Фото: actualcomment.ru
Во Франции приближается второй тур президентских выборов, в котором встретятся действующий глава страны Эммануэль Макрон и лидер правой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен. Если раньше характерной чертой президентских выборов во Франции был акцент на социально-экономические вопросы, то сейчас на первый план вышли международные отношения.
После первого тура президентских выборов социологи Французского института изучения общественного мнения представили собственные выводы, которые для представителей истеблишмента стали обескураживающими. Около 56% голосов избирателей получили так называемые антисистемные кандидаты крайне правого и крайне левого толка, среди которых лидер «Национального объединения» Марин Ле Пен, ультраконсерватор, лидер партии «Реконкиста» Эрик Земмур и кандидат от левой партии «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон. За системных кандидатов проголосовало в общей сложности только 39% избирателей. Пятнадцать лет назад, в 2007 году, выборы давали несколько иной результат: за выдвиженцев «системы» было отдано 80% голосов. Получается, что голосование в первом туре было явно протестным. Вывод напрашивается сам собой: кто бы ни победил, управлять нужно будет теми, кто голосует «против».
Какую политическую линию выберет будущая французская администрация и как результаты голосования скажутся на конфигурации сил в Евросоюзе после выборов? На эти вопросы ответили участники круглого стола, состоявшегося в российской столице.
Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов отметил, что кризис во Франции назрел не сегодня и даже не вчера. Даже выборы 2017 года можно расценить как его наглядную иллюстрацию, поскольку Эммануэль Макрон возник практически «ниоткуда», но смог добиться убедительной победы, поставив под вопрос дальнейшее существование традиционной политической системы в стране. «Конечно, за последние пять лет многое изменилось. Если в 2017 году Э.Макрону удалось убедить избирателя в своей правоте, получив значительные преимущества в виде двух третей голосов, то сейчас ему вряд ли удастся повторить подобный результат», - заметил А.Кортунов.
Кроме того, как в самой французской столице, так и за ее пределами были многолюдные демонстрации против обоих кандидатов – Макрона и Ле Пен, причем наиболее активно свои оппозиционные настроения проявляла молодежь. «Многие исходят из того, что голоса, которые были отданы Жан-Люку Меланшону или правым, будут так или иначе потеряны. Французское общество, как и общества других западных стран, включая США, остается сильно расколотым. Интрига выборов как раз и заключается в том, кого французы посчитают «меньшим из зол» – Макрона, который после реформ сильно потерял популярность, выразившуюся, в частности, в выступлениях «желтых жилетов», или Марин Ле Пен, которая в последнее время очень стремится продемонстрировать свой центризм, и в своей риторике сдвигается влево, но, тем не менее, не без основания считается евроскептиком. Это не слишком хороший выбор для Франции», - заметил ученый.
А.Кортунов подчеркнул, что , второй тур президентских выборов – это не конец политической драмы, и стоит уделить особое внимание подготовке и проведению выборов в Национальную ассамблею, назначенных на июнь 2022 года, которые должны привести к формированию некоей межпартийной коалиции. Какой она будет – вопрос, который остается открытым. В любом случае это объединение будет достаточно неустойчивым. В этом смысле нельзя ожидать от нее каких-либо особо решительных действий и потенциально непопулярных мер. «К сожалению, сам ее характер не будет предполагать четко выраженной стратегической линии. Вероятно, она будет реагировать на вызовы ситуативно, подлаживаться под неустойчивый баланс политических сил, складывающихся сейчас в Пятой республике», - пояснил А.Кортунов.
Постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы (2001-2007 гг.), Чрезвычайный и Полномочный Посол России во Франции (2008-2017 гг.), исполнительный секретарь форума «Трианонский диалог» Александр Орлов отметил, что в ходе нынешней предвыборной кампании во Франции приходится наблюдать скорее проитивостояние личностей, а не партий. В целом, позиции Марин Ле Пен укрепились, и ее шансы на победу выше, чем пять лет назад. Но и Жан-Люк Меланшон, представитель крайне левого крыла политического спектра, не завершил собственную борьбу. Он намерен принять активное участие в выборах в Национальную ассамблею и даже рассчитывает на пост премьер-министра страны.
«Нередко можно услышать сравнение Марин Ле Пен с бывшим президентом США Дональдом Трампом и нынешним премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Определенный смысл здесь есть, но нужно понимать, что самые важные решения в Евросоюзе принимаются консенсусом в Брюсселе. Свобода маневра у членов ЕС минимальна. Поэтому даже в случае победы Марин Ле Пен считать, что Франция способна на полную самостоятельность, было бы преждевременно», - подчеркнул А.Орлов.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров считает, что за длительный период существования сильной президентской республики во Франции в политической системе страны накопилось немало недостатков. Однако реальной альтернативы ей пока не существует. «Многое будет зависеть от того, за кого проголосует электорат Жана-Люка Меланшона, покинувшего к настоящему времени президентскую гонку. Более всего вероятно, что голоса его сторонников будут отданы в пользу действующего главы государства. Марин Ле Пен считают пророссийским кандидатом, и это можно считать главной «черной меткой» не только для французских политических элит, но и для всей системы ЕС в целом», - заметил эксперт.
Заведующий сектором региональных проблем и конфликтов, сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Павел Тимофеев оспорил некоторые тезисы, озвученные Сергеем Федоровым. По его словам, совершенно не очевидно, что сторонники Меланшона отдадут свои голоса за Макрона. Они могут в целом воздержаться от голосования. «Современная французская молодежь неоднозначно относится как к действующему президенту, так и к Марин Ле Пен. Но у Макрона больше шансов на победу: он стремится разговаривать на одном языке с молодежью, а в случае своего переизбрания собирается корректировать работу с ней, поскольку она представляет собой важный ресурс в ходе предвыборной кампании. Кроме того, Макрон стремится искать компромиссы в отношениях с Москвой , сохраняя прямые контакты с Владимиром Путиным. Поэтому победа действующего президента означает для нас предсказуемость и в целом неизменность в российско-французских отношениях», - резюмировал П.Тимофеев.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs