ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Киевские мечтатели: что стоит за высказываниями Фокина и Кравчука?

10:49 04.09.2020 • Денис Батурин, политолог

В преддверии местных выборов и декларируемой подготовки к саммиту Нормандской четверки Киев затеял новые политические игры. 25 августа, в интервью Euronews, президент Украины Владимир Зеленский заявил: «Думаю, по результатам второй "нормандской встречи" высок шанс окончания войны».[i]

Дай то Бог! На мой взгляд, это весьма оптимистичное заявление, которое при этом можно было бы трактовать как принятие обязательств по дальнейшему продвижению Минского процесса. Но Зеленский тут же добавил слова, которые вернули все на свои места: «У нас есть альтернативный план, что можно сделать. Но не существует реально действенного плана, который поддержали бы все 4 страны "нормандской четверки". С другой стороны, есть еще время. Поэтому я хочу двигаться вперед. И если это не сработает – тогда мы будем думать о других вариантах».

Как оказалось, «о других вариантах» Киев думает весьма напряженно, об этом можно судить по пришедшей в тот же день, 25 августа, новости о переносе встречи политических советников глав государств Нормандской четверки (Н4), то есть, одного из ключевых мероприятий подготовки этой встречи. Причиной переноса офис Зеленского назвал «командировку советника президента Франции Эммануэля Бонна».[ii]

Версия переноса встречи была предложена и российской стороной. Со ссылкой на источник в МИД России «РИА Новости» сообщило, что встречу решили перенести на сентябрь в связи с тем, что у участников произошла накладка по дате. Но источники «РИА Новости» и «Интерфакса», близкие к переговорам, сообщили, что причиной отмены встречи стали разногласия по итоговым документам, в частности со стороны Германии, Франции и Украины. И это, скорее всего, версия наиболее близкая к реальности.

При этом, причин отмены встречи политических советников глав государств Н4 может быть множество у каждой из сторон. Российские причины – это продолжающаяся политика украинской стороны ухода от выполнения не только положений Минских соглашений, но и касающихся их решений, согласованных на последнем саммите «четверки» в декабре 2019 года.

Параллельно с заявлениями Зеленского внимание привлекли высказывания новых членов Трехсторонней контактной группы (ТГК) со стороны Украины – экс-президента Леонида Кравчука (назначен руководителем украинской делегации в ТКГ) и экс-премьера Витольда Фокина (первый заместитель Кравчука в украинской делегации в ТКГ).

Глава украинской делегации Леонид Кравчук демонстрируя некие намерения Киева, связанные с внутриполитической борьбой, предложил парламенту рассмотреть юридическую сторону вопроса о выборах на Донбассе: «Леонид Кравчук проинформировал участников ТКГ о направлении в рамках подготовки к местным выборам на Украине обращения в Верховную Раду с предложением рассмотреть вопрос о соответствии постановления Верховной Рады "О назначении очередных местных выборов в 2020 году" Закону Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также Комплексу мер по выполнению Минских соглашений, который был поддержан резолюцией Совета Безопасности ООН №2202 (2015 года)".[iii] Речь идет о постановлении, согласно которому местные выборы 2020 года в подконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей проводиться не будут.

Вот позиция Фокина, вызвавшая большой резонанс и заставившая ряд украинских политиков заявить о своем к ней отношении:

- «…выполнение Минских договоренностей — это единственный путь к миру. Например, Рада приняла решение, которое прямо противоречит Минским соглашениям (речь идет о проведении выборов на неподконтрольной территории только после получения контроля над границей). А ЦИК отказалась проводить выборы местных органов власти не только в ОРДЛО, но и на подконтрольной территории Донбасса».

- «Инициатива Кравчука, который… намерен обратится в Верховную Раду с просьбой рассмотреть соответствие пункта четвертого постановления Рады Минскими соглашениям и Конституции».

- «Чтобы прекратить войну и уберечь жизнь бойцов и командиров, моя позиция — нужно объявить всеобщую амнистию, провести выборы, решить вопрос особого статуса отдельных районов, а лучше - всего Донбасса».

- «Дать особый статус Донбассу без изменений в Конституции Украины. Фокин считает, что в переговорах с Россией можно обменять эту позицию на всеобщую амнистию».[iv]

Последняя позиция, пожалуй, самая важная, и является приглашением к обсуждению. Эту позицию постарался сразу смягчить глава офиса президента Украины Андрей Ермак. Смягчить ее так, чтобы сохранить ее как переговорную, снизив по этому поводу давление внутренней оппозиции и антироссийских внешних сил. Ермак отметил, что Минские соглашения и предложения украинской делегации по доработке законопроекта об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей не предусматривают особого статуса для всего Донбасса - речь идет исключительно о ДНР и ЛНР.[v] При том, что слова Фокина, на мой взгляд, можно интерпретировать достаточно четко – это реализация Минских соглашений на всей территории Донецкой и Луганской областей.

Украинские «национальные» политики отреагировали на высказывания Фокина резко. Бывший спикер Верховной Рады и временно исполняющий обязанности президента Украины, бывший секретарь СНБО Александр Турчинов на своей странице в сети Facebook заявил, что считает необходимым исключить Витольда Фокина и Леонида Кравчука из состава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию ситуации на Донбассе и открыть против них уголовные дела.[vi] Турчинов добавил, что, если Фокин и Кравчук не будут отозваны из ТКГ и против них не будут открыты уголовные дела, это означает, что озвучиваемые ими тезисы полностью согласованы с "зеленой властью".[vii]

При этом украинские СМИ сопровождают высказывания Турчинова справкой-напоминанием о том, что закон об особом статусе Донбасса был принят Верховной Радой в сентябре 2014 года под председательством спикера самого Турчинова, что именно этот закон предусматривает особый порядок местного самоуправления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, который и предлагает ввести Фокин. Эта же норма содержится и в Минских соглашениях, которые подписал тогдашний президент Петр Порошенко. Таким образом, Порошенко и Турчинов являются создателями законодательной базы для особого статуса Донбасса – является ли это преступлением, требующего уголовного производства по подозрению в антигосударственной деятельности? Интересно было бы услышать их комментарии по этому поводу. Является ли преступлением действия Турчинова и Порошенко по созданию законодательной базы для особого статуса Донбасса, сам Турчинов не поясняет. 

Призывая весь международный опыт, отреагировал на позицию Фокина и спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков: «Полная амнистия является военным преступлением, и ни в одном государстве мира это не подлежит амнистии. Это реалии, с которыми сталкивался мир уже много лет, и я думаю, что Украина тут вряд ли может идти своим отдельным путем».[viii] Именно позиция Разумкова во многом вскрывает «хитрую игру» украинской стороны. Какую реакцию предложения Кравчука и Фокина вызовут у Турчинова, Порошенко и других, завязанных на войну украинских политиков, было понятно изначально. А вот позиция спикера Разумкова, избранного на пост большинством президентской партии «Слуга народа», вскрывает эту двойную игру. С одной стороны, Зеленский назначает в ТКГ Кравчука и Фокина, с другой стороны, один из лидеров его партии, большинства в парламенте, ее спикер, делает подобное заявление, а сам парламент с пропрезидентским большинством принимает постановления об отмене местных выборов в подконтрольных Киеву районах Донбасса. Либо мы являемся свидетелями неуправляемого политического процесса на Украине, либо все участники этого процесса заняты собственным имиджем, либо мы являемся свидетелями очередного иезуитства офиса Зеленского. Какое из предположений наиболее соответствует действительности становится ясно из комментария главы офиса Зеленского Андрея Ермака. По его словам, большинство позиций, которые высказал Фокин, по сути, отражают положения первых и вторых Минских договоренностей: «Давайте отделять личную позицию от позиции делегации. Витольд Фокин только что присоединился к переговорному процессу и разбирается с тематикой. И как раз некоторые одиозные и двусмысленные формулировки, с которыми почему-то согласилась предыдущая власть, сегодня украинская сторона пытается смягчить или применить исключительно в рамках национальных интересов Украины».[ix]

То есть, извините, это личная позиция Фокина, он не разобрался, а заодно напоминаем, что это все прежняя власть придумала…Так что это, скорее, последнее из предположений.

В этой связи интересна оценка данной ситуации украинского эксперта Руслана Бортника, которую он высказал в сети Facebook: «Сейчас, больше вероятность того, что в Офисе Президента "играют в Кравчука и Фокина" ради второй встречи Нормандской четверки и местных выборов - необходимо показать хотя бы видимость прогресса в мирном урегулировании парламентом. В любом случае, уже сейчас, с приходом новой команды (в ТКГ – Д.Б.) окружение Зеленского:

- активизировало общественную дискуссию вокруг этого вопроса;

-сняло ответственность и давление с Ермака, а письмом Кравчука - о необходимости пересмотра постановления о выборах;

- технично перебросило "горячие камни" ответственности за мир в руки парламента - это может и быть основной тактической целью».

«Украинская сторона тянет время, ориентируясь на внешнеполитические процессы, которые, как надеются в Киеве, могут повлиять на позицию России по Донбассу.[x] Эти маневры нужны Украине по простой причине – она не хочет ни в каком формате обсуждать вопрос местных выборов, которые касаются реализации Минских соглашений и (должны) состояться осенью. Украина не готова к обсуждению ни политически, ни дипломатически. Выборы не касаются непризнанных республик Донбасса, а это противоречит политической части Минских соглашений и пошаговому плану их реализации – «формуле Штайнмайера». Более того, Киев принял решение не проводить выборы в подконтрольных районах Донецкой и Луганской областей, создавая там некую политическую «серую зону»,[xi] – считает эксперт.

В итоге, Зеленский через свои различные креатуры и на разных площадках продолжает вбрасывать те или иные идеи, касающиеся Донбасса, чтобы получить реакцию политиков и общества, внешнеполитических игроков. Так, через Кравчука и Фокина он вбросил свою изначальную идею – признать гражданскую войну на Донбассе и ключевой позицией разрешения конфликта сделать амнистию.

Но при этом курс на пересмотр Минских соглашений и затягивание времени - очевиден, а встреча Нормандской четверки на этом фоне в очередной раз подменена дискуссией в Украине вокруг высказываний новых членов украинской делегации в ТКГ.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати