, он предстал сильно постаревшим и сдавшим физически. В 1946 году его признали виновным в военных преступлениях и приговорили к пожизненному заключению, которое он отбывал в берлинской тюрьме Шпандау, которую посменно охраняли советские, британские, американские и французские военные. 17 августа 1987 года в возрасте 93 лет он умер (по официальной версии – покончил жизнь самоубийством).
По словам ветерана СВР России Г.Санникова, официальная версия смерти Гесса, якобы наложившего на себя руки из-за психической нестабильности, не выдерживает критики. «В 1980-х годах на Западе все чаще стали раздаваться голоса, что этого немощного старика необходимо отпустить. Возможно, эта информация приободрила Гесса, и он в какой-то момент заявил, что если окажется на свободе, то расскажет нечто такое, от чего все содрогнутся. Но вскоре после этого взял и, как нам сообщают, покончил с собой, оказавшись на какое-то время без присмотра во время прогулки. Повесился на электрическом шнуре в садовом домике. И как это опытные англичане пропустили, ведь это произошло в их смену? И заключенный без присмотра оказался, и нужный шнур под рукой нашелся, и нашлись силы из жесткого шнура соорудить удавку. Не исключено, что Гессу кто-то «помог», опасаясь его возможного заявления. По странному совпадению, домик, в котором это произошло, сгорел на следующий день», - заметил Г.Санников.
Косвенно Позиция Санникова подкрепляется тем фактом, что значительная часть лиц, сотрудничавших с нацистским политическим режимом в Европе, не только не была привлечена к судебной ответственности, но и продолжила свою деятельность в новом качестве. В особенности это касается сферы промышленности и бизнеса. Достаточно сказать, что практически все крупные автопроизводители Европы в годы Второй мировой войны сотрудничали с нацистами. Porshe участвовала в разработке самолетов для «Люфтваффе». Компании Volkswagen, Daimler (Mercedes-Benz) и BMW по госзаказу производили военную технику и использовали труд военнопленных. Особых возражений на сей счет со стороны высокопоставленных британских политиков за долгие послевоенные годы так и не прозвучало.
Сомнения Г.Санникова по поводу достоверности официальной версии дополняются и тем фактом, что лица, непосредственно причастные к разработке агрессивных планов гитлеровской верхушки, пособники нацистов и соучастники военных преступлений и преступлений против человечности, в значительной степени прошли натурализацию в странах Североатлантического блока. Например, значительная часть генералов, служивших Гитлеру, нашли себе место в структурах НАТО. Наиболее показательна в этом смысле биография Адольфа Хойзингера, принимавшего в качестве генерал-лейтенанта Генерального штаба сухопутных сил Германии участие в разработке планов вторжения в Польшу, Данию, Норвегию, Францию, Нидерланды, Великобританию и СССР. На Нюрнбергском процессе он проходил свидетелем, а уже в 1961-1964 годах он был председателем военного комитета НАТО. Стоит отметить, что в декабре 1961 года советская сторона безуспешно требовала выдачи Хойзингера, обвиняемого в военных преступлениях, совершенных на территории Советского Союза. Насколько известно, серьезных возражений по поводу кандидатуры Хойзингера в Лондоне не было...
Почему же Гесс, имевший все шансы получить смертный приговор как один из основных идеологов нацизма, вместо этого получил пожизненное заключение? Несмотря на многочисленные обвинения сторонников версии насильственной гибели «наци № 2» в любви к конспирологическим построениям, вопросы по-прежнему остаются, а британские архивы по-прежнему не торопятся раскрыть свои тайны.
В материале использованы данные из открытых источников, российских и зарубежных информационных агентств.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs