ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Российское научное сообщество активно участвует в выработке правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве

11:05 14.03.2022 • Е.С. Зиновьева, д.полит.н., профессор кафедры мировых политических процессов, зам. директора Центра международной информационной безопасности МГИМО МИД России А.В. Зинченко, д.истн., профессор, ведущий эксперт Центра международной информационной безопасности научно-технологической политики МГИМО МИД России, полковник запаса

Информационная революция развивается стремительными темпами, а пандемия инфекции COVID-19 ускорила глобальную цифровую трансформацию. В современном мире цифровые технологии становятся стратегическим инструментом, одинаково важным для военного лидерства, экономического развития и глобального престижа государств. При этом возрастает масштаб и значимость угроз международной информационной безопасности.

Информационные технологии играют важнейшую роль в современных конфликтах и войнах, международная информационная безопасность становится фактором стратегической стабильности и глобальной безопасности. Современные информационные войны ведутся в том числе посредством социальных сетей, в которых распространяется большое количество фейков и недостоверной информации, которая призвана сформировать у международного сообщества неверное представление не только о ходе вооруженных конфликтов, но и об их предыстории, а также позициях и интересах участников.

Не менее значимы и потери международного сообщества от кибер-преступности. В 2019 году потери от кибер-преступности составили более 2.5 трлн. долларов, в 2022 году ожидается что их объем достигнет 8 трлн. долларов. Эскалация конфликта вокруг Украины, сопровождаемая инициированным антироссийкими и антиукраинскими силами на Западе информационным шумом, также способствует росту числа кибер-преступлений.

Кроме того, важнейшей угрозой является использование информационно-коммуникационных технологий террористическими организациями для распространения своей идеологии, вербовки новых членов, коммуникации между ячейками.

В этих условиях формирование международного режима информационной безопасности становится одним из приоритетов мирового сообщества. Особенно востребованы правила поведения государств в глобальном информационном пространстве.

Россия с 1998 года последовательно выступает за выработку правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве и формирование режима международной информационной безопасности. Российские дипломаты успешно продвигают данную инициативу на различных площадках глобальных и региональных площадках, специализированных форумах – ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, БРИКС и других.

Россия призывает международное сообщество к мирному развитию информационного пространства, его демилитаризации и исходит из того, что основополагающие принципы устава ООН, в том числе уважение государственного суверенитета, мирное разрешение споров между государствами, неприменимость силы или угрозы силой полностью применимы в глобальному информационному пространству.

По инициативе России в рамках ООН неоднократно созывались группы правительственных экспертов, которые ставили своей задачей выработку правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве. По результатам их работы международное сообщество признало необходимость выработки норм и правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве, а также были согласованы 13 правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве.

На сегодняшний день ключевой международной площадкой для международного сотрудничества по вопросам международной информационной безопасности является созданная по инициативе Российской Федерации Рабочая Группа ООН открытого состава по международной информационной безопасности (РГОС), первый созыв группы завершил работу в 2021 году, был опубликован итоговый доклад, который обозначил приверженность международного сообщества к дальнейшей работе в области выработки правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве. РГОС включает в себя представителей всех государств -членов ООН и допускает возможность консультационного участия со стороны представителей бизнеса, гражданского общества и академического сообщества. В настоящее время действует РГОС второго созыва, ориентированная на продолжение дальнейшей выработки норм, правил и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве и, в случае необходимости, их корректировки. В прессе РГОС получила название «кибер-Генеральной ассамблеи ООН» в виду значимости обсуждаемых вопросов. На 26 марта 2022 года запланирована очередная субстантивная сессия РГОС, в рамках которой планируется дальнейшее обсуждение вопросов международной информационной безопасности, которые обретают особую актуальность в нынешней непростой геополитической ситуации.

Еще одно важнейшее направление российской дипломатии – выработка под эгидой ОНН Конвенции по противодействию кибер-преступности, проект которой был представлен Российской Федерацией в 2021 году. В отличие от Будапештской конвенции, которую Запад продвигает в качестве универсального правового инструмента в данной области, Российский проект документа ориентирован на уважение государственного суверенитета и учитывает особенности современного этапа развития цифровых технологий и криминализует порядка 30 различных видов кибер-преступлений, в том числе фишинг. С 28 февраля по 11 марта идет очередная субстантивная сессия данного межправительственного комитета ООН по разработке конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, в ходе которой обсуждается российский проект конвенции.

Безальтернативность подходов Российской дипломатии к формированию международного режима информационной безопасности доказана в докладе, подготовленном сотрудниками Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России. Доклад представлен на двух языках – русском и английском и призван внести вклад в обсуждение проблематики международной информационной безопасности на различных международных площадках, прежде всего, в рамках ООН. В докладе комплексно рассмотрены все направления российских внешнеполитических инициатив в области международной информационной безопасности, а также представлены и альтернативные подходы, выдвигаемые странами Запада, показана их ограниченность.

Сегодня аналитическая работа на данном направлении особенно востребована. Доклад вносит вклад в экспертное сопровождение внешней политики России в области формирования международного режима информационной безопасности и показывает готовность российского научного сообщества к участию в международных переговорах на данном направлении. При этом выработка правил ответственного поведения государств видится сегодня единственно возможным решением проблемы международной информационной безопасности, когда возможная эскалация конфликтов в информационной сфере становится реальной угрозой стратегической стабильности.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати