Фото: mid.ru
Цель Болонского процесса не была достигнута из-за стремления западных политиков создавать новые разделительные линии. Так официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова отреагировала на исключение России из европейских программ высшего образования. Болонский процесс, по ее словам, был призван обеспечить сопоставимость стандартов обучения и качества квалификаций в странах-участниках и сформировать в Европе единое пространство высшего образования. «Прежде, чем вливаться в предлагаемые Западом процессы, стоит оценить собственные наработки и быть более смелыми в отстаивании их преимуществ», — добавила пресс-секретарь МИД РФ, отвечая на вопрос журнала «Международная жизнь» во время еженедельного брифинга для прессы.
«Международная жизнь»: Россия в качестве ответной меры на санкции Лондона включила в стоп-лист ключевых членов британского правительства и нескольких политиков. Какие еще страны может затронуть подобная мера российского правительства?
Мария Захарова: Представители британского правительства, попавшие под действие российских ответных мер, не могут претендовать на свою исключительность, потому что высокие должностные лица ряда других недружественных России стран уже являются фигурантами нашего ответного стоп-листа. Список открыт для новых кандидатур, которые проводят антироссийскую деятельность. Российская Федерация никогда не была инициатором применения односторонних ограничительных мер, выступала против укоренения этих механизмов в арсенале внешнеполитических инструментов государств и объединений, призывала к четкому соблюдению коллективно выработанных международных норм. Наши действия в санкционной сфере всегда носили исключительно ответный характер. Но этот ответ обоснованный, выверенный, своевременный и неотвратимый.
Что касается изобретенных и с маниакальным рвением внедряемых коллективным Западом антироссийских ограничений, то последствия уже испытывают на себе, прежде всего, их непосредственные авторы. Они, по сути, стали заложниками собственной концепции «миропорядка, основанного на правилах», а также нездоровых претензий на монополию в мировой политике и торговле. Мне кажется, что этому коллективному Западу пора бы было уже усвоить, что не в их компетенции решать, имеет ли право то или иное суверенное государство на определение и отстаивание своих законных национальных интересов. Наша страна за многовековую историю своего существования неоднократно доказывала ущербность и бесперспективность такой политики.
«Международная жизнь»: Как бы Вы могли прокомментировать исключение России из Болонского процесса?
Мария Захарова: Россия в сентябре 2003 года подписала Болонскую декларацию, присоединилась к Болонскому процессу, который был призван обеспечить сопоставимость стандартов обучения и качества квалификаций в странах-участниках и, в конечном счете, сформировать в Европе единое пространство высшего образования. Это так декларировалось. Такая система содействовала бы по задумке авторов мобильности студентов и выпускников вузов различных государств. Однако этого не произошло в полной мере, в том числе из-за стремления западных политиков создавать новые разделительные линии.
Более того, многие страны столкнулись с трудностями адаптации к новой системе, в которой выявились негативные стороны (их было немало). Россия, как и некоторые европейские страны, была вынуждена ломать устоявшуюся десятилетиями структуру пятилетнего высшего образования в пользу четырехлетнего обучения на бакалавриате и двухлетнего – на магистратуре. Осуществление перевода всего высшего образования на новые рельсы (с учётом присоединения к Болонскому процессу) столкнулось с рядом объективных проблем, связанных в том числе с обеспечением качественной подготовки специалистов в технических областях и в области медицины в рамках бакалавриата.
Взаимное признание документов о получении высшего образования в странах-участниках всегда рассматривалось в качестве очевидного преимущества Болонского процесса. Главная проблема всего этого – взаимное признание документов. По прошествии почти двадцати лет участия России в Болонском процессе дипломы многих российских вузов по-прежнему не признаются за рубежом. Это несмотря на то, что связи в гуманитарной сфере были абсолютно деполитизированы. Вместе с тем, как и ранее, сохраняется возможность заключения соответствующих соглашений с иностранными государствами на двусторонней основе. Следует отметить, и такая возможность сохраняется, что эта работа не прекращалась и ведется на постоянной основе с заинтересованными партнерами.
Необходимо принимать во внимание тот факт, что в российском обществе сохраняется запрос на прежнюю систему обучения в вузах. Это подтверждают не только многочисленные опросы населения, но и то, что в нашей стране, в бытность ее участия в Болонском процессе, по-прежнему отмечалась потребность в пятилетнем обучении по многим техническим специальностям, а также в области здравоохранения. Как представляется, на данном этапе предстоит серьезное переосмысление итогов нашего участия в Болонском процессе, предполагающее широкое обсуждение этих вопросов с участием профильных ведомств, прежде всего Минобрнауки России, и академического сообщества.
Это прекрасный пример того, что прежде, чем вливаться в предлагаемые Западом процессы, стоит оценить собственные наработки и быть более смелыми в отстаивании их преимуществ. Это к вопросу о многих процессах, которые за последние годы нам навязывали, продолжают навязывать, убеждая в том, что мы должны присоединяться к цивилизованному миру, при этом забывая о том, что мы неплохо цивилизованы сами и представляем страну с длительной историей, развитой фундаментальной наукой, образованием, культурой, искусством.
Возможно, не столько нам нужно навязывать какие-то новаторские формы, которые во многом являются не новаторскими, а лишь трансформирующими и без того хорошо работающие отрасли. Помимо всего прочего, они являются даже вредоносными, учитывая, что наши наработки в каких-то областях вполне оправдали себя. Российские специалисты, которые получали образование по старой системе, были востребованы во всем мире до и после окончания холодной войны. Их переманивали и даже похищали, (чего только не было). Потом специалисты, получившие образование в Советском Союзе или по советской образовательной системе, да и в российских вузах, но так или иначе на наработках фундаментальной науки нашей страны были прекрасными специалистами, устраивались не просто на работу, а за ними очередь стояла. Это хороший повод задуматься не только в будущем, но уже сейчас, какие из навязываемых процессов нам действительно нужны, а какие не нужны. Потому что потом окажется так, что нашу систему в какой-то сфере в очередной раз трансформируют, а бонусы от нее получат те, кто это нам предлагал. Мы же от этого получим не бонусы, а очередной виток бюрократических процедур, которые нам ни к чему, ибо лишь усложнят жизнь, не предоставляя конкурентные преимущества нашей стране. Это хороший пример для демонстрации того, что многое из того, что нам обещалось, никогда не подразумевало, что нам будет предоставлено в полном объеме. Это имело своей целью не дать нам больше возможностей, а наоборот предоставить их коллективному Западу, используя наши ресурсы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs