Фото Екатерины Кубышкиной (МГИМО).
В Москве, на площадке Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел России состоялась презентация аналитического доклада, подготовленного сотрудниками Центра международной информационной безопасности и научно-технической политики (ЦМИБ) МГИМО «Международная информационная безопасность: позиция России». В мероприятии приняли участие авторы доклада, представители российского научного сообщества, военные эксперты, а также представители СМИ.
Заместитель директора ЦМИБ, профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России Елена Зиновьева представила результаты работы научного коллектива. Она отметила важность и востребованность международного сотрудничества в области информационной безопасности как на площадке ООН, так и в региональных организациях и в рамках двусторонних контактов. В частности, в докладе отмечается, что цифровое общество развивается стремительными темпами, и коронакризис, вызванный пандемией COVID-19, только усилил их. Более того, существенно возросли масштабы транснациональной информационной преступности. Большую тревогу вызывают и попытки использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в террористической деятельности. Но главными угрозами международной информационной безопасности (МИБ) являются военно-политическое использование ИКТ, милитаризация глобального информационного пространства, новый виток вооружений в цифровой сфере. Все эти вызовы ставят под вопрос перспективы сложившейся системы международной безопасности и контроля над вооружениями.
В докладе отмечается, что цифровые технологии в современном мире заполняют ту нишу, которую в эпоху биполярности занимало ядерное оружие, которое выполняло роль стратегического элемента, одинаково важного для военного лидерства, экономического развития и глобального престижа. В этих условиях формирование международного режима информационной безопасности становится одним из важнейших приоритетов на мировой арене.
Напомним нашим читателям, что именно Россия стала инициатором международного сотрудничества в области информационной безопасности. Начиная с 1998 года, соответствующие усилия предпринимались российскими дипломатами как на уровне ООН, так и региональных структур, а также в двусторонних форматах сотрудничества. В частности, Россия разработала и в июле 2021 года внесла на рассмотрение ООН проект Конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях. В этом проекте, в частности, учтены современные вызовы и угрозы в сфере МИБ, включая криминальное использование криптовалюты. Введены также новые составы преступлений, совершаемых с использованием ИКТ. Среди них – изготовление и распространение фальсифицированных медицинских препаратов, оборот наркотиков, вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных деяний, опасных для их жизни и здоровья. Всему этому предполагается противопоставить сферу юридически обязывающих норм. Кроме того, Россия последовательно выступает за соблюдение при разработке кодекса международной информационной безопасности принципа государственного суверенитета при уважении принципов международного права.
Начало Россией специальной военной операции на Украине не могло не сказаться на интенсивности диалога вокруг МИБ. Несмотря на сложную международную обстановку, он продолжается, хотя и сталкивается с откровенно враждебным и предвзятым отношением со стороны западных партнеров на международных площадках.
В диалоге вокруг информационной безопасности активно участвуют религиозные государственные, религиозные и бизнес-структуры. Правда, в последнее время с российским бизнесом на Западе предпочитают разговаривать языком санкций, под предлогом того, что активность российских бизнес-структур представляет собой угрозу для Евросоюза и США, а российские хакеры якобы постоянно подвергают атакам сайты крупных политиков, а также критически важную инфраструктуру. Как это часто в последнее время происходит, подобные обвинения звучат безапелляционно, без предъявления каких-либо детальных доказательств.
В свою очередь, подвергается критике и российская IT-отрасль. ЕС, США и примкнувшие к ней некоторые страны Центральной и Восточной Европы нередко обвиняют российских хакеров в атаках против критически важной инфраструктуры, а также сайтов видных политиков. Противопоставить этим обвинениям можно было бы четкие механизмы атрибуции кибератак с целью определения злоумышленника или преступной группировки, стоящей за кибератакой или вредоносной кампанией. Провести компетентный технический анализ взлома могут только специалисты в области информационной безопасности и сотрудники правоохранительных органов, которые на основании выводов аналитиков проводят соответствующие следственные действия.
Фото: r-techno.com.
Значительную тревогу у экспертов вызывает ситуация вокруг американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. (до октября 2021 года – Facebook Inc.). С 4 марта 2022 года Роскомнадзор заблокировал принадлежащую ей социальную сеть Facebook в России. Этот шаг был предпринят в ответ на ограничения, введенные в социальной сети против российских СМИ (среди которых – МИА «Россия сегодня», Sputnik, Russia Today, информационные порталы «Лента.ру» и «Газета.ру»). В свою очередь, после блокировки Facebook «временно разрешил» сообщения с призывами к смерти президентов России и Беларуси, а также угрозы в адрес российских военных. Таким образом, вопрос стоит очень остро, и не сводится исключительно к спорам между государством и IT-гигантами.
Особое значение в сложившихся условиях приобретает вопрос использования криптовалют и осуществления контроля над деятельностью провайдеров криптовалютного рынка. На протяжении длительного периода влиятельные группы экспертов убеждали, что криптовалюты позволяют производить расчеты, неподконтрольные государственным властям. Однако на практике оказалось, что децентрализация и независимость от финансовых и государственных структур сильно переоценена. Более того, предпринимаются даже попытки введения национальных виртуальных монет. Можно, в частности, вспомнить не слишком удачную попытку Венесуэлы ввести валюту «петро» для получения доступа к международному финансированию в обход внешних санкций и ограничений. Начиная с 2019 года, активную работу над разработкой «цифрового юаня» ведет Китай. Разработчики предполагают, что эта валюта в перспективе сможет составить конкуренцию доллару: расчеты в ней будут производиться оперативнее, чем через платежные долларовые системы (например, SWIFT), и станут менее дорогостоящими.
Вопросом особой важности остается разграничение понятий «кибербезопасность» и «информационная безопасность», а также составления реестра токсичного контента, который может быть использован в деструктивном или криминальном ключе. Это особенно важно сейчас, когда любые предложения российской стороны о неделимости безопасности, в том числе в IT-сфере, подвергаются критике, а в социальных сетях информация, поступающая из российских СМИ, требует верификации.
Выступивший в ходе презентации доклада эксперт Министерства обороны России Сергей Комов в своем выступлении отметил, что блокирование российских информационных каналов не может быть оценено иначе, чем акт агрессии в отношении нашей страны. По словам ученого, с 1998 года Россия придерживалась и придерживается позиции, согласно которой во главе угла нового механизма международной информационной безопасности (МИБ) должно стоять общество и человек, его право на получение, передачу и распространение информации. С.Комов напомнил, что на протяжении трех десятилетий (с 1948 по 1975 годы) на площадке ООН выдвигалось предложение о принятии Конвенции о свободе информации. «Можно было бы вернуться к этой идее, тем более что ее поддержать многие страны мира», - отметил он.
Кирилл Коктыш: разделить эмоциональное и интернациональное. Фейковые новости вызывают сопереживание. Действительность уже оформилась. Возможность контролировать информационное пространство. Китай не трогает собственников, поставив этические рамки. Говорить о правосубъектности не индивида, а общества. Говоря в терминах свободы, мы никогда и ни о чем не договоримся.
Заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО (У) МИД России Александр Волеводз предложил не слишком надеяться на эффективность контактов российских дипломатов и правоведов с зарубежными коллегами по вопросу международной информационной безопасности. «Конечно, рабочая группа ООН открытого состава продолжит свою деятельность, но выдвигать собственные предложения и добиваться их принятия российской стороне в ближайшее время будет сложно», - отметил он. Кроме того, А.Волеводз отметил, что в условиях противостояния России со своими оппонентами на международной арене особое значение приобретает подготовка высокопрофессиональных кадров для контрпропаганды и продвижения российской информационной повестки.
Доцент кафедры политической теории МГИМО (У) МИД России Кирилл Коктыш свое выступление посвятил теме когнитивного и ментального противоборства в современной мировой политике. По словам ученого, без суверенизации цифрового пространства России будет сложно выдержать противоборство с постоянно возрастающим валом фейковых новостей, которые формируют негативный фон в отношении нашей страны, носят ярко выраженный эмоциональный характер. «Если мы будем говорить о проблемах информационной безопасности в терминах свободы, мы никогда и ни о чем с ними не договоримся. Поэтому в той или иной форме государству необходимо контролировать информационное простанство. Нечто подобное происходит в Китае, где власть не трогает собственников, но ставит перед ними довольно жесткие этические рамки», - заметил К.Коктыш.
Президент Национальной ассоциации международной информационной безопасности (НАМИБ) Анатолий Смирнов сконцентрировал свое внимание на вопросах когнитивного противоборства в современной мировой политике. По его словам, современная война, как показывает ситуация, сложившаяся вокруг Украины, носит гибридный характер, в центре ее внимания – сочетание политико-дипломатических и экономических шагов, направленных как на поражение живой силы и инфраструктуры противника, так и на подавление воли противника. Соответствующую помощь Украине и ряду других постсоветских стран оказывают структуры НАТО. В частности, на Украине это Центр противодействия дезинформации при Совете национальной безопасности и обороны (СНБО), образованный по инициативе президента Владимира Зеленского, в Латвии - Центр передового опыта в области стратегических коммуникаций (StratCom) в Риге, а в столице Эстонии Таллине - Центр передового опыта НАТО в области киберзащиты (CCDCOE). Все эти структуры причастны к внедрению фейков и дипфейков в информационное пространство. Поэтому одной из главных задач, которые решает Россия на украинском направлении, должна стать социальная, психологическая и социальная реабилитация граждан Украины, а в качестве программы-максимум – возвращение отношений между русскими и украинцами, не отравленных фобиями и враждой.
В заключение А.Смирнов рассказал о деятельности, которую ведет НАМИБ в области осуществления государственной политики России по международной информационной безопасности. В частности, он напомнил, что в сентябре 2022 года состоится очередной, XVI Международный форум «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности». 2 июня года состоится диалог по проблемам информационной безопасности с Лигой арабских государств. На очереди и контакты с Африканским союзом. Таким образом, несмотря на крайне сложную обстановку, российское дипломатическое, научное и военное сообщество продолжает работу по обеспечению информационной безопасности и предотвращению конфликтов в цифровой среде.
Автор благодарит Елену Зиновьеву и Центр международной информационной безопасности и научно-технологической информации МГИМО (У) МИД России за предоставленные фотоматериалы
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs