Не договориться — это значит двигаться дальше навстречу конфронтации. Так заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков видит дальнейшие отношения между Россией и НАТО, в случае если российские предложения о гарантиях безопасности будут проигнорированы. «Если оппоненты на той стороне, прежде всего США, но и другие страны, союзники, единомышленники США, уйдут в отказ, попытаются это дело торпедировать, то они получат дальнейшее ухудшение ситуации в сфере их собственной безопасности», — добавил дипломат.
Он отметил, что российские инициативы в сфере безопасности игнорировались и раньше, США и их союзники не склонны были соблюдать интересы безопасности России, а даже, напротив, всё чаще их ущемляли. В частности, одной из главных претензий российских властей остаётся расширяющаяся военная инфраструктура НАТО и её приближение к российским границам. «Мы по их правилам играть больше не будем, — предупредил Сергей Рябков. — Придётся договариваться». Заместитель главы внешнеполитического ведомства России призвал партнёров из НАТО оставаться «на высоте ответственности» и заверил, что российское правительство осознаёт свою ответственность в полной мере.
Замминистра в ходе брифинга прокомментировал предложенный Россией договор с США о юридически обязывающих гарантиях безопасности. Текст документа опубликован на официальном сайте МИД РФ. Инициатива России, по словам Сергея Рябкова, нацелена на деэскалацию, отведение сил и средств от линий соприкосновения, возобновление полноформатных каналов связи по военной линии, определение и выработка юридически обязывающих гарантий безопасности России. Так, в статье 4 предлагаемого «Договора между РФ и США о гарантиях безопасности» есть обязательство США «исключить дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в СССР», а также не создавать «военные базы на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами НАТО, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двустороннее военное сотрудничество». Кроме того, в договоре прописываются ограничения на размещение ядерного оружия, ракет средней и меньшей дальности (РСМД), полетов тяжелых бомбардировщиков, перемещение боевых кораблей и развертывание других вооружений «в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой Стороной как угроза своей национальной безопасности, за исключением такого развертывания в пределах национальных территорий Сторон».
В завершение брифинга в МИД России Сергей Рябков ответил на вопросы журналистов.
«Международная жизнь»: На прошлой неделе Вы заметили, что своими предложениями о выработке юридически обязывающих гарантий безопасности Россия, как Вы выразились, затронула самый нерв ситуации в Евроатлантике. Поясните, пожалуйста, свою позицию и расскажите, как европейские партнеры реагируют на российскую инициативу.
Сергей Рябков: Мне сложно судить. Я думаю, что это больше фигура речи. Смысл не в том, сердцевина затрагивается или какие-то периферийные нервные окончания, но то, что это достаточно болезненно, вся эта тема — это факт. То, что это нужно как-то решать, от этого надо избавляться — это тоже факт. В запущенной форме это может иметь некоторые серьезные последствия. Это тоже необходимо понимать. Комфортная жизнь политиков, военных планировщиков, которые отчитываются где-то у себя по штаб-квартирам, как они ещё смогли «досадить России», должна закончиться. Дальше так не может продолжаться.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs