ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Как вождь спас императора

10:31 11.11.2021 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Парадный портрет Николая II на обратной стороне портрета В.И.Ленина в Эрмитаже С-Петербурга

Группа искусствоведов и реставраторов из Санкт-Петербурга приступила к созданию монографии об истории двойного портрета, согласно которой вождь спас императора. В настоящее время в Союзе художников Санкт-Петербурга, расположенном на ул.Большая Морская,38, демонстрируется копия обретенного недавно портрета императора Николая II кисти Ильи Галкина. Оригинал же этого образа был выставлен ранее в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Картина пополнила галерею портретов династии Романовых -изображение императора Николая II, созданное в год его коронации на Российский трон. Казалось бы, событие не столь значительное для музея такого масштаба, если бы не курьезное обстоятельство. О нем журналу «Международная жизнь» рассказала искусствовед и реставратор сокровищницы искусства мирового значения Татьяна Поцелуева. Она возглавляла группу реставраторов в работе над полотном. История на первый взгляд банальная. В школе №206 Санкт-Петербурга, которая располагается в старинном доме на Фонтанке, в актовом зале шла подготовка к очередному празднику. Первоклашки расшалились, толкая друг друга, и один мальчик пробил головой стоявший на сцене портрет В.И.Ленина, на котором вождь мирового пролетариата был изображен в полный рост на фоне Петропавловской крепости, слегка «подправленной» коммунистическими символами - красной звездой над вратами цитадели. Директор школы обратилась за помощью к подруге-реставратору из Русского музея с просьбой помочь «залатать дыру». А повреждение вышло размером «метр на метр». Каковы же были габариты портрета в целом? – Он занимал пространство от потолка почти до пола, при этом вместе с рамой его высота составляла 4 метра, ширина 2 м.

Бригада специалистов и реставраторов из Русского музея первоначально приступила к демонтажу, поскольку изображение вождя было «упаковано» в раму внушительных размеров и вмонтировано в стену. В ходе работ у директора школы (она историк) Светланы Пасынковой сложилось мнение, что художник использовал старый холст, на котором уже была другая картина. Свои соображения она изложила специалистам, и те провели  экспертизу. Как уточнила Татьяна Поцелуева: «У нас было сотрудничество с разными организациями по реставрации объектов». Подозрения С.Пасынковой вдохновили исследователей и, отогнув край холста, они обнаружили наличие старого лака. Отсоединили раму от картины, и начались долгие годы реставрации.  В академии им.А.Л.Штиглица в Санкт-Петербурге, где преподает Татьяна Поцелуева, она профессор кафедры живописи и реставрации, - провели рентген полотна. Снимок показал изображение Николая II. «Прекрасная сохранность первоначального портрета императора!» - констатировала Татьяна Леонидовна Поцелуева.

Профессор академии им. А.П.Штиглица Т.Л.Поцелуева за реставрацией портрета императора Николая II.

Одновременно с реставрационными работами искусствоведы стали выяснять историю написания парадного портрета государя императора. Стоит пояснить, что по сложившейся традиции парадные портреты императоров в XIX в. украшали практически каждое  учебное и высшее учебное заведения двух столиц и крупных российских городов. Данный портрет в полный рост молодого царя был написан художником XIX в. Ильей Галкиным, которому было позволено присутствовать в Зимнем дворце на единственном сеансе позирования императором И.Е.Репину для создания картины. Об этом есть запись в архивах и в дневниках обоих художников. Интересно, что портрет, который принадлежал кисти И.Галкина, был заказан мастеру руководством коммерческого училища в 1896 году (с 1929 г. в здании училища располагалась школа №206) в виду менее затратной сметы. Для сравнения: копия, выполненная самим И.Е.Репиным, обошлась бы школе в две тысячи рублей, а портрет, заказанный И.Галкину – в восемьсот рублей. Эта разница в суммах и решила выбор заказчика. О том, что портрет принадлежал кисти И.Галкина, свидетельствует двойной автограф художника в нижнем левом углу. Первоначальная роспись была поставлена им слишком низко, и когда портрет «одели» в раму, автограф оказался скрытым под багетом, но И.Галкин вторично расписался чуть выше своего прежнего автографа.  

Но как же сохранился портрет императора на обратной стороне полотна с Лениным? Ответ на этот и другие вопросы лежит в плоскости духовно-нравственного выбора. Дело в том, что в школе №206, которая в XIX в. была коммерческим художественным училищем, преподавал живописец Владислав Измайлович. После революции 1917 г., как известно, все символы царской власти были признаны не только недействительными, но по возможности уничтожались. Печальная участь ожидала и портрет государя императора работы И.Галкина в этом коммерческом училище. Однажды он был поврежден штыками революционного патруля. Тогда его наскоро кто-то задрапировал от посторонних глаз. И не исключено, что это был Владислав Измайлович, оставшийся при советской власти преподавателем этого училища, которое затем было преобразовано в школу №206. Понимая ценность портрета, В.Измайлович закрасил его серой краской под цвет исходного холста, чтобы сохранить реликвию. Спустя семь лет ему поступил заказ от руководства школы №206 на портрет В.И.Ленина в полный рост. Скромность финансирования не позволяла приобрести необходимых размеров холст и раму, тогда Измайлович решил использовать закрашенный им самим портрет императора Николая II. Это решало сразу две задачи: выполнение к сроку портрета вождя (1924 год) и гарантированную сохранность портрета императора. Сохранило же время краски и ценность фаюмских портретов, выполненных в Римском Египте в I-III вв. В.Измайлович не мог предполагать, как скоро откроется тайна, которую он унес собой в мир иной, дожив до 1959 г.  

Парадокс истории в том, что по сути, вождь спас императора, портрет одного стал «охранной грамотой» для другого. А копию с парадного портрета государя императора кисти И.Галкина, которую сделала художник-реставратор Татьяна Леонидовна Поцелуева, теперь могут видеть посетители Союза художников Санкт-Петербурга на Большой Морской, 38(*). Союз расположен в том же здании XVIII в., где ранее размещалось Императорское общество поощрения художеств. В этом заведении обучался ранее Илья Галкин, создатель портрета молодого Николая II в год его коронации на престол. История, совершив виток по спирали в сто лет, устроила своеобразную встречу художника И.Галкина, имевшему разрешение писать монарших особ, с копией своей работы. А мы получили увлекательный рассказ и путешествие во времени посредством двойного портрета императора и вождя.

За время реставрационных работ история двойного портрета обогатилась множеством свидетельств, документальных и устных, обилием нюансов, столь интересных и специалистам и всем, кому небезразлична история отечественной культуры. Именно по этой причине коллектив авторов, доведших портрет государя императора кисти И.Галкина до совершенства реставрации, взялся написать книгу об этом нелегком процессе. Среди них - уже известная читателям профессор Татьяна Поцелуева, искусствоведы Наталия Мутья и Александр Карпов. Двойной портрет продолжает открывать свои тайны, соединяя разрозненные эпизоды истории в единое полотно.          

 

Сноска:

(*)Историк Сергей Лебедев «Из истории дома №38 на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге», «Богемный Петербург», 2013 г., стр. 38 с илл.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати