ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Индо-Тихоокеанский геополитический театр: премьеры 2022

10:18 09.02.2022 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

Министры иностранных дел стран «Quad» (США, Япония, Австралия, Индия) планируют провести в середине февраля саммит. При этом организаторы надеются, что встреча пройдёт в офлайн формате в Австралии. Однако, проведение мероприятия возможно и в онлайне. Это зависит от ситуации с состоянием здоровья главы индийского МИДа Субраманьяма Джайшанкара, 27 января сдавшего положительный тест на COVID-19, а также от общей динамики распространения пандемии[1]. В число главных пунктов повестки встречи, помимо обсуждения успехов и проблем в реализации концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», предполагается включить ситуацию вокруг Украины. Планируется и обмен мнениями по поводу политики Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

Предстоящий февральский саммит стоит рассматривать и как подготовку к более масштабному событию. Дело в том, что 21 января в ходе виртуальной встречи Джо Байдена и Фумио Кисиды, обсуждались возможность приезда в Токио весной этого года лидеров США, Индии и Австралии, а также - перспективы проведения в дальнейшем ежегодных встреч лидеров «Quad» (первая встреча «Quad» на высшем уровне прошла в виртуальном формате в марте прошлого года).

Японская концепция «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» и её военно-политическая надстройка «Quad» во времена пребывания С. Абэ на посту главы правительства часто воспринималась как его личный «мегапроект», первая попытка запуска которого во второй половине 2000-х гг. оказалась не очень удачной. Сейчас мы видим, что концепция относительно благополучно «пережила» отставки не только самого С. Абэ, но и Ёсихидэ Суга, выбранного им в качестве преемника. Кроме того, уже при Ё. Суга начал набирать обороты процесс «институализации» концепции. Во многом это произошло благодаря поддержке со стороны Вашингтона, усилиям министра обороны Японии Нобуо Киси (младшего брата С. Абэ) и Тосимицу Мотэги, возглавлявшего до ноября 2021 г. МИД Японии. Глобальные и региональные вызовы, связанные с пандемией «COVID-19», не только не помешали, но и во многом способствовали тому, что из «аморфного» формата для полуофициальных встреч министерского уровня «Quad» превратился в площадку для демонстрации лидерами США, Японии, Австралии и Индии «солидарности с антипекинским акцентом» по ряду вопросов региональной повестки. И эта «солидарность» вызывает целый ряд вопросов не только у региональных держав. При этом альянс США и Японии продолжает оставаться наиболее прочной гранью «бриллианта безопасности», как в свое время именовал «Quad» С. Абэ.

В ушедшем году обозначился и рост интереса к Индо-Пацифике и со стороны держав Старого Света. Это может быть объяснено не только чувством некой «сопричастности» к судьбе своих бывших колоний (Великобритания, Нидерланды) и опасениями за безопасность своих заморских территорий (Франция), но и геополитическими интересами текущего момента.

За «Quad» ещё в период его неудачного «дебюта» в 2000-х закрепилось прозвище «азиатского НАТО». И следует отдать должное китайским экспертам и журналистам, разглядевшим в этом не очень понятном тогда конструкте способность к перерастанию во что-то большее. Впрочем, стоит уточнить, что речь всё же не идёт о намерении США «клонировать» НАТО с новыми участниками. Создаётся принципиально новая сетевая структура, в которую входят не только классические военно-политические альянсы, но и более гибкие соглашения о военном сотрудничестве. Так, соглашение о тыловой поддержке между двумя американскими союзниками – Японией и Австралией, было заключено ещё в 2010 г., а в 2020 г. уже Индия заключила подобные соглашения с Австралией и Японией. В январе этого года Япония и Австралия подписали новый документ - Соглашение о взаимном доступе, создающий предпосылки к ещё более тесной военной кооперации. Новое соглашение регулирует вопросы пребывания боевых подразделений одного государства на территории другого (использование местной инфраструктуры, доступ к медицинской помощи, применение административного и уголовного законодательства, таможенное оформление военной техники и грузов, и т.д.). Хотя работа над документом потребовала значительного времени и сроки его подписания переносились, задана новая планка для военной кооперации между «дружественными США демократиями». Теперь возможно появление новых соглашений о взаимном доступе между участниками «Quad», и Япония, вероятно, заключит подобные пакты с Великобританией и Францией.

Ещё одним важным элементом выстраиваемой вокруг «Quad» «паутины коалиций» являются стратегические партнёрства. Среди участников таких партнерств мы видим и страны, не входящие в «Quad». Кульминацией подобного явления стало учреждение в условиях «глубокой конспирации» в сентябре прошлого года трёхстороннего стратегического партнёрства AUKUS, которое скорее следовало бы назвать «шоковым партнёрством» с учётом его негативного влияния на репутацию Австралии как предсказуемого и надёжного «регионального контрагента».

Вместе с тем, многое из задуманного пока не удалось. Ещё в период президентства Дональда Трампа между Вашингтоном и Токио возникло недопонимание вокруг экономического аспекта концепции Индо-Тихоокеанского региона. В ситуации, когда новыми «полями битв» становятся зоны свободной торговли, инфраструктурные проекты, цепочки добавленной стоимости, неприязненное отношение Д. Трампа к экономической дипломатии в целом и торгово-экономическим мегапроектам в частности, стало источником разочарования для Токио. Если в начале президентской гонки в США существовали ожидания, что демократы, в случае победы их кандидата, вернут страну в торговое соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве, то ближе к её завершению эти надежды улетучились.

Вместе с тем, и в этом направлении наметились определённые подвижки в выгодную для Токио сторону. Так, 15 ноября прошлого года в Токио министр торговли США Джина Раймондо и министр торговли, экономики и промышленности Японии Коити Хагиуда объявили об учреждении японо-американского торгово-промышленного партнёрства (Japan-U.S. Commercial and Industrial Partnership, JUCIP). При этом было заявлено, что его участники будут работать «над усилением конкурентоспособности, устойчивости и безопасности своих экономик, над реагированием на общие глобальные вызовы, такие, как изменение климата, а также, на достижение процветания, обеспечение свободного и справедливого экономического порядка». Что не менее важно, министры заявили, что готовы приветствовать взаимодействие со странами-единомышленниками в достижении общих целей, в том числе, в Индо-Тихоокеанском регионе[2].

В повестку этого партнёрства войдут вопросы инвестирования, устранение «рыночных перекосов», обеспечение безопасности цепочек добавленной стоимости, защиту критических технологий, поощрение и развитие чистой энергетики и устойчивой инфраструктуры. По мнению Мэтью Годмана, американского эксперта с солидным опытом работы в Белом доме, задачи нового партнёрства выходят за рамки классической внешнеторговой и инвестиционной деятельности и включают вопросы обеспечения экономической безопасности[3]. Что будет включать в себя этот внешне безобидный термин «экономической безопасности» – можно догадываться.

Джо Байден и Фумио Кисида в ходе упомянутого выше виртуального двухстороннего саммита 21 января текущего года, договорились и о том, что консультативный формат «два плюс два» (встречи глав оборонных и внешнеполитических ведомств), который используется Вашингтоном и Токио для «обсуждения вопросов безопасности» ещё со времён холодной войны, теперь будет задействован и для продвижения экономического сотрудничества. Вместо министров обороны в экономических консультациях «два плюс два» будут участвовать руководители соответствующих ведомств (Министерство торговли США, Министерство экономики, торговли и промышленности Японии)[4].

Дата первых экономических консультаций «два плюс два» пока не определена, но принципиальную договорённость об их проведении можно считать значимым результатом усилий Японии, направленных на то, чтобы США играли более активную экономическую роль в Индо-Тихоокеанском регионе в ситуации, когда Китай продолжает укреплять в нём свои лидирующие позиции. Нельзя исключать, что и консультации «два плюс два» по экономическим вопросам постепенно будут взяты на вооружение и другими странами, в первую очередь, участниками «Quad».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати