Фото: vybor-naroda.org.
Во Франции состоялся второй тур президентских выборов, в ходе которого победу одержал действующий глава государства Эммануэль Макрон, получивший 58,54% голосов. Его главный оппонент, лидер правого движения «Национальное объединение» Марин Ле Пен, получила поддержку 41,46% избирателей.
После объявления результатов выборов в целом ряде городов Франции начались протесты, инициированные противниками обоих кандидатов в президенты. В Париже полиции даже пришлось применить слезоточивый газ для того, чтобы рассеять выступающих.
В чем особенности прошедшей избирательной кампании и как ее результат отразится на перспективах Франции? Ответу на этот вопрос был посвящен круглый стол, состоявшийся в Москве.
Директор Центра исследования политических элит Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Евгений Минченко считает, что главным итогом завершившихся во Франции выборов стало окончательное уничтожение традиционной для страны двухпартийной политической системы. «Макрона можно назвать псевдо-популистом или даже квази-популистом. Второе и третье места на выборах заняли правые и левые популисты, представители де-факто антиэлитной волны. То есть в ходе прошедшей предвыборной кампании и самих выборов Франция стала для остального мира примером того, как правящая элита берет на вооружение технологии антиистеблишмента», - заметил политолог.
«В свое время Макрон был малозаметен и почти никому не известен, но к 2017 году средствами политтехнологий из него сделали кандидата в президенты. Сначала его вывели из состава правительства, где он занимал пост министра экономики, затем в его раскрутку включилась медийная машина. Он выпустил книгу, создал движение. Люди, которые стояли за за его предшественником, Франсуа Олландом, стали понимать, что на второй срок его уже не переизбрать, и необходимо перехватывать недовольство, выдвинув человека, тесно связанного со сложившейся политической системой, который мог бы критиковать власть, но с прежних, глобалистских позиций. Это удалось, а теперь Макрон переизбрался и на второй срок. Значит, технология работает и при необходимости может быть экстраполирована на другие страны», - пояснил Е.Минченко.
Эксперт также отметил, что протестное движение во Франции сильно разобщено. «Уже опыт «желтых жилетов» наглядно показал, что отсутствие единого центра, слаженные действия полиции и идеологическая неопределенность позволяют властям успешно бороться с уличными протестами», - заявил политолог.
В то же время позиции Марин Ле Пен в ходе последнего электорального цикла скорее улучшились, но серьезных изменений в новую политическую архитектуру не внесли. «Между первым и вторым турами президентских выборов позиции председателя «Национального объединения» несколько ослабли. В первом туре ей удалось удивить публику, демонстрируя уверенность, силу и полемические способности, то затем, уже ко второму туру, она превратилась в счетовода, которого на дебатах прерывал оппонент и не дослушивали зрители», - заметил Е.Минченко.
По словам политтехнолога, предстоящие в июне 2022 года выборы в Национальную ассамблею, которые иногда называют «третьим туром президентских выборов», вряд ли сильно изменят политический ландшафт в стране. «Причина та же самая – двухтуровая система, одномандатные округа, наличие удобного для власти оппозиционного политика с высоким антирейтингом. Вряд ли «Национальное объединение» возьмет реванш в парламенте», - пояснил Е.Минченко.
Как и в течение предыдущего политического срока, Эммануэль Макрон будет уделять особое внимание внешней политике. «Переизбравшись, Макрон стал главным в тандеме «Франция-Германия». Он был очень комфортным «вторым номером» для экс-канцлера ФРГ Ангелы Меркель, но Олаф Шольц, нынешний канцлер Германии – менее опытный политик. Нехватку экономических успехов Макрон будет компенсировать на внешнеполитическом поле. Это уже традиционная для Франции политическая стратегия. Не исключено, что он пойдет по пути, уже испытанному экс-президентом Николя Саркози в период российско-грузинского конфликта и попытается разыграть роль миротворца в украинском кризисе. На этом пути у него есть определенные шансы», - заключил Е.Минченко.
Руководитель Института внешнеполитических исследований и инициатив (ИНВИССИН) Вероника Крашенинникова согласилась с тем, что за последние годы Марин Ле Пен удалось добиться определенного успеха в формировании более позитивного имиджа своей партии. «В 2002 году, когда Жак Ширак встретился на выборах с ее отцом, Жан-Мари Ле Пеном, первый получил 82% голосов», - напомнила она.
Среди причин, которые повлияли на относительно высокие результаты, полученные «Национальным объединением», В.Крашенинникова назвала обеднение населения, а также разочарование людей в системных политиках, которые дают многочисленные обещания, но не выполняют их. «Но победить Ле Пен не смогла. Она критик, но не государственный управленец. Компетенций для изменения сложившегося положения вещей у нее недостаточно. С другой стороны, победа Макрона для России предпочтительнее, потому что линия, которую проводит этот политик, более предсказуема и конструктивна, чем у его главного оппонента», - подчеркнула В.Крашенинникова.
Доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Наталья Наумова придерживается несколько иной позиции в оценке итогов президентских выборов во Франции. Она отметила, что в ближайшие годы во Франции может сформироваться режим «мирного сосуществования». При этом он будет отличаться от своего аналога в ХХ веке, когда во Франции уживались правые и левые партии. Теперь президент-центрист будет управлять страной вместе с коалиционным блоком.
«Франция сейчас – это раздробленная страна: ее можно было бы сравнить с песочными часами. В верхнем ярусе – наиболее довольные жизнью, привилегированные слои, внизу – недовольные своей жизнью трудящиеся массы, посредине – средний класс, который, образно говоря, опускается вниз в этих песочных часах, маргинализируется. Причина этого заключается как в самой политике Макрона, так и в ситуации, вызванной антироссийскими санкциями. Что такое движение «желтых жилетов»? Оно представляет интересы людей, которые живут в небольших городках, на периферии страны. Именно они, в первую очередь, пострадали от проводимой во Франции политики и вышли на улицы. Интересы этой социальной группы подхватили правые. Как результат, именно правые сейчас получают всё большую поддержку среди трудящихся и части среднего класса, чем, например, социалисты, которых во многом считают частью истеблишмента и обвиняют в измене своим принципам», - пояснила Н.Наумова.
В свою очередь, историк, специалист по Франции Олеся Орленко отметила, что победе Марин Ле Пен помешала ее фамилия, а не слабая экономическая программа. «Однако это явление временное, поскольку во Франции политика все больше отдаляется от реального обшества, и вместе с тем растет равнодушие граждан к выборам вообще. В этих условиях правые постепенно становятся символом принципиальной оппозиции», - констатировала она.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs