На днях в онлайн режиме прошла встреча политических советников глав государств Нормандской четверки (N4): Дмитрий Козак (Россия), Андрей Ермак (Украина), Ян Хекер (Германия), Эммануэль Бонн (Франция). Информации об этой встрече появилось мало, в основном с украинской стороны, что вполне объяснимо исходя из позиции Киева.
Во многом ситуация прояснилась уже после встречи Трехсторонней контактной группы (ТКГ) 25 ноября. Однако, стоит проанализировать и доступную информацию о встрече советников глав Н4. По информации офиса президента Украины, Андрей Ермак отметил необходимость активизации работы Трехсторонней контактной группы, выступил за принятие документа, который дал бы толчок Минскому процессу: «Документ называется «План совместных шагов участников Трехсторонней контактной группы по выполнению Минских договоренностей». Мы рассматриваем этот документ как относящийся к имплементации Минских договоренностей в работе ТКГ. Этот документ является результатом всех важных наработок как в Нормандском формате в прошлом, так и в работе ТКГ. Я считаю, что в случае нахождения взаимопонимания этот план совместных шагов может действительно стать основой большой дорожной карты, которую мы можем принять на уровне Нормандского формата».[i] Ермак заявил, что в украинском документе, который также называют «план Кравчука» по имени руководителя украинской делегации в ТКГ, обобщены предложения, которые были озвучены сторонами на заседаниях ТКГ, а также то, что «участники встречи договорились продолжить консультации по выработке единой дорожной карты на основе представленного Украиной документа». Политические советники глав Германии и Франции, судя по информации Киева, вроде бы поддержали идею разработки единого документа в рамках ТКГ.
Однако, и это важно, «план Кравчука» не был единственным документом, представленным и обсужденным на этой встрече. Как стало известно из письма представителя России Дмитрия Козака, направленного советникам лидеров стран Н4, существует проект дорожной карты, подготовленный Германией и Францией, под названием «Ключевые кластеры по выполнению Минских соглашений». (Копия письма Козака и проект итогового заявления встречи 13.11.20 [ii] [iii]). Из письма следует, что именно европейский проект, а не «план Кравчука» российская сторона предлагает принять за основу для дальнейших переговоров, при этом предлагая привести его в соответствие с Минскими соглашениями. В отношении дорожной карты украинской стороны в письме отмечено следующее: «Представители Германии, Франции и России (…) обратили внимание представителей Украины на недопустимость попыток корректировки Минских соглашений путем их избирательного применения и искаженного толкования под предлогом и в рамках проекта дорожной карты по мирному политическому урегулированию конфликта в соответствии с Минскими соглашениями».
Стоит обратить внимание и на этот пункт проекта Козака: «Представители Германии, Франции и России указали Украине на недопустимость одностороннего регулярного обнародования информации, содержащей искаженные сведения о ходе и результатах переговоров в N4 и Трехсторонней контактной группе». Это напрямую относится и к итогам встречи 13 ноября, о которых, насколько известно, сообщил лишь офис президента Украины, при этом обнародовав искаженные или неполные сведения о встрече – не было сообщено о том, что существует франко-германский вариант дорожной карты. Ситуация объясняется намерением Киева предстать в лучшем свете, чтобы политическое руководство в стране не обвинили в очередной «измене», а также попытками украинской стороны повлиять на других участников процесса переговоров путем информационных вбросов.
Из предложенного Козаком в проекте был выполнен только пункт о дате встречи ТКГ – 25 ноября, что и предопределило ход этой встречи и ее итоги.
По свидетельству представителя украинской стороны – журналиста Сергея Гармаша, это было «самое жесткое» заседание ТКГ при его участии. Как сообщил представитель ЛНР Родион Мирошник в своем телеграмм-канале: «Кравчук на заседании Контактной группы заявил, что украинская сторона при подготовке «дорожной карты» не намерена рассматривать проекты, внесенные представителями республик Донбасса, а хочет видеть только проект от Российской Федерации».
По мнению украинского представителя Гармаша, хитроумно развивающего позицию Кравчука: «Верховная Рада Украины не будет имплементировать этот план, так как якобы российская сторона не хочет подавать его от своего имени как член ТКГ и «просовывает» от лица представителей ЛДНР, которые не несут ответственности за невыполнение принятых решений». Замысел этих требований вполне понятен.
В ответ на это заявление полномочный представитель России в ТКГ Борис Грызлов, отметил, что такие действия представителей Украины явно не направлены на урегулирование конфликта. И если Украина отказывается от своих обязательств, то и должна открыто об этом сказать. По информации Мирошника Грызлов заявил, что Россия действительно поддерживает план, подготовленный в Луганске и Донецке, как минимум потому, что он соответствует Минским соглашениям. А любой план, подготовленный и внесенный Россией, может рассматриваться, как вмешательство во внутренние дела Украины, и, соответственно, его не будет. Далее стоит привести сообщение из канала Мирошника в полном объеме: «Кравчук продолжил накалять атмосферу, заявив, что может считать комментарий Грызлова заявлением о выходе РФ из Минских соглашений и добавил, что тогда Украина сама разберется с ситуацией на «украинской территории под названием ОРДЛО». Такой постановкой вопроса Кравчук вывел из себя уже и посла Хайди Грау, которая расценила подобные заявления как «попытки вытолкать всех других из ТКГ».
Логичным финалом перепалки стало жесткое заявление Бориса Грызлова, осадившего почетного пенсионера Кравчука напоминанием, что для таких заявлений необходимо иметь соответствующие полномочия. Он отметил, что Российская Федерация вошла в Контактную группу по приглашению Украины для урегулирования внутреннего конфликта, разгоревшегося на украинской территории. Если мнение руководства Украины изменилось, то именно оно должно сделать об этом соответствующее заявление, но никак не Кравчук, многократно заявлявший о том, что он не в состоянии решать вопросы ни с Президентом Украины, ни с Верховной Радой. Грызлов дипломатично напомнил Кравчуку, что надо «подумать о заявлениях, прежде чем их произносить».
Что вывело из себя Кравчука совершенно понятно – у него нет установки соблюдать Минские соглашения, несмотря на все заявления о приверженности им. Понимая это, Киев не поддержали даже международные представители. При этом позиция России, основанная на пунктах соглашений, раздражает Кравчука, но у него нет аргументов.
Для понимания намерений Украины стоит оценить содержание «плана Кравчука», который проанализировали представители ДНР (источник – телеграмм-канала Мирошника): «В украинском «Плане совместных действий» арифметика явно не в пользу стремящихся к урегулированию и соблюдающих Минские соглашения: «В данном проекте 51 абзац, из которых 40 противоречат Минским соглашениям – т.е. 78 % этого документа грубо нарушают Комплекс мер, а в остальном противоречат одна другой».
Оценивая позицию ОБСЕ, основанную на необходимости выполнения Минских соглашений, упомянутый выше украинский представитель Гармаш даже заявил, что ОБСЕ на переговорах «играет роль инструмента Кремля, а не посредника и модератора». Ну все против, даже «друзья»!
При этом украинская «Национальная платформа примирения и единства» на своей странице в Facebook подтвердила, что: «Международные посредники вынуждены констатировать, что переговорный процесс сорван. В частности, специальная представительница ОБСЕ в Украине Хайди Грау сообщила, что никакого прогресса по разработке проекта плана действий, который бы соответствовал букве Минских соглашений, нет».
Встреча ТКГ закончилась не только безрезультатно, но и скандалом, что не помешало украинской стороне в очередной раз выпустить несогласованное с участниками переговоров информацию о необходимости новой встречи ТКГ. Заявление Кравчука выглядит как нападение в отчаянной ситуации (в которую украинская сторона загнала себя сама, предлагая к обсуждению неприемлемые для сторон и противоречащие Минским соглашениям документы).
Кравчуку очень хочется, чтобы Россия «формально определила свою позицию» и была представлена дорожная карта, подписанная российской стороной. При этом ответ на это уже дан: Россия считает такой вариант вмешательством во внутренние дела Украины. Такую позицию Кравчука можно считать провокацией, направленной на то, чтобы на основании документа о мире в Украине (!) (если Москва таковой подпишет) выставить Россию агрессором и стороной конфликта, что и докажет документ и подпись под ним. Получается, главный интерес и цель Киева не установление мира на Донбассе и возвращение своей территории к мирной жизни, а фабрикация «доказательств, что Россия страна-агрессор».
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[ii] Название документа: «Заявление о совместных согласованных итогах видеоконференции политических советников глав государств и правительств, уполномоченных представителей министерств иностранных дел «нормандского формата» и представителей ОБСЕ 1 ноября 2020 г.»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs