ГЛАВНАЯ > Рецензии

Урок Фредерика Пьеруччи: нужен ли России свой антикоррупционный закон?

10:27 10.12.2021 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Пьеруччи Ф. Американская ловушка. – М.: Nouveaux Angles, 2021.

В Москве состоялась онлайн-конференция французского писателя, бывшего топ-менеджера машиностроительной компании Alstom  Фредерика Пьеруччи, посвященная выходу его книги «Американская ловушка» на русском языке.

В апреле 2013 года автор, топ-менеджер одного из подразделений этой французской компании (подразделения по продаже электроэнергетических котлов), был задержан Федеральным бюро расследований США по подозрению в коррупции. По обвинению в подкупе иностранных должностных лиц американские власти держали его в тюрьме больше двух лет, хотя он не брал ни цента. На основании положений Закона США о коррупционных практиках за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act – FCPA) его привлекли к уголовной ответственности.

Согласно материалам дела, в 2003-2005 годах Alstomвыплачивала взятки индонезийским чиновникам за оказание помощи в получении контракта по поставке котлов в рамках реализации проекта строительства электростанции в городе Тарахан. Средства якобы выводились из бюджета компании через оплату фиктивных консультационных услуг, а Пьеруччи, по заявлениям следователей, одобрил выбор консультантов и выплату им вознаграждения. Главной целью следствия было заставить французов заплатить гигантский штраф и продать акции компании конкуренту – американской корпорации GeneralElectric. По словам автора, эта история служит наглядным примером приемов, которые Соединенные Штаты применяют по отношению к европейскому бизнесу, используя закон в качестве экономического оружия, дестабилизируя самые крупные международные компании и банки.

С момента своего возвращения на родину Фредерик Пьеруччи консультировал французские компании, чтобы они не повторяли ошибок, совершенных Alstom, а также правительство Франции в вопросах принятия антикоррупционных законов.

14 апреля 2013 года Фредерик Пьеруччи прилетел с деловыми целями из Сингапура в Нью-Йорк. Стюардесса попросила его по окончании полета подойти к бортпроводнику. Поначалу он предположил, что речь пойдет о переносе или отмены запланированных встреч (так уже случалось во время командировок). Вместо этого бортпроводница указала на ожидавшую его у выхода группу людей – трех человек в форме и двух - в штатском. Ему сразу же объявили об аресте. Как оказалось, Министерство юстиции США вело расследование против компании на протяжении трех лет.

Сам Ф.Пьеруччи предположил, что если бы в момент приземления самолета в Международном аэропорту имени Дж. Кеннеди он отказался покинуть салон, то есть официально ступить на территорию США, ситуация могла развернуться по совершенно другому сценарию. Но, конечно, бизнесмен не подозревал, что против него открыто расследование – как и в других расследованиях в отношении иностранных граждан, американская юстиция применила принцип «скрытого обвинения».

«После ареста меня отвезли на штаб-квартиру ФБР, где я встретил главу Министерства юстиции США. Их основной задачей было не дать мне уехать во Францию. Они целенаправленно ждали, когда я попаду на американскую территорию. Это вполне объяснимо: Франция не выдает своих граждан иностранному правосудию. Генеральный прокурор сообщил мне, что следствие против моего предприятия ведется на протяжении уже трех лет. Я даже не подозревал, что был привлечен к уголовной ответственности. Целью открытого дела стало давление на компанию с тем, чтобы она сотрудничала с американским правосудием», - пояснил Ф.Пьеруччи.

 «Генеральный прокурор сразу же предложил мне быть «кротом» в своей компании, передавая США необходимую конфиденциальную информацию. Я отказался, и меня посадили в тюрьму строгого режима Уайетт в Род-Айленде, предназначенную для уголовников-рецидивистов. Тем самым они хотели подать знак руководству Alstom, что с юстицией США нужно вести себя более покладисто. В руководстве компании это поняли, и с самого момента моего ареста начали плотно сотрудничать с американской стороной», - сообщил Ф.Пьеруччи.

Неделю за неделей, месяц за месяцем Ф.Пьеруччи открывал для себя особенности американского законодательства, касающегося иностранных граждан. Ему были предоставлены услуги адвоката, но, как выяснилось, они работают в большей степени на американскую сторону. В частности, адвокат полагал единственно правильным решением взять всю вину на себя, возлагая надежду на «джентльменское соглашение» с прокурором о лишении свободы на 6 месяцев. Альтернативный вариант – отказаться признавать свою вину и защищать себя в суде самостоятельно – грозил «перспективой» получить 125 лет тюрьмы.

По признанию самого автора книги, наиболее ценными для него оказались советы сокамерников, которые предостерегли его от заключения так называемого «открытого соглашения о признании вины» (open plea), в рамках которого подсудимый признает себя виновным без каких-либо гарантий по условиям вынесения приговора. Напротив, целесообразнее было настаивать на заключении «юридически обязывающего соглашения о признании вины» (binding plea), которое ставит обвинителей перед обязательством назначить конкретный срок тюремного заключения.

После некоторых колебаний, наблюдая за арестом еще трех руководящих лиц в Alstom, в июле 2013 году Ф.Пьеруччи согласился признать вину, однако вопрос о тюремном сроке остался открытым.

Уже на следующий день после ареста Пьеруччи генеральный директор Alstom посетил Министерство юстиции США, чтобы обсудить соглашение и уплатить штраф (его сумма составила 772 млн. долларов). Через несколько месяцев был решен вопрос и о продаже акций филиала компании Alstom американской компании General Electric.

В июне 2013 года компания уведомила его об увольнении и тем самым отзыве оплачиваемого Alstom адвоката. После этого Пьеруччи пришлось провести в тюрьме еще около года. В июне 2014 года его, наконец, выпустили под залог.

Ф. Пьеруччи считает, что случай с компанией Alstom не единичен. «До меня было несколько руководителей компаний, которые оказывались в подобной же ситуации. Например, известная телекоммуникационная компания Alcatel, нефтяная компания Total. Суть в том, что в США приняты законы, нацеленные на привлечение к судебной ответственности неамериканских компаний. Вначале Соединенные Штаты взялись за компании дружественных им стран – Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Италии, Японии. Они нацелились на перспективные секторы – электроэнергетику, телекоммуникацию, прежде чем издали законы, сила которых распространяется, прежде всего, на крупных конкурентов американских компаний. Теперь, в конце 2010-х годов, они распространили эту практику на китайские и российские предприятия. Таким образом, процесс, через который европейские компании начали проходить 10-20 лет назад, для российских компаний только начинается», - пояснил Ф.Пьеруччи.

По словам бывшего топ-менеджера Alstom, США фактически ввели целую «батарею» законов, позволяющих управлять мировой торговлей: получать для американских компаний самые выгодные контракты по всему миру, поглощать или ликвидировать конкурентов. Эти законы активно используют как республиканцы, так и демократы, но, по-видимому, радикальные республиканцы более агрессивно (примером может служить позиция Дональда Трампа в отношении «Северного потока – 2»).

Согласно Ф.Пьеруччи, в США действует Закон о коррупционных практиках за рубежом 1977 года (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA), который стал экстерриториальным и применяется против всех компаний, у которых существует хотя бы минимальная связь с американской территорией. Большое значение имеют также законы об экономических санкциях и контроле над экспортом, а также Закон об облачных вычислениях (CLOUD Act). США имеют полное право запросить у американской компании все необходимые данные, включая конфиденциальные. При этом они де-факто обходят международные соглашения о передаче информации через Министерство юстиции. Кроме того, законодательство США в этой сфере каждый год меняется.

Есть два серьезных канала, которые используются Соединенными Штатами для того, чтобы привязать компании к американской юрисдикции. Это, в частности, использование американской финансовой системы SWIFT. Любые переводы компании в долларах проводятся через корреспондентский банк в Соединенных Штатах. Поскольку 75% мировой торговли проходят в долларах, то этого вполне достаточно. Не менее важен цифровой канал. Если иностранные компании используют какие бы то ни было американские цифровые сервисы, они могут оказаться в центре внимания американской судебной системы. Например, венгерская компания Magyar Telekom подвергалась преследованиям за коррупцию в Черногории, поскольку два важных электронных письма были посланы руководством этой компании через американские сервера. В итоге руководство вынуждено было заплатить 50 млн. долларов штрафа. Под удар попадали британская оборонная и аэрокосмическая компания British Aerospace, итальянская нефтегазовая компания ENI и норвежская энергетическая компания Statoil. Правда, некоторые страны стали реагировать, принимая свои контрсанкционные законы, а также рассматривают перспективу замены американского программного обеспечения, поскольку, помимо риска шпионажа, есть и риск экстерриториальности, под которую может попасть экономическая деятельность той или иной страны.

Сложность еще и в том, что дела против иностранной компании крайне редко доходят до суда: 90% из них решаются, как и в случае с Alstom, благодаря сделке со следствием на основе безоговорочного признания своей вины. В этом случае представитель компании получает срок в несколько лет. В случае упорного нежелания признавать вину ему грозит гигантский тюремный срок. Из оставшихся 10% в 8,5% суд принимает решение в пользу правительства США.

Быстрее всего на сложившуюся ситуацию отреагировали в Великобритании. Британцы издали свой противозакон, который позволил им решать свои проблемы. Во Франции именно история с компанией «Альстом» подтолкнула парламент к принятию нового антикоррупционного закона – «Второго закона Сапена» (Sapin II), по фамилии депутата, предложившего его. Это позволяет компаниям прибегать к антикоррупционным мерам. «Вопрос заключался в том, как убрать руки американской юридической системы от французских компаний. Наш закон позволяет заплатить штраф во Франции, и там же отбывать срок заключения. Похожие законы уже приняты в Бразилии, Китае, Индии», - пояснил Ф.Пьеруччи.

Справедливости ради, за прошедшие годы, конечно, были проведены и расследования в отношении американских компаний (среди них - инженерно-сервисная и строительная KBR/Halliburton, металлургическая Alcoa, транснациональный холдинг JP Morgan Chase, косметическая компания Avon Products). Однако в итоге европейские компании за десять лет с 2008 по 2018 годы заплатили штрафов в 3 раза больше, чем американские. По словам Ф.Пьеруччи, 2000-е годы США преследовали европейские, а также японские компании, потому что они были основными конкурентами на рынках третьих стран.

Пример с компанией Alstom показывает, что России не в меньшей мере, чем Франции, необходим свой антикоррупционный закон. Это позволит перехватить инициативу по борьбе с коррупцией, позволит пополнить российскую казну и защитить своих граждан от угроз ареста в третьей стране и экстрадиции в США, тем более, что такие прецеденты уже неоднократно были.

В заключение остается лишь сказать, что книга бывшего топ-менеджера Alstom вызвала большой интерес за рубежом, в том числе в Китае, где, по озвученным на презентации данным, было продано более 1 млн. экземпляров. Особый интерес она вызвала в компании Huawei, закупившей 50 тыс. экземпляров. Это неудивительно, поскольку ей уже пришлось столкнуться с судебными ограничениями своей экономической деятельности в третьих странах по запросу из США. Полагаем, только что выпущенное издание на русском языке вызовет большой интерес как у специалистов, так и у всех, кто интересуется проблемами современной международной политики и мировой экономики.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати