Фото: mid.ru
Попытка США исключить Россию из Совета по правам человека (СПЧ) — это часть культуры отмены и американского менталитета. Такое мнение высказала официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова во время еженедельного брифинга для прессы. «Если есть проблемы, их не нужно решать — нужно избавляться от любого упоминания проблемы», — добавила пресс-секретарь, отвечая на вопрос журнала «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: Постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что Вашингтон будет добиваться приостановки деятельности РФ в СПЧ. Как Вы оцениваете подобное заявление? Какие меры будут предпринимать российские дипломаты в этой связи?
Мария Захарова: В русле непрекращающихся атак на Россию в многосторонних межправительственных структурах Вашингтон и его союзники подготовили и внесли на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции о приостановлении членства нашей страны в Совете ООН по правам человека. Принятие решения по этому документу назначено на 7 апреля. Для реализации своей затеи США должны будут заручиться поддержкой двух третей от общего числа присутствующих в зале и голосующих делегаций. Это часть культуры отмены, часть западного, американского менталитета о том, что, если есть проблемы, их не нужно решать — нужно избавляться от любого упоминания проблемы.
Надеюсь, что нынешний постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд в курсе того, что США скандально вышли из Совета по правам человека и огрызались в отношении тех, кто остался, и самой структуры. Тогда вдруг кто-то в СПЧ позволил себе задать Вашингтону вопросы относительно того, что происходило в Афганистане, где 20 лет находились США и бесконтрольно убивали гражданское население. За годы пребывания там НАТО во главе с США в огромных масштабах не боролись с распространением наркотиков, а, наоборот, в огромном масштабе процветал и наркотрафик, и все, что с ним связано. Как только в СПЧ начали что-то такое говорить, принимать заявления на этот счет США «хлопнули дверью» и сказали, что это вообще ненужная структура и ушли. К вопросу о том, как всё это происходит.
Теперь хотят «отменить» участие России в СПЧ. Это попытка воздействия на нашу страну за независимую внутреннюю и внешнюю политику, в том числе в области прав человека, которая не укладывается в западные «лекала». Государства «коллективного Запада», объявив себя неким эталоном прав человека и демократии, открыто стремятся задействовать созданные не ими, не сейчас, а задолго до нынешней ситуации органы и структуры, в том числе СПЧ, для продвижения собственного видения мироустройства, формирования и развития культуры, традиций и ценностей, прав и свобод человека. Либо как у них, либо никак. Как у них – это хорошо. Как у других – это не хорошо, если не так, как у них. Вариантов нет. Они все активнее прибегают к потенциалу и инструментам Совета для вмешательства во внутренние дела государств, в том числе в электоральные процессы, через принятие ангажированных резолюций в отношении «неугодных» стран и «режимов», учреждения «независимых международных комиссий» по расследованию фактов нарушения прав человека. Такая политика, естественно, препятствует реальному улучшению ситуации с правами человека в мире, подрывает доверие к правозащитному измерению ООН и к концепции прав человека в целом.
Как показывает практика, западные подходы и инициативы по разрешению острых правозащитных ситуаций в мире потерпели фиаско: ни один конфликт не был урегулирован. Рецепты и сценарии «зрелых демократий» способствовали усугублению ситуации с правами человека в отдельных странах, в том числе в результате активного задействования западниками их излюбленного инструментария в виде односторонних принудительных мер.
Приведу пример – Венесуэла. Постоянный объект нападок США по правочеловеческой проблематике. Из года в год, много лет, на всех международных площадках тоже вычеркивали, требовали уйти, пытались исключить и т.д. Настала пандемия. Казалось бы: вот она возможность западной, абсолютно эталонной демократии в США проявить себя, протянуть руку помощи гражданам Венесуэлы, помочь лекарствами, вакцинами, продовольствием. Всё было с точностью наоборот. Санкции, которые действуют уже много лет, только ужесточались, давление усиливалось. Они считали, что под натиском пандемии ещё добавятся проблемы к тем, которые они уже создали. Народ Венесуэлы уже точно восстанет против своего правительства и восторжествует «демократия по-американски». Не случилось. Произошла ещё более удивительная для США вещь. Они вдруг поняли, что Венесуэла им еще нужна, что с правами человека там не всё так плохо. Это стало причиной «непоездки» туда высоких американских представителей по вопросам сотрудничества в сфере энергоресурсов тогда, когда это стало выгодно США. Буквально пару недель назад. Всё. С правами человека, с неправильными выборами, со свободами ситуация могла в Венесуэле подождать, как только запахло нефтью и большими деньгами.
Коллективному Западу сложно понять и принять тот факт, что политика «правозащитного неоколониализма» провалилась, что они больше не могут в одностороннем порядке устанавливать свои правила, в том числе на правочеловеческом треке ООН.
Россия всегда открыто противостояла упомянутым подходам. Нашим приоритетом на правозащитном направлении всегда было укрепление конструктивного диалога, вовлечение всех заинтересованных сторон в процесс коллективной выработки и принятия решений. На этом была сфокусирована наша работа в качестве члена Совета ООН по правам человека. Неучастие России в Совете, несомненно, подорвет его универсальность, эффективность и фактически развяжет западным странам руки для осуществления тотального контроля над правозащитной сферой.
«Международная жизнь»: Киев проигрывает Москве информационную войну в освещении событий на Украине в Юго-Восточной Азии, заявил в понедельник посол Украины в Австралии Василий Мирошниченко. Как Вы прокомментируете это заявление?
Мария Захарова: Как диковатое. Страны Юго-Восточной Азии с самого начала проявляли стремление самостоятельно разобраться без украинского посла в ситуации и внимательно прислушиваются к объективной информации. У них есть данные, возможности соотносить факты, информационные материалы для того, чтобы понять причины, побудившие Россию начать специальную военную операцию.
Большинство государств региона хорошо знают цену информационному продукту, продвигаемому Западом и Киевом. Они неоднократно испытывали на себе подобные вещи. Не поддались беспрецедентному политическому давлению, не соблазнились всеми обещаниями различного рода (что им только не обещали) за отказ от сотрудничества с Москвой. В недавнем прошлом они прошли через многое. Страны ЮВА знают, что такое принципиальность «по-западному». Сегодня им предлагается отказаться от России и дружить с США, в частности, а завтра они станут главными врагами США, если что-либо сделают не так, как будет Вашингтону угодно. Всё это уже проходили. Эти страны выступают за международное право, баланс интересов, многополярность, региональное сотрудничество, равноправие, невмешательство в дела нерегиональных игроков и суверенных стран. Несмотря на глобальную русофобскую истерию, наши партнеры демонстрируют настрой на дальнейшее взаимодействие, продолжение диалога по всему комплексу практических вопросов.
«Международная жизнь»: Что Вы можете сказать по поводу реакции во Вьетнаме на публикации украинских СМИ, в которых Хо Ши Мина сравнивают с Пол Потом и обвиняют в гибели сотен тысяч мирных граждан?
Мария Захарова: Это отвратительная история. С другой стороны, для киевского режима это нормально и для тех, кто идёт в его мейнстриме от искажения истории. На сей раз это коснулось Вьетнама, который прошёл непростой путь в борьбе за независимость и добился значительных социально-экономических успехов.
Что касается исторической фигуры Хо Ши Мина, то это – признанный во всем мире лидер национально-освободительного движения, основатель Компартии Вьетнама, первый Президент Демократической Республики Вьетнам. Он неоднократно посещал нашу страну, был ее большим другом. Пример СССР во многом был для него вдохновляющим. В наши дни Хо Ши Мин, как историческая личность, пользуется безграничной любовью своих соотечественников, его авторитет непререкаем среди прогрессивной части международного сообщества.
Это национальный герой, даже если не брать международное измерение. Он – человек, который признан многими поколениями и различными слоями населения, общественности конкретной страны. Не надо медиа киевского режима лезть туда со своим уставом. В очередной раз здесь сыграла националистическая идеология, которой «заряжен» или «заражён» режим в Киеве и всё, что с ним связано. Направо и налево идет очернение прошлого других стран.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs