ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина в 2021 году: энергетическое дежавю, пандемия, госизмены, деолигархизация и призрак «Зимней войны»

10:26 31.12.2021 • Денис Батурин, политолог

Уходящий год для Украины был полон событиями, многие из них касались России по разным причинам – были и провокации, и попытки оказать давление на международных площадках с помощью западных партнеров Киева, оказывалось давление на политические силы и их представителей, настроенных на мирное урегулирование на Донбассе. В конце 2021 года есть возможность взглянуть на уходящий год в целом, сделать попытку понять логику украинских политических процессов, оценить вероятность тех или иных сценариев развития ситуации на украинском направлении в ближайший год.

Борьба с пандемией и политика. Для Украины год начался с локдауна и поиска необходимого объема вакцин. Так как заявленная президентом Владимиром Зеленским украинская вакцина, так и не появилась, пришлось собирать с миру по нитке. О вакцинах договорились с международной системой вакцинации COVAX -8 млн. доз, 1,9 млн. доз должен был обеспечить контракт с Китаем,  при этом в конце 2020 года Киев отказался от предложения лидера партии «Оппозиционная платформа – за жизнь» Виктора Медведчука – наладить производство российской вакцины «Спутник V» на Украине.Почему китайская вакцина вместо российской?  Зеленский  ответил странно, по его словам,  плюс китайской вакцины в том, что «ее разработка не была политизированной». Зато ответ у него получился крайне политизированным.

Кроме того, была закуплена вакцина под названием Covishield (щит от ковида, - англ.), производства индийской компании Serum Institute. Украинским минздравом она позиционировалась как аналог британской вакцины AstraZeneka, что оказалось не так, объединяют эти вакцины только технология и общий принцип действия. В конце года были опубликованы результаты исследований о слабой эффективности этой вакцины – ее действие ослабевает после трех месяцев после получения человеком второй прививки.[i] Прививались украинцы следующими вакцинами: Johnson&Johnson, Moderna, Oxford/AstraZeneca, Pfizer/BioNTech, Sinovac.[ii] На 22 декабря на Украине было всего 27 720 065 вакцинаций, при этом получили второй компонент 13 219 547, а значит полностью вакцинировано 32,03%. Заканчивается год надеждой на новую вакцину американской компанииNovavax, которая еще не прошла сертификацию в стране производителе. Однако, украинские СМИ отмечают, что после одобрения ВОЗ и в ЕС эта вакцина, по причине своей дешевизны будет доступна украинцам: «Инактивированные вакцины доступнее по цене, и западные СМИ, обсуждая перспективы "Новавакса", уже делали акцент, что этот вариант позволит насытить рынок бедных стран. А одобрение в Евросоюзе даст их жителям возможность приезжать в Европу».[iii] Одним словом, для граждан Украины власти замешали вакцинный коктейль из всех возможных вариантов, независимо от степени их эффективности, ориентируясь на политику, цену и возможность законтрактовать.

Экономика и энергетическая политика. Для украинцев год начался с повышения тарифов на газ для населения в среднем по стране на 30%, что вызвало волну протестов жителей Одессы, Харькова, Николаева, Запорожья, Полтавы. Основная причина - украинская власть, находясь под давлением внешних (МВФ) и внутренних (финансовые интересы всех участников газового рынка) обстоятельств, пытается учесть интересы всех заинтересованных субъектов  и идет путем перераспределения издержек и прибыли между государственными и частными участниками газового рынка. Но это не решает главной проблемы – вопроса обеспечения газом населения по приемлемым ценам, а значит – и сохранения социальной стабильности в стране.

Идеологические установки нынешней киевской власти влияют на внешние отношения в сфере энергетики, превращаясь в некие политические манифесты, попытки давления на Россию и ее проекты. Так, появилось «Совместное заявление США и Германии в поддержку Украины, европейской энергетической безопасности и наших климатических целей». Смысл документа в том, что Вашингтон, у которого не получилось остановить строительство газопровода, наложил на Берлин некие обязательства в отношении Украины, в связи с энергетическим сотрудничеством Германии с Россией. Самое интересное в этих обязательствах Германии в отношении Украины с целью «повышения украинской энергоэффективности и безопасности» - обеспечение и повышение возможностей для реверса газа «с целью полной защиты Украины от потенциальных будущих попыток России сократить поставки газа в страну». Ответной реакцией на это давление со стороны Вашингтона было заявление МИД ФРГ 22 июля к годовщине перемирия на Донбассе, заключенного летом 2020 г. года. В заявлении, напомнив об обязательствах участников Минских соглашений, Берлин отметил: «Украина также должна выполнить свои обязательства, такие как перенос так называемой формулы Штайнмайера в украинское законодательство».

Все эти попытки заставить и Европу, и Россию отказаться от «Северного потока -2», но при этом продолжать поставки газа через Украину,  выглядят как отказ от здравого смысла по множеству причин. Это и переориентация американцев, обещавших снабдить Европу своим СПГ, на рынки Южной Америки и юго-восточной Азии, и энергетический кризис в самой Европе, которая взяла курс на спотовый рынок в ущерб долгосрочным контрактам. Все это моментально стало доказательством и так очевидной ситуации – «Северный поток-2» необходим для энергетической безопасности Европы и развития экономик стран Евросоюза.

Стремясь к непродуманной энергетической независимости, Украина сама себе сломала свой энергетический хребет. Антироссийская политика, отказ от потребления российского газа (на проверку – формальный, прикрытый «бумажным реверсом» из Европы), но при этом настойчивое стремление обеспечивать его транзит привели к тому, что Россия с каждым годом теряла интерес к украинскому транзиту. Как отметил президент Владимир Путин - причины не только и не столько политические, сколько технические. Газотранспортная система Украины находится в плачевном состоянии, делать на нее ставку – не только рискованно, с точки зрения соблюдения поставок законтрактованного газа в Европу, но и опасно – вероятность техногенных катастроф крайне высока.

Помимо сугубо практических реалий, из сложившейся в мире энергетической ситуации и заявлений Владимира Путина по поводу украинского транзита, можно сделать следующие выводы:

  • Поставки газа через Украину и на Украину – вопрос не только экономический, учитывая бесконечные антироссийские эскапады Киева;

  • Эта проблема влияет на энергетическую безопасность Европы;

  • Если эта проблема имеет несколько составляющих, то и решать ее надо комплексно;

  • При этом сделать это в интересах Запада и Украины в ущерб интересам России не получится.

Украина в очередной раз наступает на энергетические грабли, чему причиной как идеологические установки, так и давление Запада, при этом в ущерб стране, развитию экономики и социальной политике.

Внутренняя политика. Украинский политический бульон, как всегда, кипел бурно и далеко не всегда источал приятные ароматы.Одним из основных треков был антироссийский. В культурной политике это выразилось в запрете ввоза книг из России и российских авторов, а ответственные лица дали следующее пояснение: «Национальные интересы требуют немедленного принятия закона об эмбарго на импорт книг из страны-агрессора». Под запрет попали произведения Михаила Булгакова и Бориса Акунина, что неожиданно, но и это обосновали весьма «тонко»: в творчестве Акунина «был период, когда он смотрел на историю «тюрьмы народов» через розовые очки». Как пример приводят написанную Акуниным серию детективов про Эраста Фандорина, в которой российский силовик предстал в образе не кровавого опричника, а истинного аристократа ХІХ столетия. Такой образ украинских блюстителей национальных ценностей не устраивает – Фандорин, по их мнению, должен, видимо быть палачом, сатрапом и тираном.

Националистический характер украинского режима подтверждает принятие закона о коренных народах Украины. Этим законом нарушена статья 10 Конституции Украины, где закреплены права русского языка и русских как национальной группы, действия депутатов по принятию законопроекта, а также заявления некоторых из них подпадают под статью 161 Уголовного кодекса Украины, согласно которой нарушение равноправия граждан или призыв к нему - преступление. Народный депутат Украины от партии «Слуга народа» Олег Семинский в социальной сети заявил, что после принятия закона о коренных народах граждане Украины русской национальности не будут обладать такими же конституционными правами, как представители украинской нации, крымскотатарской нации, а также караимы и крымчаки. Пост он удалил, что говорит не только об интеллекте нардепа, но и вскрывает «замысел законодателя». Очевидно, что законопроект направлен на ущемление прав русских и русскоязычных, чтобы их не было во власти, на избираемых должностях, чтобы была возможность дискриминировать их при любых социальных и политических обстоятельствах, чтобы не создавались тексты и не распространялись смыслы, связанные с русской культурой.

Далее последовал запрет на вещание ряда украинских телеканалов, это свидетельство того, что уровень демократии и ценность свободы слова при Владимире Зеленском резко «повысились». Своим указом Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) о применении санкций в отношении депутата Верховной Рады от фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) Тараса Козака, а также восьми компаний — учредителей телеканалов «112 Украина», ZIK и NewsOne, которые связывают с председателем политсовета ОПЗЖ Виктором Медведчуком. Среди прочего, конкретным поводом для санкций стала трансляция встречи Виктора Медведчука с президентом России Владимиром Путиным в октябре 2020 года, на которой обсуждалась «запретная тема» - возможные поставки российской вакцины «Cпутник V» на Украину. 19 февраля на основании решения Совета национальной безопасности и обороны Украины президент Зеленский издает новый санкционный указ против физических и юридических лиц. Последние санкции вводятся на три года, в частности, против Виктора Медведчука и его супруги Оксаны Марченко, кроме них в списке украинские и российские бизнесмены, среди юридических лиц украинские, российские и оффшорные компании. Сами санкции направлены на блокирование бизнеса и деловой активности упомянутых в указе лиц и компаний, а в отношении лиц целью является блокирование возможности осуществления ими финансирования политической деятельности оппозиционных политических сил. Так, речь идет о партии «Оппозиционная платформа – за жизнь», которая, между прочим, представлена в украинском парламенте. Медведчук и его партия представляла все более крепнущую сторонниками альтернативу курсу украинской власти – мир вместо войны, вакцина в нужном объеме в нужные сроки… Но Украина «должна жить в другом мире»…Новые украинские санкции беспрецедентны для страны, это не просто санкции против нескольких людей, это санкции против тех, кто поддерживает партию, возглавляемую Медведчуком, а это значительная часть избирателей. На момент введения указанных санкций рейтинг ОПЗЖ был 27,5%.

Активно украинской властью отрабатывалась и тема деолигархизации. Зеленского заставили оказать давление не только на оппозиционного Медведчука, но и на его крестного отца в политике и спонсора – Игоря Коломойского, а также Рината Ахметова, который стал виновником неготовности к зиме угольного сегмента энергетики.  США давно отрабатывают Украину с точки зрения давления на олигархов, прекрасно понимая, что они – «украинская боль и гордость» политически и финансово влиятельные люди, для которых частные и личные интересы важнее геополитических целей Вашингтона. 

Государственные измены. Через год на Украину вернулся «Вагнергейт», скандал, инспирированный сторонниками экс-президента Петра Порошенко, суть которого – слив информации из офиса президента Зеленского о спецоперации украинских спецслужб по задержанию представителей так называемой ЧВК «Вагнер», участвовавших в конфликте на Донбассе. Эта «самая успешная операция» украинских спецслужб была сорвана. 17 ноября известная контора, патронируемая американскими спецслужбамиBellingcat выпускает доклад. Ничего нового, кроме подробного описания работы украинских спецслужб по организации спецоперации, демонстрации неких документов, там нет. Интересна вторая часть расследования, особенно раздел «Внезапный перенос операции и увольнение главы ГУР». Смысл этой части, в которой со ссылкой на интервью бывших оперативников и источников в ГУР, расследователи пытаются разобраться, кто дал команду задержать, перенести операцию. Из доклада (показания бывших оперативников украинских спецслужб) следует, что инициатором переноса был Андрей Ермак, глава офиса президента Украины, а сам президент Украины Владимир Зеленский был в курсе всей ситуации с операцией, но приоритетом на тот момент для него было достижение соглашения с Россией о прекращении огня на Донбассе. То есть, Зеленский поступил вразрез с целями операции - предпочел перемирие на Донбассе.[iv] Вагнергейт - это крючок, на который подвешивается очередной президент Украины, чтобы для его избрания решающим было мнение той силы, которая может снять кандидата в следующие украинские президенты с этого крючка, либо забыть о нем до поры до времени. Кроме того - вагнергейт это сладкая история для всех противников Зеленского, для тех, кто хочет прийти к власти на Украине. Вагнергейт только начали раскручивать, поэтому Зеленского впереди ждет еще много интересного.

Как оказалось, много интересного впереди и у экс-президента Петра Порошенко, который было воспрянул с очередной волной Вагнергейта, но получил очередное подозрение в государственной измене. 21 декабря он записал и разместил в Facebook Варшавы видеообращение Варшавы, в котором заявил, что ему «передают приветы» из офиса президента Зеленского о том, что «они с пониманием отнесутся к тому, чтобы он остался в Европе». Однако, он «такого подарка им не сделает и вернется на Украину в первой половине января».

Получается – для Зеленского крючок в виде Вагнергейта, для другого – миссия главы «украинского правительства в изгнании» (не первый раз такое в украинской истории).

Минский процесс. Украина была и остается, согласно подписанным ей Минскими соглашениями, стороной, на которой лежит основная ответственность за выполнение соглашений. Ничего для их выполнения Украина не делает. Наоборот, устраиваются провокации, ведутся обстрелы, делаются попытки увязать соглашения с энергетической политикой Европы и России – дескать, нельзя покупать газ у «агрессора», который при этом должен транзитировать газ только через Украину (так нельзя, или должен?), поэтому «Северный поток -2» - неправильный проект. На это на недавней встрече с президентом Украины Владимиром Зеленским, канцлер Германии Ангела Меркель ответила, что «имплементация «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство необходимо и в конечном итоге нам нужны выборы в Донбассе». Зеленский же на той встрече постарался связать минский процесс с энергетическим взаимодействием Россия-Германия, заявляя об опасности СП-2 для Украины. Тогда Меркель выразила некоторое удивление по поводу того, как связан «нормандский формат» и СП-2. Однако, ситуация на юго-востоке и СП-2 оказались связаны, но не по настоянию Киева, и не так как это видит Украина, а по итогам соглашения с США и консультаций с Россией. С того времени в Германии сменился канцлер – Ангела Меркель ушла в отставку, в Европе энергетический кризис. Новый канцлер Олаф Шольц еще не проявил своей четкой позиции в отношении Минского процесса, в отличие от президента Франции Эммануэля Макрона, который на прошедшем в декабре саммите Восточное партнерство заявил не только о готовности продолжать работу в Нормандском формате для разрешения конфликта на Донбассе, о «приверженности суверенитету и территориальной целостности Украины», но при этом напомнил и о Минских соглашениях, заявив, что они должны соблюдаться.

Основной ситуацией международной политики, связанной с Минским процессом, остается так называемая «Зимняя война», придуманная западными журналистами, или подсказанная им из ситуационных комнат Лэнгли. Западные издания нарисовали «карты вторжения», украинские и западные СМИ пишут о «железном кулаке» нависшем над Украиной.[v] Это было бы смешно, если бы на этом не начали строить международную политику против России, если бы не угрожали санкциями. Которые могут быть применены, «если Россия нападет на Украину». За этим кроется следующий замысел – Украина устроит провокацию на Донбассе, начнет наступление, нельзя исключать провокации и на крымском направлении, Россия вынуждена будет ответить или вмешаться – и тут нас назовут агрессором. Президент России Владимир Путин на пресс-конференции 23 декабря так сказал об этой ситуации: «Складывается впечатление, что на Украине готовится третья военная операция против Донбасса, и на намекают – «не вмешивайтесь». А российские войска в определенном отдалении и вдоль границы с Украиной есть.  И ничего удивительного в этом нет. Украина – плацдарм, и этого никто не скрывает. Испытывать благодушие ни политическое руководство России, ни Генеральный штаб по этому поводу не будет и не собирается.[vi] Поэтому да – они там есть. Поэтому Владимир Путин и предложил Вашингтону поговорить о гарантиях международной безопасности.

2021 год вновь демонстрирует, что страну продолжают сотрясать внутренние и внешние политические кризисы. Украина по-настоящему несчастное государство, разорванное изнутри, продолжающее само себя терзать до крови руками националистов. Все украинские интересы оказываются настолько украинскими, что их легко не замечают и не берут во внимание практически все страны, которые регулярно заявляют о своей поддержке независимой Украины, и даже о «поддержке ее противостояния российской агрессии».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати