ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Почему Россия настаивает на двусторонних переговорах с США по гарантиям безопасности в Европе?

12:56 21.12.2021 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

Слишком долго мы уговаривали Европу создать систему европейской безопасности с участием России. Еще в далеком 2007 году Президент России Владимир Путин на Мюнхенской международной конференции по безопасности предлагал нашим европейским партнерам план совместных действий по сокращению вооружений и по предотвращению эскалации в Европе, публично заявив, что «убежден, что все мы подошли к тому рубежному моменту, когда должны серьезно задуматься над всей архитектурой глобальной и европейской безопасности, поэтому только совместными усилиями мы можем предотвратить конфронтацию. Нас, безусловно, тревожат планы по развертыванию элементов системы противоракетной обороны в Европе. Кому нужен очередной виток неизбежной в этом случае гонки вооружений? Глубоко сомневаюсь, что это нужно самим европейцам».
По словам главы российского государства, «безусловно, важным вопросом повестки конференции является процесс натовского расширения на Восток. Он не имеет никакого отношения к модернизации самого Альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них даже никто не помнит».[1]

Тогда в 2007 году российский президент также заострил внимание на легитимности применения военной силы, в том числе, и в Европе. По мнению Владимира Путина, односторонние, нелегитимные часто действия не решили ни одной проблемы. Более того, они стали генератором новых человеческих трагедий и очагов напряженности. Войн, локальных и региональных конфликтов не стало меньше, поэтому легитимным можно считать применение силы, только если решение принято на основе и в рамках ООН. Не нужно подменять Организацию Объединенных Наций ни НАТО, ни Евросоюзом.[2]

С момента выступления российского президента в Мюнхене прошло уже почти 15 лет. Изменилось ли что-то за эти годы в Европе с точки зрения обеспечения безопасности? Нет.
Стали ли граждане европейских государств жить безопаснее? Однозначно, нет.
Создана ли система европейской безопасности? Категорически - нет.

Вся система европейской безопасности на наднациональном уровне (да, и на национальном тоже), если о ней вообще можно серьезно говорить, обеспечивается Соединенными Штатами и финансируемым в основном американцами Североатлантическим блоком (НАТО). Поэтому сейчас уже на фоне стремительного разрушения хрупкой архитектуры стратегической стабильности и безопасности в Европе, Россия потеряла всякий интерес обсуждать этот вопрос с европейцами.
По словам заместителя министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, Россия намерена обсуждать этот вопрос только с Соединенными Штатами на двусторонней основе, причем в срочном порядке. Сергей Рябков также уличил Запад в отсутствии политической воли. По словам дипломата, если американцы не реагируют на наши предложения или реагируют негативно — это значит, что тем самым они проводят осознанную линию на неулучшение отношений, т.е. на сохранение кризисных явлений и на нагнетание напряженности в Европе. Однако в тот же день глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил о необходимости участия Евросоюза в переговорах по гарантиям безопасности в Европе.[3]

Не поздно ли европейцы спохватились?
Полагаю, что они опоздали ровно на 15 лет. Поэтому позиция России остается неизменной. На заявление Борреля российский МИД ответил дипломатично, российская сторона приняла к сведению заявление руководства ЕС, но продолжает выступать в пользу двустороннего переговорного процесса с Соединенными Штатами.

Какова же позиция американцев в этой связи?
Их позиция проста «до безобразия». Соединенные штаты и НАТО просто отказываются от конструктивного диалога с Россией по вопросам стратегической стабильности и безопасности в Европе. Более того, российские предложения по деэскалации напряженности и предотвращению опасных инцидентов в Европе наткнулись на полное непонимание со стороны американского руководства.

В связи с этим, по мнению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, ситуация в Европе принимает угрожающие формы, т.к. военная инфраструктура Альянса приближается к границам России и поэтому сегодня как никогда Европе нужны долгосрочные юридически обязывающие гарантии безопасности. По его мнению, это императивное условие предотвращения скатывания к ужасному конфронтационному сценарию.[4]

Более того, Президент России Владимир Путин, выступая на заседании расширенной коллеги МИД РФ, отметил нежелание западных партнеров в лице США двигаться к компромиссу по вопросам безопасности в Европе. По словам главы российского государства, «…мы постоянно высказываем наши озабоченности по этому поводу, говорим о «красных линиях», но, конечно, понимаем, что партнеры наши очень своеобразные и так – как бы сказать помягче – поверхностно очень предостережениям относятся ко всем нашим и к разговорам о «красных линиях». Разговоры американской стороны о «повышении ставок» Россией в свете публикации инициатив по гарантиям безопасности в Европе свидетельствуют о нежелании США и НАТО вести необходимую работу в этой области. Нужно посмотреть, несколько волн расширения, и вот теперь посмотрим, где находится военная инфраструктура блока НАТО – прямо недалеко от наших границ, а в Румынии и Польше развернуты уже системы противоракетной обороны, которые легко могут быть использованы в результате того, что там стоят пусковые установки Mk-41, ударные комплексы. Это вопрос только нескольких минут, чтобы поменять программное обеспечение. И тем не менее, наши предупреждения последнего времени все-таки дают о себе знать и производят определённый эффект».[5]

МИД РФ подготовил и передал проекты Договора между Российской Федерацией и США о гарантиях безопасности и соглашения об обеспечении безопасности России и стран-членов НАТО. Документы были переданы 15 декабря 2021 года заместителю госсекретаря США Карен Донфрид.

Всего в проекте Договора восемь статей.
Россия предложила Соединенным Штатам закрепить принцип невозможности развязывания ядерной войны. Россия также предлагает США согласиться с тем, чтобы действовать на основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга, для чего предлагает взять взаимные обязательства не предпринимать действий и не проводить мероприятий, затрагивающих безопасность другой стороны.
По мнению российского МИДа, стороны не должны использовать территорию других государств в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения на Россию или США.
США должны принять обязательства исключить дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении, отказаться от приема в Альянс государств, ранее входивших в СССР. Это требование касается по меньшей мере Украины и Грузии, которые постоянно говорят о стремлении стать членами Альянса.
США не должны создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами НАТО, а также использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.
Россия также предлагает взаимно отказаться от размещения вооруженных сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой стороной как угроза своей национальной безопасности, а также воздержаться от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов в районах вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории России или США. Россия предложила также вернуться к принципу отказа от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории. Москва также считает необходимым исключить и развертывание ядерного оружия вне национальной территории.[6]

Помимо этого, исключается развертывание дополнительных войск и вооружений за пределами стран, в которых они находились по состоянию на май 1997 года. Предложение России предусматривает отказ от любой военной деятельности НАТО в Восточной Европе, Закавказье и странах Центральной Азии.

Государственный департамент США оценил предложения России по гарантиям безопасности в Европе, но как заявил его представитель Нед Прайс, «мы внимательно изучили предложения России по безопасности, однако мы пока не увидели ничего, что развеяло бы нашу обеспокоенность, т.к. у США есть свои поводы для беспокойства в Европе».[7]

Руководство НАТО также подтвердило, получение проекта Договора, однако сообщили, что будут изучать и обсуждать материалы с партнерами, а также примут во внимание мнение Украины.

Однако как заявил генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг на пресс-конференции после переговоров с президентом Украины Владимиром Зеленским, НАТО придерживается политики открытых дверей не только на словах, но и на деле. Столтенберг также напомнил, что за последние годы НАТО приняло в свои ряды Черногорию и Северную Македонию, заявив следующее «мы расширили Североатлантический альянс, несмотря на протесты со стороны России», приведя в качестве основы 10 статью Североатлантического договора, согласно которой Альянс может приглашать другие европейские страны присоединиться к НАТО.
Говоря об Украине, генсек подчеркнул, что это суверенная страна, которая сама должна определять свое будущее. Решение о присоединении Украины к НАТО будет приниматься только самим Киевом и 30 членами Североатлантического альянса, добавил он: «Мы не пойдем на компромисс с Россией относительно права Украины выбирать свой путь» и еще раз подчеркнул, что решение о возможном вступлении Украины в блок будут решать сама Украина и страны-члены Альянса.[8]

Резкий ответ руководства НАТО на российские предложения не означает ровным счетом почти ничего, т.к. к этому мы уже давно привыкли, а вот отказ американцев от подписания Договора может означать лишь одно: включение Украины в Североатлантический альянс со всеми, как говорится, вытекающими последствиями.

Что это будет означать для России не трудно представить. И ответ не заставит себя ждать.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10.02.2007 года. Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/events/president/24034/.html

[2] Как речь Путина в Мюнхене в 2007 году изменила мировую политику 19.08.2018 года. Электронный ресурс: https://news.rambler.ru/.html

[3] Почему Европа испугалась прямых переговоров России и США о гарантиях безопасности 20.12.2021 года. Электронный ресурс: https://news.rambler.ru/world/47805774/.html

[4] Лавров заявил о необходимости долгосрочных гарантий безопасности в Европе 02.12.2021 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20211202/bezopasnost-1761803141/.html

[5] Расширенное заседание коллегии МИД 18.11.2021 года. Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67123/.html

[6] МИД раскрыл требования России к США по гарантиям безопасности 17.12.2021 года. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/politics/17/12/2021/.html

[7] В Госдепе заявили об опасениях безопасностью в Европе из-за России 21.12.2021 года Электронный ресурс: https://iz.ru/1267222/2021-12-21/.html

[8] Столтенберг заявил о расширении НАТО вопреки протестам России 16.12.2021 года. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/politics/16/12/2021/.htm

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати